Качество эмоциональных связей

Качество эмоциональных связей ребёнка с матерью или близкими взрослыми

определяет характер его психического развития,

что, в конечном счёте, определяет уровень психического здоровья.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Эмоциональная связь начинается с самого рождения, когда ребёнок выделяет мать или другое лицо, ухаживающее за ним, как центральную фигуру и адресует ей свои потребности, обменивается первичными коммуникациями (улыбки, звуки). Ребёнок внимательно следит за глазами взрослых и их движениями. Достаточно быстро ребёнок начинает узнавать голоса мамы и папы, других близких людей. Он начинает различать запахи «своих» и «чужих» и предпочитает запах грудного молока своей матери.

Знакомый запах, ласковый голос, то, как его прижимают к себе и носят, успокаивает, создаёт у ребёнка чувство надёжности, стабильности, безопасности. Благодаря первым контактам у ребёнка начинает появляться чувство собственной значимости, необходимое для того, чтобы он стал личностью.

Для эмоционального развития ребёнка родители должны с первых же дней ласково разговаривать с ребёнком, петь колыбельные и весёлые детские песни, рассказывать детские стихи.

Ребёнок в процессе общения с матерью учится связывать определённые события с соответствующей эмоциональной оценкой матери, и постепенно учится сам ориентироваться в происходящих событиях и регулировать свои эмоции.

Уже с первых дней младенец пытается понять, что происходит вокруг, связать события, людей и впечатления в одно целое. Регулярность действий (кормление, переодевание, купание, прогулки на улице и др.) помогают ребёнку установить понятие времени «тогда» и «сейчас». Родители должны объяснять ребёнку, что происходит вокруг. Уже в два года большинство детей имеют свой собственный внутренний опыт, они могут видеть и понимать окружающее по-другому, чем взрослые. Полученный в ходе взаимодействия с близкими людьми опыт общения и его правила ребёнок переносит на взаимодействие с другими людьми.

В возрасте 8-10 месяцев младенцы начинают понимать эмоции других людей. Такая способность ребёнка помогает ему правильно вести себя в незнакомых ситуациях. С помощью улыбки ребёнок устанавливает контакты с взрослыми.

Качество эмоциональных связей с взрослыми и детьми определяется эмоциональным развитием ребёнка. На первом году жизни у младенцев появляются первичные эмоции: интерес, страдание, отвращение и удовлетворение (видимые на лицах), гнев, печаль, удивление и страх. На втором-третьем году жизни появляются вторичные эмоции: смущение, гордость, вина и стыд. Они появляются после того как ребёнок научился узнавать самого себя и уже с помощью родителей знает, какое поведение хорошее, а какое плохое.

Эмоциональная саморегуляция ребёнка начинается в раннем возрасте. Родители должны быть образцами позитивных эмоций, хорошо заботиться о ребёнке, стараться продлить приятные эмоции младенца и всё меньше реагировать на внешнее выражение его отрицательных. Это помогает ребёнку правильно справляться со своими эмоциями.

Маленькие дети делают попытки справиться со своим гневом и печалью. Но способность регулировать эмоции развивается медленно, и только ко времени учёбы в школе ребёнок постепенно приобретает умение следовать культурно обусловленным правилам выражения эмоций.

Для того чтобы эмоционально развивать ребёнка, учить его понимать свои эмоции, эмоции других детей и взрослых, родители могут покупать куклы с разными эмоциональными выражениями лица. Сегодня в продаже такие куклы есть: они плачут, смеются, сердятся и т.п. Можно приобретать игры, типа лото с лицами на карточках, выражающими разные эмоции. Такие игры и игрушки родители могут сделать сами, например, с помощью пустой яичной скорлупы с небольшим отверстием для указательного пальца руки родителя и с нарисованными эмоциональными лицами (такие куклы у нас называют «пальчиковыми», но вы можете встретить название «Би-Ба-Бо»). Кукол можно сшить из ткани, связать крючком или спицами, вылепить из пластилина и т.д. С их помощью можно разыгрывать различные ситуации, меняя куклы в зависимости от того, какие чувства они должны активизировать.

Можно также вести дневник, и сам малыш будет рисовать свои эмоции и настроение, передавая их разными цветами в виде каракулей.