Никита Суббота: «Ловлю любую возможность языковой практики»

Всех педагогов высшей школы объединяет любовь к профессии, студентам и желание дать путёвку в жизнь молодым людям, стать для них ориентиром, который поможет не сбиться с пути. В их числе и преподаватель кафедры английской филологии БрГУ имени А.С. Пушкина Никита Суббота. Проработав несколько лет в университете, он на себе прочувствовал романтику преподавательских будней и сегодня с уверенностью говорит, что стать хорошим педагогом может только по-настоящему увлечённый своим делом человек. Никита Сергеевич ненадолго забежал к нам и рассказал о своём пути в профессию, волонтёрском опыте и поделился планами.

 Никита Сергеевич, почему Вы в своё время решили получить благородную профессию педагога?
 В детстве я, как и многие другие дети, мечтал о разных профессиях: конструкторе автомобилей, шеф-поваре, консуле, переводчике… Устройство автомобиля меня интересовало с ранних лет. Нравились представительные машины с дипломатическими номерами, и сам мечтал ездить на таких. Любил готовить и даже вырезал из овощей различные фигуры для декора блюд. Но, видимо, всё предопределила школа.
Я учился в средней школе №
 9 города Бреста. Первые четыре года в польском классе. Так произошло случайно. Мама просто увидела в газете объявление и решила почему бы и нет. Все уроки, кроме русского и белорусского языков, были на польском языке. Было очень интересно. С классом ездили в экскурсионные поездки в Польшу, Италию, Германию, Данию.
Потом учился в классе с углубленным изучением английского. Много читал на иностранных языках. При этом мне хорошо давались и другие предметы. Я участвовал в конкурсах и олимпиадах по белорусскому языку и географии. Решил, что в современном мире важно владеть иностранным языком, поэтому продолжил изучать английский язык в Брестском государственном университете имени А.С.
 Пушкина по специальности «Современные иностранные (английский, немецкий) языки» со специализацией «Компьютерная лингвистика».

– Каким студентом Вы были?
 Ответственным и дисциплинированным. Горел учёбой. Моя философия – «Хорошо или никак», поэтому тщательно готовился к занятиям и экзаменам, стремился к лучшим результатам. Я учился на условиях оплаты. Все годы шёл к снижению стоимости обучения. Только на пятом курсе меня перевели на бюджет. Думаю, что желание стать профессионалом и стремление облегчить финансовое состояние семьи были сильной мотивацией.
Со
 второго курса с удовольствием узнавал новое на лекциях и при подготовке к семинарам. Активно включился в научно-исследовательскую деятельность. Писал статьи и участвовал в конференциях. Преподаватели заметили мой потенциал. Состоял в студенческой научно-исследовательской группе. Самый интенсивный период – четвёртый и пятый курсы. Много интересных тем исследовал в рамках курсовой и дипломной работ. К концу обучения у меня было двенадцать публикаций.

Со студенческих лет особое место в моей жизни заняло волонтёрство. Состоял в волонтёрском отряде Lingua и занимался добровольческой деятельностью по профилю. Работал на гандбольных матчах. Особенно запомнился второй опыт, когда у меня была очень ответственная миссия – курировать водителей, обеспечивать логистику спортсменов и тренерского штаба. Ещё занимался переводческим сопровождением футбольных матчей. В обязанности входила встреча гостей в аэропорту в Бресте, организация общения и сопровождение до места отъезда. Экипировку с матчей храню до сих пор.
Ловлю любую возможность языковой практики, поэтому волонтёрский опыт для меня прежде всего способ совершенствовать свой английский. Конечно, это и получение новых знаний, и дополнительное развитие, и выход из зоны комфорта.

– Почему трудовой путь Вы начали в университете?
– Не могу сказать, что я целенаправленно собирался стать педагогом высшей школы. На последнем году обучения многие преподаватели спрашивали, продолжу ли обучение в магистратуре. И я подумал, что завершённое высшее образование мне точно не помешает. Параллельно трудоустроился на кафедру английской филологии и начал вести практические занятия.

В моей профессиональной педагогической деятельности три года занимает работа заместителем декана по воспитательной работе. Сначала было сложно вникать во все процессы. Но в диалог со всеми студентами факультета иностранных языков вошёл быстро. Нравилось быть задействованным в многочисленных мероприятиях. Весело и познавательно при поддержке БРСМ проходил квест «Мая краіна – Беларусь». Много нового узнали во время фестиваля иностранных студентов и совместного мероприятия с китайскими магистрантами. Оказывается, острые блюда характерны только для отдельных китайских провинций. Масштабно и ярко мы проводили День народного единства. Студенты активно присоединялись к благотворительным мероприятиям, например готовили блюда разных стран и продавали их с целью сбора средств на покупку дорогостоящего лекарства для тяжелобольного ребёнка.
С меньшим энтузиазмом брался за работу с документами, местами было сложно. Но вскоре и её я подчинил своим правилам. Разработал лайфхаки, которыми, к слову, впоследствии делился с коллегами.

– Вас любят студенты. Как выстраиваете отношения с ними?
– Стараюсь быть с обучающимися на одной волне. Устанавливаю с ними доверительные отношения. У нас есть общие чаты в телеграме для оперативной связи. Ребята могут задать мне любой вопрос. Я делюсь с ними интересными материалами по изучаемым темам. На практических занятиях применяю информационно-коммуникационные технологии и интерактивы. Тестовые задания для проверки знаний и закрепления темы разрабатываю на онлайн-платформе – это экономит временной ресурс и позволяет студентам сразу же узнать результат. Этой практикой заинтересовались коллеги, поэтому я с удовольствием провёл для них мастер-класс по созданию онлайн-тестов.

  

Стараюсь не критиковать студентов. Принимаю их такими, какие они есть. От ребят у меня только позитивные впечатления. В большинстве своём это мотивированные молодые люди, знающие, чего хотят от жизни. Конечно, у каждого свои недостатки. Если обобщать, то, на мой взгляд, современным обучающимся не хватает навыков самостоятельной работы, организации своего рабочего времени и умения ориентироваться в информационном поле.

 

– У молодого преподавателя остаётся время на личные увлечения?
– По-прежнему увлекаюсь автомобилями – изучаю их строение, слежу за тенденциями рынка и ценообразованием. Как продвинутый молодой человек, интересуюсь всем, что связано с гаджетами и технологиями. Люблю кататься на велосипеде. Такая физическая нагрузка помогает мне отдохнуть от умственного труда. С удовольствием выезжаю за город, где не такое плотное автомобильное движение. С лёгкостью проезжаю от тридцати до пятидесяти километров. Наверное, многие удивятся, но люблю делать поделки из бумаги. Так что тем, кому нужны незамысловатые украшения к праздникам, точно ко мне (смеётся).

– Поделитесь планами.
– Для мужчины важен карьерный рост. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. В будущем я вижу себя на руководящей должности. Считаю, что нужно развиваться и совершенствовать свой профессиональный уровень. В связи с тем, что сейчас работаю преподавателем в высшей школе, хочу поступить в аспирантуру. В настоящее время думаю над темой диссертации и активно работаю над научными публикациями.

Если говорить о личном, то задумываюсь о создании семьи. Семья – это уют, окружение, в котором комфортно, всегда чувствуешь безопасность и заботу.

– Спасибо, Никита Сергеевич, за интервью. Исполнения намеченных планов!

Юлия Вовк
Фото из личного архива Никиты Субботы

Поделиться: