Василий Степанович: «В университете самое главное – это воспитание человека»

Около десяти лет назад, говоря о Василии Степановиче, Анна Сендер отмечала, что он человек, жизнь которого является образцом служения делу, профессии, людям. В «триумвирате» педагог, учёный, руководитель Василий Алексеевич всегда проявлял себя как профессионал с большой буквы. Он трепетно относился к работе и статусу профессора. На его лекциях по философии всегда было тихо: лёгкая подача материала и яркие примеры заставляли студентов заслушиваться.

– Добрый день, Василий Алексеевич! Профессиональную жизнь Вы посвятили Брестскому государственному университету имени А.С. Пушкина, многое сделали для его развития. Сегодня Вы на заслуженном отдыхе, но в БрГУ Вас до сих пор вспоминают добрым словом. В рамках проекта «БрГУ-80: страницы истории в лицах» поделитесь, пожалуйста, с молодым поколением своими педагогическими ориентирами. Однако давайте начнём с детства.
– Я родился в деревне Блудень (сейчас Первомайск) Берёзовского района в 1945 году в семье рабочего. Отец погиб от рук бандитов, когда я был совсем маленьким, в 1946 году. Мама одна в те тяжёлые послевоенные годы растила и воспитывала нас, троих детей. Так что я не понаслышке знаю, что такое тяжёлый крестьянский труд: приходилось постоянно помогать маме. Детство помнится прежде всего тем, что нужно было много физически работать. При этом я рано научился читать, ещё до школы. Любовь к чтению проношу через всю свою жизнь.

 

– Почему Вы выбрали благородную профессию педагога и где получали высшее образование?
– Наверное, потому, что сам любил учиться. Всю жизнь добрым словом вспоминаю свою первую учительницу Ольгу Осиповну. В нашей семье не я один профессиональную деятельность связал с педагогикой. Моя старшая сестра работала учителем химии и биологии.
В
 1962 году я поступил на физико-математический факультет БГПИ имени А.С. Пушкина. Окончил его только в 1969 году, поскольку учёба прерывалась на время срочной службы в Советской армии. Именно в студенчестве я «пристрастился» к научной работе: каждый год своей учёбы писал работы на конкурс студенческих научных работ, принимал участие в работе студенческих научных кружков, выступал с докладами на студенческих научных конференциях. Тогда же увлёкся и философией.
В моём становлении большую роль сыграли многие преподаватели, особенно Михаил
 Григорьевич Шраер, Василий Степанович Журавский, Сергей Михайлович Жемчужный. Эти люди демонстрировали образцы педагогической культуры. Первые годы своей работы ловил себя на том, что подражал Михаилу Григорьевичу Шраеру. Даже в походке.

 

– Как сложился Ваш трудовой путь?
– В 1969 году я, выпускник физико-математического факультета, получил два предложения о работе в своём институте: на кафедру высшей математики и на кафедру философии и политической экономии. Выбрал философию, о чём никогда не жалел. Философия и математика на самом деле очень близки, и прежде всего по степени общности проблем, которыми занимаются эти науки.
Учился в аспирантуре БГУ. Защитил диссертацию на тему «Методологические проблемы математического моделирования мышления». Это тоже часть трудового пути, потому что хотелось совершенствоваться в профессии. После аспирантуры вернулся в
 Брест, в свой институт. Работал на различных должностях: старшим преподавателем, доцентом кафедры философии, проректором по учебной работе, ректором. В 1991 году мне было присвоено учёное звание профессора, а в 1994-м я был избран действительным членом (академиком) Белорусской академии образования.

– Василий Алексеевич, Вы преподавали философию. Что считаете главным в професси педагога высшей школы?
– Преподаватель высшей школы уникален тем, что он должен передавать знания и заниматься научной работой, кроме того, демонстрировать образцы педагогического мастерства. Стиль педагогической деятельности выпускников высшей школы в значительной степени определяется тем опытом, который они получили в студенческие годы.
Думаю, что в университете самое главное
 – это воспитание человека. Предпочитал иметь собственное мнение о каждом члене трудового коллектива. Старался не принимать решения под воздействием эмоций, обдумывать возможные последствия принимаемых решений. Всегда стремился к бережному отношению к результатам, достигнутым другими людьми.
Считаю своим достижением издание курсов лекций «Исторические типы классической философии» и «Неклассическая философия XIX–XX
 веков». Это объёмные учебники, в которых я изложил своё видение историко-философского процесса. Хотелось сделать студентов причастными к философским поискам, отделённым от нас многими столетиями. Особо отмечу, что в книге можно найти интересный материал для будущих педагогов.
Для меня педагогика – это и цель, и, наверное, смысл жизни. В другой профессии себя никогда не видел. БрГУ имени А.С. Пушкина стал моим вторым домом. Мы с ним ровесники. Это вуз, в котором я обрёл себя, стал специалистом и многому научился. С университетом связана вся моя жизнь.

– Немногим удаётся занять руководящие должности в учреждениях, организациях или на предприятиях. Вам посчастливилось возглавить свою альма-матер. Чем Вы гордитесь за годы работы в должности ректора?
– Я работал ректором десять лет – с 1989 до 1999 года. В середине 90-х годов перед Брестским педагогическим институтом имени А.С. Пушкина стояли две важнейшие стратегические задачи – оптимизация кадровой политики с целью увеличения удельного веса в структуре профессорско-преподавательского состава кандидатов и докторов наук и реформирование и совершенствование структуры учебного заведения (открытие новых специальностей, факультетов и кафедр) с целью обретения институтом статуса классического университета.
Обе эти задачи решены успешно. Приходилось выезжать в дальние командировки в поисках преподавателей, которых в то время остро не хватало по ряду специальностей. Для того, чтобы подготовить конкурентоспособных специалистов, важно иметь высококвалифицированных педагогов. Они приезжали, порой из дальних регионов. Так приехал к нам заслуженный тренер СССР, мастер спорта по акробатике Владимир Павлович Коркин.
Время было, как мы знаем, очень непростое: ломались привычные порядки, формы работы, появлялись новые структурные подразделения. Перестройка, охватившая сферы политики, экономики и культуры, сказалась и на истории нашего университета, на судьбах преподавателей. В этих новых условиях я считал важным сохранить коллектив и вырастить новых специалистов из числа молодёжи. Изучал возможности молодых преподавателей, ориентировал их на поступление в аспирантуру и защиту диссертации.
Но, думаю, самое главное, что произошло за годы моего ректорства,
 – это то, что по результатам аттестации с 1 сентября 1995 года наш педагогический институт был преобразован в университет. Никогда не считал это своим личным достижением – это достижение всего коллектива вуза.
Открывались новые специальности и новые кафедры. Были созданы отдельные, самостоятельные факультеты: физический, математический, биологический, географический. Появились новые
 – факультет иностранных языков и юридический. В результате к концу века, в 1999 году, в университете функционировали двенадцать факультетов. Открылись аспирантура по ряду специальностей и специализированный совет по защите диссертаций.

– Василий Алексеевич, какие у Вас были увлечения?
– Очень любил работать на даче: выращивать цветы, деревья, кустарники. Практически именно этим было заполнено свободное время. Увлекался кулинарными экспериментами. Коллеги говорят, что до сих пор помнят некоторые блюда, приготовленные по моему рецепту.

– А чем Вы живёте сейчас?
– У меня два сына и четверо внуков. Все они живут, работают или учатся в нашей стране. Поэтому я веду тихую и размеренную жизнь белорусского пенсионера: прогулки, чтение, общение с внуками…

– Василий Алексеевич, что Вы пожелаете университету в преддверии 80-летнего юбилея?
– Пусть моя альма-матер, несмотря на такой «почтенный» возраст, остаётся молодой душой, а у преподавателей и студентов всегда находятся возможности для полной самореализации.

Жизненный путь Василия Степановича яркий и неповторимый. Василий Алексеевич выделяется среди коллег и других людей умением спокойно преодолевать препятствия, силой воли и высокими нравственными принципами, которые в годы активной работы привели его к свету образования, смелости расширить научный и материальный потенциал альма-матер. Для работников БрГУ имени А.С. Пушкина он по-прежнему остаётся мудрым наставником.

Анна Климович,
Юлия Вовк
Фото Владимира Христофорова,
из сборника статей «Добро, проросшее в сердцах»
и личного архива Василия Степановича

Поделиться: