Путешествие в мир тайн природы и города

Природа – настоящее сокровище Беларуси. Значительную часть территории нашей страны занимают леса и озёра – так называемые «лёгкие Европы». 65 % белорусской земли – это сосновые, дубовые, еловые и берёзовые леса. Озёр в нашей стране более десяти тысяч. Исследовать эти богатства – всё равно что объять необъятное. Однако учёные, экологи и даже студенты постоянно изучают природу. В Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина за этим удивительным миром наблюдают студенты факультета естествознания. Походы и экспедиции в природу – бренд факультета.

Зоолого-ботаническое разнообразие

Походы и экспедиции в природу, как правило, осуществляются в рамках практик. По каждой специальности организуются разные виды практик. Яркими, полными приключений и открытий являются зоолого-ботанические и ознакомительные практики. Студенты, активно постигающие азы химии и биологии, изучают растительный и животный мир Бреста, его окрестностей, а также выезжают в другие города. Кандидат биологических наук, доцент Наталья Шкуратова отметила, что будущие педагоги и учёные должны быть знакомы с биоразнообразием флоры и фауны. Знакомство с ботаническими объектами включает наблюдение за аборигенными видами растений (то есть теми, которые являются ядром местной флоры), а также культурной флорой. В Беларуси произрастает около 1700 сосудистых растений, также есть мохообразные, лишайники и водоросли. «Мы собираем растения, учимся определять их, занимаемся гербаризацией, описываем растительные сообщества, закладываем пробные площадки. В лабораторных условиях изготавливаем ботанические коллекции. Позже используем их на занятиях», – рассказала Наталья Валерьевна.

В рамках зоолого-ботанических практик студенты имеют уникальную возможность посещения различных профильных учреждений и знакомства с их деятельностью. Молодые люди могут побывать в Институте плодоводства, Центральном ботаническом саду в Минске, на Брестской областной сельскохозяйственной опытной станции в Пружанах и на других научных и природоохранных территориях Беларуси.

В рамках изучения зооразнообразия обучающиеся БрГУ под руководством доцента Сергея Карозы совершают тематические экскурсии, в ходе которых изучают позвоночных и беспозвоночных животных, обитающих в различных биоценозах. «Студенты на практике закрепляют знания по зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, овладевают методами сбора и фиксации беспозвоночных, камеральной обработки и определения видов, навыками монтирования коллекций, ведения экскурсий и наблюдения за образом жизни, поведением и размножением объектов исследования, – рассказал кандидат биологических наук, доцент Сергей Кароза. – Изучение беспозвоночных строится по следующему алгоритму: поиск объектов – помещение их в специальное оборудование – фотографирование – изготовление энтомологических коллекций».

  

Зоологические практики проходят летом, порой в изнуряющий зной. Поэтому по возможности ребята собираются рано утром, чтобы найти объекты, а в момент жаркого солнца работают с ними в помещении. Вечером, когда воздух становится прохладнее, снова можно выходить в природу.

Маленькое путешествие

Студенты специальности «Туризм и гостеприимство» проходят много практик, включающих знакомство с деятельностью туристических организаций и предприятий гостиничного бизнеса, а также спортивно-туристические и водные походы. Молодые люди отмечают, что практика для них – настоящее удивительное путешествие. Первое из них – рекреационно-оздоровительный поход, в который обучающиеся отправляются уже на третьей неделе обучения. Его главная цель – перезнакомиться и сдружиться. Этот подход можно сравнить с выездом более старшего поколения в свои студенческие годы на картошку. «Мне очень понравились практики, связанные с экологией и спортивной деятельностью. Мы ездили в разные города, посещали мастер-классы, участвовали во встречах с интересными людьми, – поделилась впечатлениями студентка четвёртого курса специальности Туризм и гостеприимствоЕлизавета Волочкович. – Незабываемые эмоции остались после водного похода на байдарках. Я отвечала за закупку продуктов и была задействована в организации развлекательных мероприятий. В походе не обошлось без природных препятствий. Например, выходили на мель и байдарку приходилось тащить. Трудности создавали коряги в русле реки. После похода я с воодушевлением писала отчёт. Я не разочаровалась в выборе специальности и по-прежнему хочу работать в сфере туризма». В феврале 2025 года Елизавета прошла аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсовода.

Доцент кафедры городского и регионального развития Александр Панько рассказал, что практики открывают большие возможности для студентов, ведь позволяют им знакомиться с историческими и природными местами нашей страны. Также практики – это всегда встречи с новыми людьми, которые добились успеха в профессиональной деятельности, это мастер-классы, шанс попробовать себя в роли экскурсовода. У ребят остаются незабываемые впечатления после посещения Пинска, Несвижа, Браслава, Гродно. Вместе с тем студенты получают задания, обязательные для выполнения, – оценить работу экскурсовода, представить своё видение развития туризма в городе, разработать новый маршрут и так далее.

Походы и экспедиции в природу способствуют повышению интереса к природе и городским процессам, формированию навыков наблюдения, активизации мыслительных процессов, а также развитию эстетических чувств. Студенты отмечают, что длительное пребывание на свежем воздухе и физическая активность содействуют укреплению здоровья. А здоровый молодой специалист – это постоянное генерирование идей и их реализация на благо Беларуси.

Как «живёт» город?

Последние несколько лет к студентам-урбанологам приковано много внимания, причём со стороны не только представителей образовательной отрасли, но и школьников, средств массовой информации, многих граждан, которые слабо представляют, кто такой урбанолог. Для обучающихся специальности «Урбанология и сити-менеджмент» организованы увлекательные практики – молодые люди в сопровождении преподавателей ездят по первому региону, став взрослее, отправляются в более длительные путешествия, а именно по маршрутам Брест – Минск – Островец – Гродно и Брест – Минск – Полоцк – Витебск.
София
 Лукьянчик рассказала, что целью прошлогодней летней практики было закрепление теоретических знаний по геоурбанистике, физической географии городов и экономике города. Студентам выпала возможность познакомиться со структурой и функционированием различных по направлениям деятельности предприятий и организаций – пищевых, перерабатывающих, транспортных и других.

Для студентов специальности «Урбанология и сити-менеджмент» очень важно изучать структуру и функционирование городского управления. Поэтому были организованы встречи в Брестском и Пинском горисполкомах, в Жабинковском и Малоритском райисполкомах. Обучающиеся знакомились с перспективами развития городских районов, с индивидуальным строительством, туристическим потенциалом, совершенствованием материально-технической базы учреждений образования и многим другим. «Во время практики будущая работа открылась с разных сторон. Большой мотивацией стала заинтересованность руководителей организаций, которые мы посетили, в специалистах-урбанологах. Не менее важными стали советы от людей, которые уже добились успехов в профессиональной деятельности и решительно идут к покорению новых вершин», – поделилась София Лукьянчик.
Во
 время прохождении практики «Организация деятельности социокультурного сервиса» будущие урбанологи старались понять, как отделы культуры исполкомов строят работу с целью сохранения и развития культурного наследия, традиций и обычаев предков, эстетического обогащения и духовного воспитания граждан. Посетив мемориальные комплексы, музеи, театры, храмы, объекты спортивной инфраструктуры Беларуси, студенты поняли: за каждым ярким моментом, за каждым успехом стоит большой труд команды профессионалов.
На
 кафедре городского и регионального развития также обучаются будущие географы. Во время практик они покомпонентно изучают природу – геологическое строение, рельеф, почву, погоду и климат, водные объекты, растительность и так далее. Во время таких экспедиций для достижения поставленных задач молодые люди используют специальные методики. Кандидат биологических наук, доцент Ирина Абрамова рассказала, что при изучении почвы делается почвенный разрез – это яма глубиной до полутора метров, позволяющая увидеть все слои почвы. Измеряется мощность, определяется состав, влажность и другие физические и химические характеристики. В итоге студент должен дать полное название почвы.

Не менее интересно изучать растительность. В ходе этого процесса обучающиеся учатся давать названия ассоциациям. Для этого закладываются пробные площадки. На них проводится детальное описание ярусов растений, изучается высота и диаметр деревьев, с помощью возрастных буров определяется возраст. «В изучении климата нам помогает “Брестоблгидромет”, который с удовольствием принимает студентов. Его специалисты рассказывают обучающимся правила проведения наблюдений, знакомят с оборудованием, – пояснила Ирина Васильевна. – Также студенты выходят на участки с пересечённой местностью и с помощью приборов выявляют зависимость характеристик почвы от рельефа, температуры, влажности и скорости ветра».
Походы и экспедиции в природу делают студенческие будни ещё
 более яркими, насыщенными и незабываемыми.

Юлия Вовк
Фото из архива факультета естествознания

Поделиться: