Развитие привязанности

В младенчестве и раннем детском возрасте поведение матери

или близкого взрослого обеспечивает развитие привязанности,

определяющей качество дальнейшей жизни ребёнка:

умение понимать, дружить, любить, испытывать чувства материнства и отцовства.

Первым человеком, который постоянно заботится о ребёнке с момента рождения, является его мать. Поэтому избирательное, эмоционально положительное отношение, которое формируется у ребёнка к ней, а потом к отцу и другим близким людям, занимающимися ребёнком, называется привязанностью. В зависимости от отношений между матерью и ребёнком, привязанность может быть безопасной или небезопасной.

В течение первых месяцев жизни мать должна обеспечивать поддержание эмоционального возбуждения ребёнка в определённых границах. Мать не должна допускать чрезмерного возбуждения младенца, которое часто ведёт к безутешному длительному плачу. В период бодрствования мама должна стараться обеспечивать ребёнку безопасность и положительные эмоции: улыбку, смех, фиксацию взгляда и т.д.). При этом ребёнок запоминает не только действия матери, но и сопровождающие их предметы, звуки, запахи. Это составляет первый опыт ребёнка и позволяет рассчитывать на материнскую поддержку в неприятных и опасных ситуациях. Ребёнок начинает доверять окружающему миру и чувствует себя психологически защищённым.

В первые месяцы жизни важное место в развитии ребёнка занимают телесные (тактильные) контакты (прикосновения, поглаживания, прижимание к себе и т.д.). Когда мать прижимает к себе ребёнка, она гасит сигналы беспокойства младенца, его избыточное возбуждение. Если ребёнок лишён телесного контакта в течение длительного времени, он теряет всякий интерес к физическому взаимодействию с другим человеком, в его организме происходят гормональные сдвиги.

Существуют разные способы держать ребёнка, о которых должны знать родители. Например, чтобы успокоить плачущего малыша, эффективнее прижимать ребёнка в положении «столбиком» к груди-плечу. Для игры с малышом лучше держать его на вытянутых руках перед собой, так чтобы лицо матери было в фокусе внимания ребёнка.

Родители должны знать признаки недостатка телесного контакта с ребёнком. Самое распространённое – это непрерывные повторяющиеся на автоматизме действия: раскачивание головой во время дневного сна, сосание пальца и других мягких предметов, расцарапывание кожи и т.д. Если в первые месяцы жизни такое поведение ребёнка может считаться нормой, то повторение его в старшем возрасте свидетельствует о серьёзных нарушениях психического здоровья.

Важным признаком развития привязанности является протест ребёнка против разлуки с близкими взрослыми, который может выражаться в безутешном плаче, потере веса, нарушении сна. Такое поведение может появляться в возрасте с 6-8 месяцев, достигает кульминации с 14 до 18 месяцев, а затем в течение младенчества и дошкольного возраста постепенно становится менее частым и интенсивным. Родители часто с ним сталкиваются, когда приводят детей в ясли, детский сад в первый раз.

Родители должны обязательно предупреждать детей о предстоящей разлуке, избегать внезапного и длительного перерыва в общении. Если взрослый собирается в длительную командировку или в отпуск, то следует проговорить с ребёнком его продолжительность и назвать дату возвращения, используя для наглядности календарь, часы и т.д. Если ребёнок не понимает, почему исчез близкий взрослый, то он может решить, что виноват в этом сам, и считать себя плохим.