Юлия Рахта: «Я на своём месте»

Известно много историй о том, что занятие, которое сначала кажется неинтересным и бесперспективным, позже захватывает человека и становится делом всей его жизни. Так было и у педагога дополнительного образования Юлии Рахты. Когда мама отдала её в музыкальную школу, девочка и подумать не могла, что станет музыкантом. Сегодня, реализовавшись в профессии, Юлия Александровна не видит себя в другой сфере деятельности и уверена, что в её жизни всё произошло правильно. В рамках проекта «БрГУ-80: страницы истории в лицах» она рассказала о своём становлении, успехе вокальной студии «Золак маладосці» и о семейном счастье.

– Юлия Александровна, Вы часто говорите, что у Вас было замечательное детство. Где оно проходило?
– Я родилась в Минске в семье военнослужащего. В связи со службой отца мы немного поколесили по разным местам. Когда мне было четыре года, обосновались в Брестском районе (сейчас это посёлок Сосновка). В первый класс я пошла в деревне Чернавчицы и там же обучалась в музыкальной школе. Детство было замечательным, наполненным заботой родителей, свежим воздухом и пением птиц. В деревне все дети были дружны.
Как и многим детям, после школы мне больше хотелось играть с подружками на улице, чем сидеть за фортепиано. Постепенно, ближе к третьему классу, когда у меня уже стало получаться что-то играть, и я начала понимать музыку, пришло настоящее увлечение и стремление развиваться дальше.

– Я так понимаю, вопрос выбора профессии перед Вами не стоял, всё было очевидно.
– На моих занятиях музыкой настояла мама. Она мечтала, чтобы я играла на фортепиано и, конечно же, отдала меня в музыкальную школу. Она сама в детстве хотела научиться играть на фортепиано, но не сложилось, так как её отдали обучаться игре на мандолине. Как Вы знаете, я выбрала творческий путь. После окончания школы пять лет училась в Брестском музыкальном колледже имени Григория Ширмы на отделении хорового дирижирования (академический хор). Я отправилась трудиться в Чернавчицкую школу искусств. К слову, работала в этом учреждении с пятого курса.

– Всегда интересно, как проходили первые уроки начинающих педагогов. Какие чувства Вы испытывали, когда впервые встретились один на один с учениками?
– Наверное, первый урок стал испытанием на прочность. Мне дали хор, большинство участников которого не интонировали. Скажу честно, что сильно испугалась и не знала, что с ними делать. Детей нужно было многому научить. Но, как говорится, у страха глаза велики. Я начала работать и постепенно нарабатывать свой педагогический опыт, решая определённые задачи. Что-то получалось, что-то нет. Но всегда было чёткое представление, что я хочу услышать, и, видимо, это желание стимулировало меня, как и сейчас, искать разные приёмы и методы работы с голосом. Постепенно я начала повышать своё профессиональное мастерство.

  

На базе школы в 2001 году талантливым музыкантом и аранжировщиком Юрием Васильевичем Максимовичем (светлая память), был создан инструментальный эстрадно-джазовый ансамбль «Каприччио». Я стала его солисткой. Началась работа со своим голосом в эстрадном направлении. Столкнулась с определёнными сложностями, так как изначальная постановка голоса у меня была академической. В 2005 году ансамблю присвоили звание «народный». В комиссии присутствовал человек, который сыграл большую роль в моей профессиональной деятельности, – Лариса Викторовна Свиридович. Она была моим педагогом по эстрадному вокалу десять лет. Вскоре я стала участницей народной джазовой арт-группы «Бревис», которая работала под её руководством при Дворце культуры профсоюзов. Так я стала солисткой двух народных коллективов и не могла жить без сцены.

Конечно же, параллельно со мной развивались и мои ученики. Очень ярким коллективом был детский ансамбль «Айтис». Боюсь показаться нескромной, но мои ребята завоёвывали самые высокие награды на фестивалях и конкурсах в Брестском районе. Когда девочки окончили школу, мы подготовили с ними большой концерт, состоящий из двух отделений: классического, где звучали произведения «a capella» и в сопровождении фортепиано, и эстрадного под фонограмму минус. Концерт длился два часа. На нём присутствовали руководители многих образовательных учреждений и говорили нам много приятных слов. Было очень тепло и трогательно. Когда участники ансамбля разъехались по высшим и средним специальным учебным заведениям, я организовала ансамбль «Толока». Начало было неплохим, мы с ребятами даже успели съездить в город Пулавы (Польша) на Международный фестиваль и занять призовое место.

– Знаю, что позже Вы получили высшее образование.
– В 2008 году я поступила на заочное отделение Белорусского государственного университета культуры и искусств. Это произошло в тот момент, когда ко мне пришло полное осознание того, что культура, музыка, творчество – действительно то, чему я хочу посвятить дальнейшую профессиональную деятельность. Кроме того, решила расширять свои знания и возможности. Музыкальное академическое образование получила в колледже, эстрадное направление освоила вместе с педагогом. Поэтому в университет я поступила на факультет народного творчества (хоровая музыка).

– Как судьба свела Вас с Брестским государственным университетом имени А.С. Пушкина?
– Это интересная история. На тот момент я уже жила в Бресте, вышла замуж и родила двоих детей. Понимала, что нужно много внимания уделять дочерям, заниматься их развитием, поэтому место работы, находящееся в семнадцати километрах от Бреста, мне уже не очень подходило. Где искать работу, не знала.
Однажды мне приснился такой сон. Длинный светлый коридор… Сидит Руслан Полухин (он работал в нашем университете, а я с ним когда-то училась в колледже) и рядом с ним две женщины. Утром, осмыслив интересное сновидение, я подумала, что можно поинтересоваться вакансиями в вузах. Но сделать это я не успела, потому что вскоре мне позвонила Екатерина Грановская, на тот момент заведующая студенческим клубом БрГУ, и предложила занять её место в связи с тем, что она готовилась стать мамой во второй раз. А за несколько дней до того, как я пришла оформляться, я увидела во сне Николая Ивановича Трофимука, который также в своё время трудился в БрГУ. Николай Иванович был моим учителем в колледже по классу хора, он во сне давал мне какие-то наставления. Наверное, это были подсказки, что я на правильном пути (улыбается).

– Скажите честно, было ли разочарование после смены места работы.
– За время моего декретного отпуска в Чернавчицах поменялся директор школы. С Лидией Сергеевной Хомяковой я проработала два десятилетия. Она меня знает ещё маленькой девочкой, с первого класса музыкальной школы. До сих пор мы в очень тёплых отношениях. Мне было больно уходить из Чернавчиц, ведь там я проработала двадцать лет, и, по сути, на новом месте нужно было начинать всё сначала. Я понимала, что в любом случае предстоят перемены. Поэтому решила быть ближе к своим детям.
К университету адаптировалась долго. Кроме того, изначально я пришла на должность заведующего студенческим клубом, а это больше административно-организаторская работа, чем творческая. Это как вся жизнь с чистого листа. Пришлось научиться работать с документами, нужно было много договариваться с приглашёнными гостями, координировать какие-то моменты.
Коллектив «Золак» я создала немного позже. Можно сказать, что это произошло спонтанно. Студенты из Туркменистана Арслан Таймазов и Даянч Тиркишов обратились ко мне с просьбой научить их петь. Согласилась не сразу, но пошла ребятам навстречу и стала с ними заниматься. Постепенно стали приходить другие ребята. Сначала мы работали больше в эстрадной манере. Потом я, понимая, что голоса многих хорошо зазвучат в народном стиле, предложила развиваться в этом направлении. Первая народная песня, которую мы представили широкой публике, – «Спявай, душа народная». Она была тепло принята зрителями.
Народное амплуа – не единственное для студии «Золак». Не вижу преград для работы в разных жанрах. На мой взгляд, разные направления не мешают, а дополняют друг друга. Главное – заложить правильную основу. Солисты успешно выступают с эстрадными и патриотическими песнями, но отмечают, что сердцем прикипели именно к народному направлению, потому что оно наполнено любовью к родному краю.
Самое главное, что мне дал университет, – уверенность на сцене после смерти родителей. Долгое время я вообще не могла заставить себя петь, тем более выйти на сцену после потери мамы и папы в один год.
Сегодня мне больше по душе передавать свой профессиональный опыт молодёжи, а не совершенствоваться самой. Знаю, что я нахожусь на своём месте.

– Студия «Золак маладосці» очень полюбилась не только университетской публике, но и более широкой аудитории. В чём секрет успеха?
– Наверное, сразу нужно пояснить по поводу названия творческого коллектива. Все заметили, что в текущем году оно изменилось. Так произошло по объективным причинам, связанным с подготовкой концертной программы к защите звания народного любительского коллектива.
Секрет успеха – в трудолюбии и преданности делу. У меня действует «железное» правило – регулярное посещение занятий. Да, ситуации бывают разные, и я вхожу в положение студентов. Но частых пропусков занятий и репетиций быть не может. В студии ведётся многочасовая кропотливая работа над голосовым аппаратом, которая требует постановки дыхания, чистоты интонирования, гибкой фразировки. Особое внимание уделяем передаче характера произведения и чувств. Только после этого начинается подготовка к концертам.
Стараюсь составлять расписание так, чтобы у каждого студента был индивидуальный час на работу со мной. Это позволяет ребятам более глубоко раскрывать собственные способности и понимать возможности своего голоса.
Наша систематическая работа даёт свои плоды. Сегодня у коллектива много выступлений. «Золак маладосці» – частый участник не только университетских мероприятий, но и городских и областных. Мы сотрудничаем с воинскими частями, БРСМ. С удовольствием создавали настроение на Фестивале дружбы в рамках празднования 1000-летия города Бреста, на зимнем фесте «Берестейские сани», юбилейных мероприятиях организаций. Также нас приглашают принять участие в благотворительных марафонах и в мероприятиях, проводимых в Брестском районе.

– Как Вы решились на присвоение звания «народный»?
– Правильный вопрос, потому что мы долго к этому шли, меня одолевали сомнения. Несколько лет к этому шагу мотивировали Татьяна Васильевна Соколова и Татьяна Николаевна Кошик. Сейчас была готова к защите, потому что коллектив вышел на новый уровень развития. Мы посоветовались с солистами и решили, что нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперёд. И вот этой весной сделали серьёзный шаг в будущее.

– Юлия Александровна, наверное, особенностью работы со студенческим коллективом является то, что ребята, только зазвучав, уже оканчивают университет. Руководителю приходится набирать новый состав и учить вокальному мастерству уже других ребят.
– Постигать музыкальное искусство, совершенствовать вокальное мастерство можно всю жизнь. Да, мне грустно, ведь у студентов на последнем курсе только начинает оформляться тембр, появляется свобода голоса, индивидуальность. Вот сейчас бы собрать их и к новым вершинам! Они же уже такие родные и петь как стали! А нам приходится расставаться. Такая у нас, видимо, педагогическая доля. Приходится уметь отпускать выпускников и начинать обучать новых ребят.
Меня радует, что «Золак маладосці» сплачивает студентов. Все они увлечены музыкой, любят творчество и стремятся совершенствоваться. Многие из них, получив диплом о высшем образовании и начав трудовой путь, продолжают заниматься в нашем коллективе и выступать. Выпускники студии становятся примером для начинающих вокалистов.
В целом занятия вокалом, музыкой учат достигать целей, верить в себя и преодолевать барьеры, как физические, так и психологические. Выйти на сцену, особенно в первый раз, очень сложно. Зато потом, когда привыкнешь к ней и почувствуешь обмен энергией со зрителем, на сцену хочется снова и снова. Поэтому ребята после окончания университета продолжают свой творческий путь на базе уже своих мест работы.

– Юлия Александровна, Вы мама двоих замечательных девчонок. Давайте немного поговорим о Вашей семье.
– Семья – самое ценное, что у меня есть. Муж часто в командировках, поэтому практически все вопросы, связанные с воспитанием Леры и Яны, лежат на моих плечах. Мы с мужем хотим, чтобы девочки не только учились в школе, но и развивались дополнительно. Поэтому у них плотный график – общеобразовательная школа, спортивная и музыкальная школы, занятия хореографией. Лера и Яна любят сцену, им нравится выступать.
Все вместе мы любим ездить в гости к родственникам, отдыхать на природе или гулять в лесу, посещать спектакли и концерты. Стараемся прививать дочерям любовь к настоящему искусству и бывать на концертах классической музыки.

Сегодня Юлия Рахта считает себя счастливым человеком, находится в гармонии с собой и миром, ищет новые таланты, раскрывает потенциал студенческой молодёжи и ведёт ребят к творческим достижениям. К ней, открытой и искренней, всегда идут студенты, желающие петь. Это и есть работа в слаженном тандеме педагога и студентов, это и проявление профессионализма, и высокая оценка труда.

Юлия Вовк
Фото из архива Юлии Рахты

Поделиться: