-
Университет
224016, Республика Беларусь, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
+375 162 37-00-96 (телефон)
box@brsu.by -
Факультеты
- Абитуриенту
-
Студенту
- Иностранным гражданам
-
Образование
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 217/1
+ 375 162 37-01-27
marzans@brsu.by -
Наука
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 207
+375 162 21-66-86
nis@brsu.by
inovac@brsu.by -
Международная деятельность
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов 21, учебный корпус № 1, кабинет № 117
+375 162 37-01-29 (телефон)
+375 29 21-06-115 (мобильный телефон)
int@brsu.by - Услуги
Самооценка и отношение к себе
В процессе развития у ребёнка формируется самооценка и отношение к себе.
Три фактора определяют потребность ребёнка в самосовершенствовании:
качество детских привязанностей, характер домашней среды и стиль родительского воспитания.
По мере взросления ребёнок начинает узнавать себя, понимать какой он, и формировать самооценку – положительную или отрицательную. Родители играют критическую роль в формировании детской самооценки.
Этот процесс начинается тогда, когда ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. Родителям следует вместе с ребёнком рассматривать его изображение в зеркале, просить показать носик, глазки, ручки и т.д.
С возраста от 3,5 до 4 лет дети могут помнить, что с ними происходит, и это начало их автобиографии.
В возрасте от 3,5 до 5 лет дети начинают понимать, что человек может делать ошибочные предположения. Поэтому в этом возрасте они постигают значение убеждений и доверия. Они начинают манипулировать доверием взрослых, обманывать и врать (классические примеры: «Вазу разбила соседская кошка»; устраивать сильный рёв в магазине, чтобы им купили игрушку).
Уже к 4-5 годам дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми.
Развиваясь, дети не только углубляют понимание себя, но и начинают оценивать собственные качества (это и есть самооценка). Если у ребёнка есть безопасная привязанность к родителям, то они, скорее, будут оценивать себя положительно. Если привязанность была небезопасная, то дети могут считать себя плохими, виноватыми во всём.
В возрасте от 4 до 7 лет дети склонны сильно преувеличивать свою положительную оценку из-за желания нравиться или преуспевать. Начиная с 8 лет, оценка ребёнком своих умений начинает сближаться с оценками, которые дают окружающие. В раннем подростковом возрасте собственная оценка зависит от друзей, огромное значение в этот период имеют приязненные, тёплые, доверительные отношения в семье и надёжная дружба её членов. Единственный фактор, который может понизить самооценку в подростковом возрасте, это неудовлетворение своей внешностью.
Безопасно привязанные дети в два года лучше справляются с решением проблем, демонстрируют сильное чувство любопытства, а поступив в школу – уверенность в себе и настойчивость в решении проблем.
Качество домашнего окружения, предметы мебели для ребёнка, соответствующие возрасту игрушки и игры, наличие интеллектуальной среды стимулируют ребёнка к приобретению новых умений, способствуют хорошим результатам в учёбе.
Благоприятным для развития ребёнка можно считать такой стиль воспитания, при котором родители любят ребёнка и сердечны по отношению к нему, принимают его и хвалят за успехи; объясняют ему правила поведения и поощряют за их соблюдение. Важно в воспитании обеспечить и некоторую самостоятельность ребёнку, позволяя ему самому справляться с посильными проблемами и с возрастом самостоятельно решать, как удовлетворить свои желания.
Родители, которые не вовлечены в жизнь детей и редко направляют их деятельность или жёстко контролируют ребёнка, постоянно ворчат по поводу домашних заданий, ведут надоедливые разговоры о плохих оценках, предлагают денежное вознаграждение за оценки, могут подорвать желание ребёнка учиться.