Исследовательский урбан-воркшоп «Гарадскія пустэчы» в Бресте

14 ноября в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина прошёл однодневный урбан-воркшоп «Гарадскія пустэчы», посвящённый исследованию заброшенных, незадействованных и малоиспользуемых городских пространств в центре Бреста. Мероприятие организовали образовательно-исследовательская лаборатория Urban Lab 11 и кафедра городского и регионального развития БрГУ. Инициатором и основным организатором выступил студент факультета естествознания Вячеслав Иванись. Кураторскую поддержку воркшопу обеспечили кандидат геолого-минералогических наук, доцент Анна Николаевна Маевская и архитектор, ранее занимавшая должность главного архитектора Гродненской области, Анна Игоревна Кароза. Помогали кураторам и подменяли их в течение дня магистрант архитектурного факультета Белорусского государственного технического университета Анна Николаевна Горбачёва и студентка факультета естествознания Алина Витальевна Нестерович.

Что такое городские пустоты и зачем их изучать?

Воркшоп собрал студентов БрГУ, обучающихся на специальностях «Урбанология и сити-менеджмент» и «Биоэкология», а также студентов-архитекторов БрГТУ. В течение одного дня участники прошли путь от теории и дискуссий до полевых исследований и проектных предложений по двум ключевым пустотам в историческом центре города.

В рамках воркшопа городские пустоты рассматривались не как строгое юридическое или градостроительное понятие, а как собирательное обозначение территорий и ландшафтов, остающихся вне сферы внимания городских властей, инвесторов и самих жителей. Это заброшенные здания, пустыри, территории бывших предприятий, временные парковки, неиспользуемые участки возле инфраструктурных объектов и фрагменты городской ткани, которые как будто выпали из жизни города.

Организаторы воркшопа подчёркивают, что городские пустоты – это не только про угрозы и упущенные возможности, но и о пространствах, в которых уже сейчас формируются собственные сценарии и практики: здесь могут появляться луговые участки, становящиеся домом для пчёлок и других насекомых, важными элементами городской экосистемы; сюда приходят выгуливать собак, здесь собираются подростки, возникают самодельные площадки и неформальные места отдыха. Пустоты показывают, чего городу не хватает: доступной зелени, мест для спонтанной активности, пространства для свободы, эксперимента и новых идей.

Важно: не все пустоты нужно безоговорочно считать проблемой, которую необходимо немедленно благоустроить. Иногда именно такие неконтролируемые пустыри становятся точкой роста альтернативной культуры, местом для арт-проектов или зоной, где горожане могут заниматься своими делами без жёстких регламентов и сценариев. Вместо того, чтобы автоматически превращать их в очередной правильный сквер из гранита или закрытый жилой комплекс, стоит присмотреться к уже существующим практикам использования и к тому, что в этих пространствах ценят сами жители.

Цель воркшопа – найти смыслы в «пустоте»

Для участников воркшопа этот проект стал практической школой наблюдения, анализа и работы в городе. Одна из ключевых целей – научить студентов замечать городские пустоты, понимать, почему они появляются, какие социальные, экономические, экологические и планировочные факторы за этим стоят, и как такие пространства могут быть переосмыслены, трансформированы или временно использованы. Важный акцент сделан на временных решениях, ведь то, что задумывается как временное, в городе часто становится очень устойчивым и значимым для горожан.

Вторая задача – показать, что городские пустоты – это не только проблемные территории, а потенциальный ресурс для развития городской среды, для жизни, общения, творчества… Через совместную работу студентов-урбанологов, архитекторов и биоэкологов воркшоп стремился собрать вокруг темы людей, которым интересно думать о будущем города, и сформировать сообщество, готовое работать с такими территориями системно.

Для города, университета и локального профессионального сообщества воркшоп стал одновременно и исследовательским экспериментом, и способом посмотреть на знакомые пространства под новым углом. Важно не только то, какие идеи предложили участники, но и то, что сам процесс исследования выводит разговор о пустотах из уровня жалоб и бытовых обсуждений на уровень аргументированной, визуализированной и кейсовой работы.

Формат одного дня: лекция, дискуссии, поле, проекты

Изначально концепция «Гарадскіх пустэч» задумывалась как продолжительный цикл. Но в этот раз программа была приведена к формату одного насыщенного дня. Он начался с лекции о феномене городских пустот и их типологии. Её провёл Вячеслав Иванись. Затем прошли групповые дискуссии, в ходе которых студенты сопоставили теоретические подходы с собственным опытом восприятия города и сформулировали первые исследовательские вопросы. Состоялась лекция с примерами работы с пустотами в разных странах и форматах от 20-ти кратного лауреата премий конкурсов на лучшее архитектурное произведение года, академика Белорусской академии архитектуры Алексея Анатольевича Андреюка.

После этого участники были разделены на команды, каждая из которых получила свою территорию для полевого исследования. В полевом блоке студенты выходили на местность, фиксировали наблюдения, фотографировали, делали заметки, отмечали точки и маршруты на карте, смотрели, как пространство реально используется людьми. Такой формат короткого, но полного цикла позволил за один день пройти путь от теории до полевого исследования и презентации итогов работы.

Во второй половине дня команды возвращались в аудиторию и переходили к аналитической части: структурировали собранные данные, обсуждали ключевые выводы, формулировали проблемы и потенциалы пустот. На финальном этапе участники готовили аналитические и проектные презентации: карты, схемы, краткие описания сценариев возможных изменений и предлагали идеи временных или долгосрочных вмешательств. Презентации проходили в присутствии жюри, которое давало профессиональную обратную связь и задавало вопросы, заставляющие точнее формулировать гипотезы и предложения. Проектные предложения студентов оценивали главный архитектор Брестской области Николай Николаевич Власюк, заместитель декана факультета естествознания БрГУ по научной работе, кандидат географических наук, доцент Светлана Михайловна Токарчук и художник, магистр архитектуры и практикующий архитектор Евгений Сергеевич Щербач.

Две ключевые пустоты в центре Бреста

Для исследования были выбраны две яркие городские пустоты в центре Бреста, хорошо знакомые многим жителям, но при этом слабо интегрированные в повседневный городской сценарий. Первая – территория у автовокзала и пешеходного перехода над железнодорожными путями к железнодорожному вокзалу. Вторая – 43-й квартал, ограниченный улицами Комсомольской, Мицкевича, Советской и Пушкинской.

Территория у вокзалов – ключевая точка входа в город для тех, кто приезжает в Брест. После открытия нового автовокзала в 2019 году прошло уже 6 лет, за которые через этот узел прошли сотни тысяч людей. Однако прилегающая территория по сути остаётся пустой и неопределённой, отложенной под абстрактное будущее использование. Студенты поставили вопрос: можно ли было все эти годы использовать её с функциональным, недорогим и полезным для горожан наполнением? Такая пустота могла бы стать пространством ожидания, локальной точки притяжения, зелёным карманом или площадкой для временных событий.

43-й квартал в центре Бреста – другая, более сложная по смыслу пустота. Это пространство, в котором переплетаются историческая городская ткань, следы прежних планировочных решений и ожидания будущей застройки. Здесь студенты рассматривали вопросы сохранения и адаптации существующей среды, сценариев мягкой трансформации, сосуществования формальной и неформальной жизни, а также рисков, связанных с радикальной перестройкой таких участков.

Живой город вместо абстрактных схем

Одним из ключевых принципов «Гарадскіх пустэч» стала ориентация не на абстрактные планы, а на реальные практики использования пространства. Важно не только то, как территория выглядит на карте или в документации, но и то, как её «присваивают» люди: где они ходят, где задерживаются, что делают, какие маршруты прокладывают, какие следы оставляют.

Исследовательский формат воркшопа предполагает постоянное движение от аналитических понятий к конкретным дворам, тропинкам, кустам, заборам и неформальным местам встречи. В этом смысле городские пустоты рассматриваются как чувствительные индикаторы того, чего городу не хватает: кто-то использует их как зелёную зону, кто-то – как пространство для тишины, кто-то – как площадку для самодеятельных активностей, которые не вписываются в стандартные сценарии. Для студентов это возможность не только применить теоретические знания, но и научиться работать с неидеальными городскими ситуациями, где нет готовых ответов и очевидных решений. Для преподавателей и экспертов – шанс увидеть, как молодые специалисты считывают город и какие новые подходы предлагают к работе с такими территориями. Для города – это повод взглянуть на привычные проблемные места не только как на статью расходов или объект будущей застройки, но и как на ресурс, который уже сейчас генерирует смыслы и практики.

Профессиональные эксперты и студенческое сообщество

Состав кураторов и жюри воркшопа показал, насколько важным становится диалог между академической средой, профессиональной архитектурной практикой и городским управлением. Научное сопровождение, опыт работы с городскими ландшафтами и региональным развитием, а также взгляд практикующих архитекторов и художников усилили образовательную часть и придали вес итоговым обсуждениям.

Для студентов участие в воркшопе такого формата – это не только учебная задача, но и возможность получить прямую обратную связь от людей, которые реально влияют на то, как развиваются города и регионы. Воркшоп становится площадкой, где теоретические курсы соединяются с реальными кейсами и живой профессиональной экспертизой.

Потенциал

Заложенная в воркшоп методика предполагает продолжение – более глубокие исследования, возвращение к тем же территориям через время, развитие предложенных студентами сценариев, организацию дискуссий с горожанами и представителями городской администрации, возможные выставки и публичные презентации результатов.

Для БрГУ и лаборатории Urban Lab 11 этот воркшоп – шаг к формированию устойчивой исследовательской и образовательной линии, посвящённой работе с пограничными городскими территориями. Для Бреста – сигнал о том, что молодое поколение специалистов уже сегодня готово не только обсуждать проблемы городской среды, но и предлагать осмысленные решения.

Комментарии

Анна Николаевна Маевская:
– Для меня ценность этого проекта в трёх вещах. Во-первых, это личное открытие города: мы с группой изучали 43-й квартал, который я, как и многие другие, всегда проходила мимо, не зная о его уникальной истории и «законсервированной» атмосфере. Во-вторых, это особая энергия, когда работают вместе архитекторы и урбанологи – их диалог рождает действительно интересные решения. И главное – это финальное ощущение «творческой пятницы»: усталость, волнение за команду перед защитой проекта, но такой подъём и желание творить, что не хочется расходиться даже в темноте осеннего вечера.

Николай Николаевич Власюк:
– Часто крупными площадками занимаются город, инвестор, при этом нельзя сбрасывать со счетов небольшие локальные пространства, имеющие большой потенциал и добавляющие красок в общее восприятие города, но остающиеся без должного внимания властей. Именно такие пространства (пустоты) могут получить вторую жизнь, будучи замеченными пытливыми студентами-урбанологами и архитекторами, да и самими жителями районов. Предложенные концепции можно предлагать городским властям в качестве альтернативы развития локальных общественных пространств, скверов, точек роста.
Самым ценным в рамках проекта показалась новизна, незамыленность, смелость и свежесть взгляда молодых людей на город, в котором они живут и который хотят развивать. Воркшоп – это хорошая практика и возможно со временем городские власти начнут заказывать такие концепции у будущих урбанологов, а ребята смогут влиять на качественное преобразование своего города. Образовательное значение воркшопа несомненно. Именно в презентациях, рассуждениях, спорах, можно шлифовать навыки и практики урбанизма. Это особенно актуально, когда Главой государства озвучены задачи на пятилетку по повышению качества жизни и среды.
Предложенные решения вполне реальны, особенно если говорить о времени, когда площадка десятилетиями может ждать своего застройщика, при этом ею пользуются жители, и она может иметь вполне пристойный и благоустроенный вид.

Анна Игоревна Кароза:
– Любая, даже самая современная застройка – это уже «вчера» или «сегодня». А пустоты – это ещё и «завтра». Это возможности города, его надежда на лучшую жизнь. Это точки роста города, возможность нам и будущему поколению проявить себя. Создавая здания, городские пространства, мы, архитекторы, градостроители, чиновники, бизнесмены, не просто прокладываем дорожки, по которым будут ходить люди, даём им объекты для посещения, мы диктуем горожанам их образ жизни, модель поведения, определяем их возможности взаимодействия со средой, с городом. Городские пустоты дают горожанам свободу выбора, место творчества, возможность для тех процессов и действий, которые мы не учли. Кроме того, такие места – это лакмусовая бумажка города и его отдельных районов. Его социальное лицо.
Самое ценное в проекте – консолидация студентов разных специальностей, возможность взаимодействовать друг с другом и со средой. Также ценно то, что давая не только студентам, но и действующим архитекторам, чиновникам такие темы для размышлений, исследований, мы расширяем свой кругозор и количество людей, вовлечённых в процесс городских исследований. Круг специалистов, понимающих значение тактического урбанизма, соучаствующего проектирования, становится все шире. Такие практики позволяют растить специалистов, которые не приходят на территорию с готовыми решениями: «Я всё знаю, сейчас будем действовать, как нас учили, как написано в учебнике». Проект помогает воспитывать специалистов с пытливым умом, задающих вопросы, а не дающих готовые типовые решения.
Такие встречи заставляют каждого участника задуматься, посмотреть на город другими газами, заострить внимание на каком-то вопросе. Или даже привести к открытию.

Евгений Сергеевич Щербач:
– Тема пустот особенно актуальна для модернистской застройки: в каждом жилом дворе у нас фактически половина территории остаётся неосвоенной. Долгое время это игнорировалось, и хорошо, что сегодня разговор о пустотах наконец начался.
Системный подход к их освоению может стать тем самым шагом, который выведет благоустройство наших городов на качественно новый уровень. Сейчас сложно представить, сколько сил и времени потребуется, чтобы разработать реально работающие инструменты по преобразованию городских пустот, но направление это определённо важное и перспективное.
Приятно осознавать, что меня не удивляет эмпатия к пользователям, которую проявляют студенты, – могло же быть и иначе.
По своему опыту могу сказать: именно воркшопы давали ощущение, что ты уже внутри профессии, а не просто учишься. Они позволяют увидеть, как мыслят практики. Важно и то, что тема воркшопа была действительно значимой – надеюсь, студенты это почувствовали.
Для Бреста временные решения – реальный и актуальный путь, хотя и очень трудоёмкий. Я давно наблюдаю обе площадки и понимаю, как обидно быть рядом с некачественной средой. Заполнять пустоты временными функциями сразу после их появления – разумная идея, хоть и имеет свои минусы. Хороший пример брестское кафе «Проходной двор». Оно сильно улучшило среду за зданием кафе «Нестерка».
Подобные воркшопы реально могут влиять на решения в городе или на стратегию работы с пустотами, если менять цель и выстраивать устойчивую систему работы. Когда-то похожий воркшоп привёл к идее патриотического центра в крепости – сегодня мы видим её реализацию. В 2010-х инициативы велоактивистов сделали Брест лидером велодвижения. Но везде это была длительная комплексная работа многих горожан и экспертов в сотрудничестве с властями.

Вячеслав Иванись,
факультет естествознания

Поделиться: