Самооценка и отношение к себе

В процессе развития у ребёнка формируется самооценка и отношение к себе.

Три фактора определяют потребность ребёнка в самосовершенствовании:

качество детских привязанностей, характер домашней среды и стиль родительского воспитания.

По мере взросления ребёнок начинает узнавать себя, понимать какой он, и формировать самооценку – положительную или отрицательную. Родители играют критическую роль в формировании детской самооценки.

Этот процесс начинается тогда, когда ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. Родителям следует вместе с ребёнком рассматривать его изображение в зеркале, просить показать носик, глазки,  ручки и т.д.

С возраста от 3,5 до 4 лет дети могут помнить, что с ними происходит, и это начало их автобиографии.

В возрасте от 3,5 до 5 лет дети начинают понимать, что человек может делать ошибочные предположения. Поэтому в этом возрасте они постигают значение убеждений и доверия. Они начинают манипулировать доверием взрослых, обманывать и врать (классические примеры: «Вазу разбила соседская кошка»; устраивать сильный рёв в магазине, чтобы им купили игрушку).

Уже к 4-5 годам дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми.

Развиваясь, дети не только углубляют понимание себя, но и начинают оценивать собственные качества (это и есть самооценка). Если у ребёнка есть безопасная привязанность к родителям, то они, скорее, будут оценивать себя положительно. Если привязанность была небезопасная, то дети могут считать себя плохими, виноватыми во всём.

В возрасте от 4 до 7 лет дети склонны сильно преувеличивать свою положительную оценку из-за желания нравиться или преуспевать. Начиная с 8 лет, оценка ребёнком своих умений начинает сближаться с оценками, которые дают окружающие. В раннем подростковом возрасте собственная оценка зависит от друзей, огромное значение в этот период имеют приязненные, тёплые, доверительные отношения в семье и надёжная дружба её членов. Единственный фактор, который может понизить самооценку в подростковом возрасте, это неудовлетворение своей внешностью.

Безопасно привязанные дети в два года лучше справляются с решением проблем, демонстрируют сильное чувство любопытства, а поступив в школу – уверенность  в себе и настойчивость в решении проблем.

Качество домашнего окружения, предметы мебели для ребёнка, соответствующие возрасту игрушки и игры, наличие интеллектуальной среды стимулируют ребёнка к приобретению новых умений, способствуют хорошим результатам в учёбе.

Благоприятным для развития ребёнка можно считать такой стиль воспитания, при котором родители любят ребёнка и сердечны по отношению к нему, принимают его и хвалят за успехи; объясняют ему правила поведения и поощряют за их соблюдение. Важно в воспитании обеспечить и некоторую самостоятельность ребёнку, позволяя ему самому справляться с посильными проблемами и с возрастом самостоятельно решать, как удовлетворить свои желания.

Родители, которые не вовлечены в жизнь детей и редко направляют их деятельность или жёстко контролируют ребёнка, постоянно ворчат по поводу домашних заданий, ведут надоедливые разговоры о плохих оценках, предлагают денежное вознаграждение за оценки, могут подорвать желание ребёнка учиться.