Психолого-педагогическое сопровождение студентов

Методическая копилка 
Работа со студентами
(памятка для кураторов учебных групп)

Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, педагогами-психологами,  педагогами социальными университета, студенческими формированиями, общественными организациями и др.

1. Особенности работы куратора со студентами 
Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

  • отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах); 
  • небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;
  • недостаточным социальным опытом и др. 

Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.
Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия. 
При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались
Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.
Беседа может состоять из нескольких этапов:

  1. Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов. 
  2. В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода). 
  3. Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, об общественных организациях, функционирующих в университете.
  4. По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, педагогу-психологу и т.п).

При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.
Поэтому:

  • осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;
  • не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности
С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, педагога-психолога университета, воспитателя общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации. 
Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.
При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться. 

  1. Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.
  2. В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.
  3. Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к педагогу-психологу за консультацией.
  4. Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к педагогу-психологу и пригласить его на кураторский час.

Куратору необходимо также координировать свою работу с воспитателями общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.
В общежитии куратор:

  • изучает наличие и содержание проблем студента;
  • знакомится с организацией его быта;
  • вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;
  • отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».

  Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.

3. Циклограмма работы со студентами
  Сентябрь

  1. Составление социального паспорта учебной группы с указанием в «Дневнике куратора» информации о студентах. 
  2. Знакомство со студентами. Изучение склонностей и увлечений студента. Отражение в личной карте студента полученных данных. Информирование студента о деятельности социально-педагогической и психологической службы, отделе воспитательной работы, студенческого и спортивного клубов, общественных организаций университета.
  3. Посещение общежития, где живет студент, беседа с воспитателями для координирования совместной работы, обмен контактными телефонами.
  4. Приглашение педагога-психолога на кураторский час для проведения диагностических исследований.
  5. Посещение педагога-психолога для координации совместной работы (в период адаптации и с «проблемными» студентами).

Октябрь - декабрь, февраль - май 

  1. Заполнение личной карты студента, в которой отражается успеваемость, количество пропусков, участие в общественных мероприятиях, характер досуговой деятельности и т.п.
  2. Наблюдение за пропусками, успеваемостью в зачетную сессию, задолженностями студента. Сбор информации о пропусках, низкой успеваемости и задолженностям (собеседование с преподавателями, старостой, студентом). Направление студента на консультации, дополнительные занятия, факультативы при возникновении проблем, связанных с низкой успеваемостью. 
  3. Регулярное (не реже 2 раз в месяц) посещение студентов, проживающих в общежитии.
  4. Привлечение студентов к групповым, факультетским и университетским мероприятиям совместно с заместителем декана по воспитательной работе, а также с помощью общественных организаций университета (профком, БРСМ), ОВР, студклуба, спортклуба. 
  5. Оказание помощи студентам в решении проблем, при необходимости подключение заместителя декана по воспитательной работе, педагога-психолога, педагога социального и др.

Январь, июнь (сессия) 

  1. Взаимодействие с преподавателями по дисциплинам, по которым у студентов имеются проблемы. Организация дополнительных занятий и консультаций.
  2. Информирование студентов о правилах прохождения зачетной и экзаменационной сессии, сроках погашения задолженностей. 
  3. В течение первой недели после окончания сессии сбор и регистрация информационного материала с учётом результатов учебной и общественной деятельности каждого студента: рейтинга успеваемости, общее количество пропусков занятий, общественные мероприятия, в которых участвовал студент, замечания и поощрения за прошедший семестр, информацию о характере досуга в период каникул.