Качество эмоциональных связей

Качество эмоциональных связей ребёнка с матерью или близкими взрослыми

определяет характер его психического развития,

что, в конечном счёте, определяет уровень психического здоровья.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Эмоциональная связь начинается с самого рождения, когда ребёнок выделяет мать или другое лицо, ухаживающее за ним, как центральную фигуру и адресует ей свои потребности, обменивается первичными коммуникациями (улыбки, звуки). Ребёнок внимательно следит за глазами взрослых и их движениями. Достаточно быстро ребёнок начинает узнавать голоса мамы и папы, других близких людей. Он начинает различать запахи «своих» и «чужих» и предпочитает запах грудного молока своей матери.

Знакомый запах, ласковый голос, то, как его прижимают к себе и носят, успокаивает, создаёт у ребёнка чувство надёжности, стабильности, безопасности. Благодаря первым контактам у ребёнка начинает появляться чувство собственной значимости, необходимое для того, чтобы он стал личностью.

Для эмоционального развития ребёнка родители должны с первых же дней ласково разговаривать с ребёнком, петь колыбельные и весёлые детские песни, рассказывать детские стихи.

Ребёнок в процессе общения с матерью учится связывать определённые события с соответствующей эмоциональной оценкой матери, и постепенно учится сам ориентироваться в происходящих событиях и регулировать свои эмоции.

Уже с первых дней младенец пытается понять, что происходит вокруг, связать события, людей и впечатления в одно целое. Регулярность действий (кормление, переодевание, купание, прогулки на улице и др.) помогают ребёнку установить понятие времени «тогда» и «сейчас». Родители должны объяснять ребёнку, что происходит вокруг. Уже в два года большинство детей имеют свой собственный внутренний опыт, они могут видеть и понимать окружающее по-другому, чем взрослые. Полученный в ходе взаимодействия с близкими людьми опыт общения и его правила ребёнок переносит на взаимодействие с другими людьми.

В возрасте 8-10 месяцев младенцы начинают понимать эмоции других людей. Такая способность ребёнка помогает ему правильно вести себя в незнакомых ситуациях. С помощью улыбки ребёнок устанавливает контакты с взрослыми.

Качество эмоциональных связей с взрослыми и детьми определяется эмоциональным развитием ребёнка. На первом году жизни у младенцев появляются первичные эмоции: интерес, страдание, отвращение и удовлетворение (видимые на лицах), гнев, печаль, удивление и страх. На втором-третьем году жизни появляются вторичные эмоции: смущение, гордость, вина и стыд. Они появляются после того как ребёнок научился узнавать самого себя и уже с помощью родителей знает, какое поведение хорошее, а какое плохое.

Эмоциональная саморегуляция ребёнка начинается в раннем возрасте. Родители должны быть образцами позитивных эмоций, хорошо заботиться о ребёнке, стараться продлить приятные эмоции младенца и всё меньше реагировать на внешнее выражение его отрицательных. Это помогает ребёнку правильно справляться со своими эмоциями.

Маленькие дети делают попытки справиться со своим гневом и печалью. Но способность регулировать эмоции развивается медленно, и только ко времени учёбы в школе ребёнок постепенно приобретает умение следовать культурно обусловленным правилам выражения эмоций.

Для того чтобы эмоционально развивать ребёнка, учить его понимать свои эмоции, эмоции других детей и взрослых, родители могут покупать куклы с разными эмоциональными выражениями лица. Сегодня в продаже такие куклы есть: они плачут, смеются, сердятся и т.п. Можно приобретать игры, типа лото с лицами на карточках, выражающими разные эмоции. Такие игры и игрушки родители могут сделать сами, например, с помощью пустой яичной скорлупы с небольшим отверстием для указательного пальца руки родителя и с нарисованными эмоциональными лицами (такие куклы у нас называют «пальчиковыми», но вы можете встретить название «Би-Ба-Бо»). Кукол можно сшить из ткани, связать крючком или спицами, вылепить из пластилина и т.д. С их помощью можно разыгрывать различные ситуации, меняя куклы в зависимости от того, какие чувства они должны активизировать.

Можно также вести дневник, и сам малыш будет рисовать свои эмоции и настроение, передавая их разными цветами в виде каракулей.

Барановичский государственный университет
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский государственный экономический университет
Брестская областная библиотека имени М. Горького
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусская ассоциация студенческого спорта