-
University
21 Kosmonavtov Boulevard,
Brest, Belarus 224016
Phone number:
+375 162 37‑00‑96
box@brsu.by -
Faculties
-
Education
21 Kosmonavtov Boulevard, Room 217/1, Brest, 224016, Belarus
+ 375 162 37-01-27
marzans@brsu.by -
Science
21 Kosmonavtov Boulevard, Brest, 224016, Belarus, Room 207
+375 162 21-66-86
nis@brsu.by
inovac@brsu.by -
International activities
21 Kosmonavtov Boulevard, Academic building № 1, Room 117, Brest, 224016, Belarus
Phone numbers: +375 162 37-01-29
+375 29 21-06-115
int@brsu.by - Services
Риск задержки развития ребёнка
Психоэмоциональное состояние женщины в период беременности, родов и послеродовый период
Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может обеспечить ребёнку положительное эмоциональное взаимодействие, защиту и стимулирование, что подвергает его риску задержки в развитии.
* * * * *
Многие женщины, страдающие от депрессии, испытывают трудности в уходе за собой. Они могут неправильно питаться, страдать от постоянной усталости и бессонницы, не посещать доктора, не следовать медицинским предписаниям, могут злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь, наркотики. Депрессия может серьёзно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. У неё может не хватать сил и энергии и на себя, и на малыша. Женщина может испытывать трудности с концентрацией внимания, стать раздражительной и быть не в состоянии дать своему ребёнку необходимую любовь и нежность. Как результат, она может чувствовать вину и потерять уверенность в себе, как в матери, что ещё более усугубит её депрессивное состояние. Учёные считают, что послеродовая депрессия у матери может оказать отрицательное влияние на развитие речи у ребёнка; вызвать эмоциональные и поведенческие проблемы, низкий уровень активности, трудности со сном и душевное недомогание у него.
Новорожденный ребенок находится в эмоциональной зависимости от материнского голоса, её жестов, движений и выражения лица. Женщина в состоянии депрессии избегает эмоциональных контактов, в том числе и контакта глазами. В результате дети таких матерей демонстрируют больше негативных эмоций, чем их сверстники, о которых заботятся мамы в благополучном эмоциональном состоянии.
Дети матерей с депрессией формируют своё поведение на основании опыта раннего детства, используя негативное поведение, плач и протест как стратегию привлечения внимания к своим потребностям.
Новорожденные дети генетически запрограммированы развивать тесные эмоциональные связи с матерью. Новорожденные чрезвычайно чувствительны к качеству ухода и развиваются в контексте эмоциональных отношений. Уже в возрасте 6 недель новорожденный может чувствовать себя несчастным, если его эмоциональная связь с матерью нарушена. Ребёнок, у которого была крепкая и безопасная привязанность к матери или человеку, заботившемуся о нём на протяжении первых лет жизни, более склонен устанавливать позитивные отношения с другими людьми: сверстниками, воспитателями, учителями. Такие дети более адекватно реагируют на неприятные ситуации в дошкольном и школьном возрасте.
У детей раннего возраста, матери которых находятся в состоянии депрессии, могут появиться эмоциональные расстройства, что влечёт за собой задержку развития. Малыши постарше могут демонстрировать агрессивное и импульсивное поведение. В детском саду или школе такие дети имеют проблемы в поведении, отношениях со сверстниками, испытывают трудности с доверием к взрослым, мотивацией к учёбе. Это означает, что материнские депрессии имеют длительные негативные воздействия на ребёнка. Старшие дети матерей, находящихся в состоянии депрессии, демонстрируют слабый уровень самоконтроля, агрессию, имеют проблемы с учёбой и в общении, что в последствии может сказаться на их полноценном развитии. Ребёнок может потерять способность к достижению успехов в учёбе, профессиональной карьере, личной жизни.