Общие сведения

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» начинает свою историю с создания учительского института в г. Бресте (решение о создании института утверждено постановлением Совета народных комиссаров БССР от 06.06.1945 № 801). В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23.09.1950 № 15414-р учительский институт реорганизован в Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина, который приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 22.08.1995 № 320 переименован в Брестский государственный университет. Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 1999 г. № 275 Брестскому государственному университету присвоено имя А.С. Пушкина.

За эти годы университет прошел славный путь от учительского института до классического университета, ведущего центра культурного, образовательного и научно-инновационного развития Брестского региона.

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 03 мая 2014 года ректором университета назначена доктор педагогических наук, профессор Анна Николаевна Сендер.

Встреча Министра образования Республики Беларусь А.И. Иванца
со студенческой молодежью БрГУ имени А.С. Пушкина

За достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности образовательных услуг, научной продукции, внедрение инновационных технологий и методов менеджмента Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2017 г. № 171 учреждению образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» присуждена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. В 2020 году в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики от 03.04.2020 года № 203 учреждению образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Премия Правительства Республики Беларусь в области качества присуждена повторно.

В 2020 г. университет успешно прошел ресертификационный аудит и получил Сертификат соответствия СТБ ISO 9001-2015 (до 2023 года).

Сегодня Университету свойственны многопрофильность и многоуровневость профессиональной подготовки. Университет осуществляет профессиональную подготовку специалистов по следующим профилям высшего образования: «Педагогика», «Гуманитарные науки», «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства», «Естественные науки», «Экологические науки», «Социальная защита», «Физическая культура. Туризм и гостеприимство», «Педагогика. Профессиональное образование»

В структуру университета входят: 9 факультетов (филологический, психолого-педагогический, социально-педагогический, факультет иностранных языков, факультет физического воспитания и туризма, факультет естествознания, физико-математический, исторический, юридический), 32 кафедры; магистратура; аспирантура; Институт повышения квалификации и переподготовки; обособленное структурное подразделение Пинский колледж.

Лабораторные занятия по биотехнологиям

БрГУ имени А.С. Пушкина аккредитован по 27 специальностям I ступени высшего образования, 17 специальностям II ступени высшего образования.

В 2022 году открыты две новые специальности – «Урбанология и сити-менеджмент» и «Информация и коммуникация».

Институт повышения квалификации и переподготовки реализует повышение квалификации по 9 профилям 18 направлениям образования, переподготовку по 19 специальностям на уровне высшего образования и по 2 на уровне среднего специального образования. Необходимо отметить, что 53,7 % штатных преподавателей университета имеют ученые степени и/или звания.

Пинский колледж как структурное подразделение университета осуществляет подготовку специалистов со средним специальным образованием по специальностям «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Иностранный язык (английский, немецкий)», «Музыкальное образование», «Туризм и гостеприимство».

Археологическая практика студентов исторического факультета

С целью усиления практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов создан 41 филиал кафедр. Заключены договора о взаимодействии с 25 базовыми организациями (учреждения общего среднего образования Брестской области, Главное управление идеологической работы и по делам молодежи Брестского областного исполнительного комитета, Прокуратура Брестской области, Управление Следственного комитета Республики Беларусь по Брестской области, Государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок», Учреждение «Государственный архив Брестской области», Учреждение культуры «Брестский областной краеведческий музей», Государственное природоохранное учреждение «Республиканский биологический заказник «Споровский», ООО «Эполь Софт», EPAM Systems, Inc., Коммунальное унитарное предприятие «Гостиница «ВЕСТА» и др.). Работники базовых организаций принимают непосредственное участие в проектировании, осуществлении и оценке качества образовательного процесса.

С целью координации научно- и учебно-методической деятельности в университете создан Научно-методический совет. Одним из целевых приоритетов его деятельности является формирование у преподавателей методической и методологической культуры посредством организации профессиональных конкурсов: «Мастер лекционных занятий», «Мастер практических (семинарских) занятий», «Профессиональный дебют» (для молодых преподавателей), «Технопанорама» (конкурс в сфере современных образовательных информационных и телекоммуникационных технологий), конкурс на лучшую дипломную работу и магистерскую диссертацию по естественнонаучным, педагогическим и гуманитарным специальностям.

Важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов играют университетские центры, лаборатории, специализированные учебные кабинеты. Функционируют научно-методический центр «Школа – семья», Юридическая клиника, Зал судебных заседаний, кабинет геологии, Центр экологии с Ботаническими экспозициями (Зимний сад и Сад непрерывного цветения) и Агробиологической станцией, региональный Белорусско-Индийский центр в области информационных и коммуникационных технологий, Компетентностный центр образовательного менеджмента и международных образовательных программ, образовательно-просветительский центр имени В. Колесника и др. В 2020 году создан Институт Конфуция (совместно с Аньхойским университетом).

Для координации научно-исследовательской деятельности в университете создан Научно-технический совет.

Совместным решением ГКНТ и НАН Беларуси университет аккредитован на статус научной организации (свидетельство от 27.12.2022 № 192). В университете достаточно успешно функционирует система подготовки кадров высшей научной квалификации: за последние три года преподавателями университета защищено 7 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, 1 диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

В БрГУ имени А.С. Пушкина результативно функционируют научно-педагогические школы: «Педагогика и методика высшей школы» (рук. – доктор педагогических наук, профессор А.Н. Сендер); «Практическая психология детства» (рук. – кандидат психологических наук, доцент И.Е. Валитова); «Психология познающего субъекта» (рук. – кандидат психологических наук, доцент Е.И. Медведская), «Школа номинативной и функциональной лингвистики» (рук. – доктор филологических наук, профессор В.И. Сенкевич); «Белорусское историко-функциональное литературоведение: теория и практика интерпретации художественного произведения» (рук. – доктор филологических наук, профессор З.П. Мельникова); Научно-педагогическая школа по изучению истории, культуры и религии западнобелорусских земель (рук. – доктор исторических наук, профессор А.Н. Вабищевич); «Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа» (рук. – доктор исторических наук, профессор В.В. Зданович) и др.

За особые результаты социально-гуманитарных и естественнонаучных исследований преподавателям университета присуждаются премии первых профессоров университета С.Г. Кондратени и В.А. Колесника.

Значительное внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС), формированию у студенческой молодежи ценностного отношения к науке, привлечению студентов к выполнению заданий Государственных программ научных исследований, проектов БРФФИ, стимулированию развития стартап-движения.

В университете функционирует Студенческое научное общество, Совет молодых ученых, 137 студенческих научно-исследовательских объединений, из них – 10 студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ). Более 75 % студентов привлечены к научным исследованиям. На Республиканский конкурс научных работ студентов за последние три года представлено 143 работы, из них 124 (86,7 %) присвоена категория, в том числе 51 (35,7 %) – звание лауреата или первая категория.

В международном сотрудничестве университет уделяет особое внимание развитию (диверсификации) экспорта услуг, расширению географии экспорта и участию в проектах международных технической помощи, образовательных проектах, программах мобильности (включая развитие «входящей» мобильности» преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов). В университете обучается более 600 иностранных граждан из России, Китая, Туркменистана, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и других стран.

В 2021–2022 гг. заключено 12 новых договоров о сотрудничестве: Университет Сиалкота (Пакистан), Университет Зелена-Гура (Польша), Чаннаккале Осекиз Март Университет (Турция), Тульский государственный педагогический университет (Россия), Воронежский государственный педагогический университет (Россия), Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина (Россия), Государственный гуманитарно-технологический университет (Россия), Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (Россия), Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева (Россия), Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни (Таджикистан), Таджикский национальный университет (Таджикистан), Таджикский Институт Физической Культуры имени Саидмумина Рахимова (Таджикистан). Университет является также членом международного объединения: Ассоциация университетов профессионального образования трех провинций и одного района Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Лекция профессора И.А. Швед для студентов Аньхойского университета

Барановичский государственный университет
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский государственный экономический университет
Брестская областная библиотека имени М. Горького
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусская ассоциация студенческого спорта