Общие сведения

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» начинает свою историю с создания учительского института в г. Бресте (решение о создании института утверждено постановлением Совета народных комиссаров БССР от 06.06.1945 № 801). В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23.09.1950 № 15414-р учительский институт реорганизован в Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина, который приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 22.08.1995 № 320 переименован в Брестский государственный университет. Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 1999 г. № 275 Брестскому государственному университету присвоено имя А.С. Пушкина.

За эти годы университет прошел славный путь от учительского института до университета, ведущего центра культурного, образовательного и научно-инновационного развития Брестского региона.

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 28.07.2023 № 133-к ректором университета назначен Голубев Юрий Петрович, кандидат технических наук, доцент.

За достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности образовательных услуг, научной продукции, внедрение инновационных технологий и методов менеджмента Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2017 г. № 171 учреждению образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» присуждена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. В 2020 году в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики от 03.04.2020 года № 203 учреждению образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Премия Правительства Республики Беларусь в области качества присуждена повторно.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2023 № 335 утверждено решение Комиссии по присуждению Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2022 года, в соответствии с которым Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина за достижение значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрение инновационных технологий и современных методов менеджмента подтвердил звание лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2022 года.

Сегодня Университету свойственны многопрофильность и многоуровневость профессиональной подготовки. Университет осуществляет профессиональную подготовку специалистов по следующим профилям высшего образования: «Педагогика», «Гуманитарные науки», «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства», «Естественные науки», «Экологические науки», «Социальная защита», «Физическая культура. Туризм и гостеприимство», «Педагогика. Профессиональное образование».

В структуру университета входят: 9 факультетов (филологический, психолого-педагогический, социально-педагогический, факультет иностранных языков, факультет физического воспитания и спорта, факультет естествознания, физико-математический, исторический, юридический), 25 кафедры; магистратура; аспирантура; Институт повышения квалификации и переподготовки; обособленное структурное подразделение Пинский колледж.

Лабораторные занятия по биотехнологиям

Институт повышения квалификации и переподготовки реализует повышение квалификации по 9 профилям 18 направлениям образования, переподготовку по 19 специальностям на уровне высшего образования и по 2 на уровне среднего специального образования. Необходимо отметить, что 53,7 % штатных преподавателей университета имеют ученые степени и/или звания.

Пинский колледж как структурное подразделение университета осуществляет подготовку специалистов со средним специальным образованием по специальностям «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Иностранный язык (английский, немецкий)», «Музыкальное образование», «Туризм и гостеприимство».

Археологическая практика студентов исторического факультета

С целью усиления практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов заключены договора о взаимодействии базовыми организациями. Работники базовых организаций принимают непосредственное участие в проектировании, осуществлении и оценке качества образовательного процесса.

С целью координации научно- и учебно-методической деятельности в университете создан Научно-методический совет. Одним из целевых приоритетов его деятельности является формирование у преподавателей методической и методологической культуры посредством организации профессиональных конкурсов: «Мастер лекционных занятий», «Мастер практических (семинарских) занятий», «Профессиональный дебют» (для молодых преподавателей), «Технопанорама» (конкурс в сфере современных образовательных информационных и телекоммуникационных технологий), конкурс на лучшую дипломную работу и магистерскую диссертацию по естественнонаучным, педагогическим и гуманитарным специальностям.

Важную роль в подготовке конкурентоспособных специалистов играют университетские центры, лаборатории, специализированные учебные кабинеты. Функционируют научно-методический центр «Школа – семья», Юридическая клиника, Зал судебных заседаний, кабинет геологии, Зимний сад, Сад непрерывного цветения, STEM-центр физико-математического факультета, образовательно-просветительский центр имени В. Колесника и др. В 2020 году создан Институт Конфуция (совместно с Аньхойским университетом).

Для координации научной, научно-технической и инновационной деятельности в университете создан научно-технический совет. Его деятельность направлена на повышение эффективности научно-исследовательской работы преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, студентов университета, обеспечение интеграции научной деятельности с образовательным процессом и на усиление ее влияния на качество подготовки научных, научно-педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава университета.

Совместным решением ГКНТ и НАН Беларуси БрГУ имени А.С. Пушкина аккредитован как научная организация.

В университете успешно функционирует система подготовки кадров высшей научной квалификации: ежегодно преподавателями защищаются диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

В университете успешно действуют научно-педагогические школы – сплочённые коллективы исследователей и преподавателей, объединённых общими научными интересами и работающих под руководством признанных учёных: «Педагогика и методика высшей школы» (рук. – доктор педагогических наук, профессор А.Н. Сендер); «Практическая психология детства» (рук. – доктор психологических наук, профессор И.Е. Валитова); «Психология познающего субъекта» (рук. – доктор психологических наук, доцент Е.И. Медведская), «Номинативная и функциональная лингвистика» (рук. – доктор филологических наук, профессор В.И. Сенкевич); «Белорусское историко-функциональное литературоведение: теория и практика интерпретации художественного произведения» (рук. – доктор филологических наук, профессор З.П. Мельникова); «Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа» (рук. – доктор исторических наук, профессор В.В. Зданович); «История, культура и религия западнобелорусских земель» (рук. – доктор исторических наук, профессор А.Н. Вабищевич); «Страноведение и туризм» (рук. – кандидат географических наук, доцент А.А. Сидорович). Главной функцией школы является мобилизация научного потенциала, обеспечение преемственности научных традиций, поддержка исследований молодых ученых, внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс и практическую деятельность.

Значительное внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов, формированию у студенческой молодежи ценностного отношения к науке, привлечению студентов к выполнению научно-исследовательских работ. В университете функционирует студенческое научное общество, Совет молодых ученых, создано более 100 студенческих научно-исследовательских объединений (лабораторий, групп, кружков). Ежегодно более 85 % работ студентов и магистрантов, представляемых на Республиканский конкурс научных работ студентов, получают категорию.

Международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина и важным инструментом в обеспечении качества образования и его соответствия международным стандартам.

Одним из ключевых факторов формирования и укрепления репутации университета в мировом образовательном пространстве, обеспечения процесса интернационализации является установление партнёрских связей с учебными заведениями и организациями зарубежных стран. В настоящее время партнерами БрГУ имени А.С. Пушкина являются около 100 зарубежных учреждений высшего образования и организаций из различных стран мира, среди которых – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» (Российская Федерация), Таджикский национальный университет (Республика Таджикистан), Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Республика Узбекистан), Аньхойский университет (Китайская Народная Республика) и мн. др.

В рамках двусторонних договоров организованы программы студенческих и преподавательских академических обменов и летние школы. Для чтения лекций приглашаются преподаватели ведущих вузов-партнёров. С учебными и научными организациями зарубежных стран проводятся совместные исследования, научно-практические и образовательные мероприятия.

Важным шагом по расширению партнёрских связей, обмену передовыми практиками и усилению интернационализации учебного и научного процессов стало вступление БрГУ имени А.С. Пушкина в авторитетные международные объединения: Международный консорциум «Благополучие человека в цифровой среде «умных» городов», научно-образовательный консорциум между высшими учебными заведениями и НИИ Республики Беларусь и Республики Казахстан, Евразийскую ассоциацию университетов, Ассоциацию университетов профессионального образования (в рамках инициативы «Один пояс, один путь»), Китайско-Белорусскую ассоциацию университетов.

Показателем качества и эффективности образовательной деятельности университета, отражающим его престиж на национальном и международном уровнях является наличие иностранных студентов. За последние годы Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина подготовил более 1000 высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан.

Стремление университета к развитию международных связей, укреплению позиций в глобальном образовательном пространстве, участию в международных объединениях и партнерских программах расширяет возможности для качественного образования и открывает новые перспективы для ученых, преподавателей и студентов.

Лекция профессора И.А. Швед для студентов Аньхойского университета