Распределение: преимущества и перспективы карьерного роста

Наталья Анатольевна Калиновская, начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома:

– Выпускники Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина востребованы в учреждениях образования Брестской области. В 2024 году система образования региона примет на работу всех выпускников педагогических специальностей, подлежащих распределению, – это 273 человека.
Выпускникам, получившим статус молодого специалиста, государство предоставляет гарантии: для выпускников, направленных на работу в качестве педагогических работников, – это 45 календарных дней отдыха, для выпускников – тренеров-преподавателей по спорту – 60 дней отдыха. Также в связи с переездом на работу в другую местность трудовым законодательством предусмотрена компенсация. Молодым специалистам местные распорядительные органы, наниматели могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на жильё.
Сегодня система образования предоставляет широкие возможности для карьерного роста. Это технологический прорыв, когда учитель на своих занятиях может использовать информационно-коммуникационные технологии, и, обучая детей, развиваться сам. Это участие в фестивалях, конкурсах и стартапах, которые всегда открывают новые двери перед учителем. Это просто возможность повышать свой педагогический опыт, работая рядом с профессионалами своего дела, и получать предложения о повышении.
На мой взгляд, учитель – самый главный мотиватор для молодых людей, который поможет понять, что они сделали правильный выбор, решив стать педагогами. Только у педагога есть уникальная возможность разжечь в своих учениках желание работать с детьми.

Жанна Ивановна Веренич, директор ГУО «Средняя школа № 19 г. Бреста имени Героя Советского Союза С.И. Сикорского»

– Первое место работы очень важно для любого выпускника. Каждый из них хочет иметь достойные условия труда, заработную плату, социальные гарантии. Выпускники педагогических вузов – не исключение. Приняв решение получить благородную профессию учителя, они берут на себя ответственность не только за обучение и воспитание учащихся, но и за будущее страны в целом.
За последние 5 лет количество учащихся в нашей школе увеличилось с 450 до 862 человек. В связи с этим появились новые, молодые педагоги. На данный момент в учреждении работают 11 учителей, имеющих стаж работы до 5 лет. Из них 5 молодых специалистов, что составляет 8 % от общего количества педагогов. Все молодые специалисты приняты на контрактную форму найма и получают доплату в размере 30 % от оклада. Кроме того, каждый получает доплату в размере 30 % от оклада как молодой специалист. Данная категория работников на основании Коллективного договора имеет один дополнительный день к основному отпуску.
В учреждении образования созданы условия для профессионального роста молодых педагогов. Практика наставничества, когда за каждым молодым специалистом закреплён опытный педагог, имеет большой положительный эффект, что подтверждают результаты конкурсов профессионального мастерства, методических мероприятий, предметных олимпиад для учащихся. Успешное участие в конкурсах профессионального мастерства даёт возможность руководству школы ходатайствовать перед управлением по образованию о досрочном присвоении учителям квалификационной категории.
Руководству учреждения образования важно, чтобы молодые педагоги имели достойные условия проживания. Это одна из составляющих качественного труда. Поэтому учреждение образования, по возможности, ходатайствует перед органами местного самоуправления о предоставлении молодым педагогам арендного жилья или отдельных комнат в общежитии.

Ольга Горбацкая, факультет иностранных языков, распределена в ГУО «Гимназия № 1 г. Бреста имени Защитников Брестской крепости»:

– Распределение – это логичный этап завершения учёбы в высшем учебном заведении, который даёт старт профессиональному росту и развитию. Получение первого рабочего места после окончания университета становится важным моментом в формировании индивидуального профессионального и жизненного пути, является ключевым моментом для построения успешной профессиональной траектории. Убеждена, что опыт, который я приобрела во время учёбы в Брестском государственном университете имени Александра Сергеевича Пушкина, поможет мне быть успешной в профессиональной педагогической деятельности. Полагаю, что целеустремлённость, усердие и стремление к самосовершенствованию, – качества, которые окончательно сформировались у меня во время обучения в высшем учебном заведении, – помогут преодолеть любые сложности и в любой ситуации вести себя достойно.

Валерия Мешечко, филологический факультет, распределена в ГУО «Средняя школа № 8 г. Бреста имени Героя Беларуси В.Н. Карвата»:

– Главное – отношение к ситуации и правильный настрой. Распределение – это взаимовыгодное сотрудничество: выпускник получает гарантированное рабочее место, а наниматель – молодого специалиста с новыми взглядами и свежими идеями. Кроме того, считаю, что распределение – это и возможность повзрослеть и начать настоящую самостоятельную жизнь, потому что не все остаются начинать трудовой путь на малой родине или в том городе, в котором учились.

Анна Шорох, факультет естествознания, распределена в ГУО «Средняя школа № 19 г. Бреста имени Героя Советского Союза С.И. Сикорского»:

– Наивно думать, что на следующий день после получения диплома, молодой человек найдёт работу. Если верить сайтам вакансий, то нанимателям, как правило, нужны специалисты со стажем. Существующая в нашей стране система распределения становится спасательным ключиком, гарантирующим первое рабочее место, получение опыта, возможность проявить себя и завязать важные контакты. Кроме того, социальные гарантии будут хорошим бонусом для молодого специалиста.

Мария Боричевская, психолого-педагогический факультет, распределена в ГУО «Средняя школа № 28 г. Бреста»:

– Распределение для выпускника высшего учебного заведения – это уверенность в завтрашнем дне, а также огромная поддержка со стороны государства.
Меня распределили в учреждение, в котором я проходила последние практики. Замечательно, что у молодых людей есть возможность начинать трудовой путь там, где они получали первый практический опыт. Мне кажется, это положительно скажется на адаптации выпускников к новым условиям и будет содействовать более качественному выполнению всех обязанностей. К слову, в Год качества – это вдвойне важно.

В ГУО «Средняя школа № 33 г. Бреста» считают, что на закрепляемость педагогических кадров на местах влияют не только социальные гарантии, но и атмосфера, царящая в конкретном учреждении образовании, созданные условия для профессионального развития и роста.

Виктор Иванович Пузына, директор ГУО «Средняя школа № 33 г. Бреста»:

Среди молодых педагогов со стажем работы менее двух лет в нашем учреждении работают учителя-предметники, учитель-дефектолог, руководитель военно-патриотического воспитания, педагог-организатор. Работа с данной категорией специалистов строится с учётом специфики их функциональных обязанностей. Структурным подразделением методической службы школы, организованным для начинающих свой путь педагогов, является Школа молодого педагога.
За молодыми специалистами закрепляется наставник.
Каждый молодой педагог выстраивает траекторию своего движения в области профессионального совершенствования согласно плану работы по теме самообразования в сотрудничестве с коллегами и наставником.
Кроме занятий, в рамках Школы молодого педагога с молодыми учителями проводятся беседы по их индивидуальным запросам. В течение года каждый педагог данной категории работает в составе учебно-методических формирований учителей школы и района, проводит открытые учебные занятия. Итоги работы за год молодые педагоги систематизируют в портфолио и представляют в виде отчёта в присутствии наставников. Второй год с целью стимулирования креативных качеств молодых педагогов, способных к активной деятельности в педагогических сообществах, развития профессиональных компетенций, проводится школьный конкурс «Я педагог!», которому предшествует презентация опыта педагогов школы-призёров конкурсов профессионального мастерства. Этот конкурс, как и действенная помощь опытных педагогов, доброжелательная атмосфера в коллективе, психологически комфортная обстановка на рабочем месте, способствуют закреплению молодых педагогических кадров.

 

Поделиться: