Особенное имя, лицо, тело и семья

Ребёнок должен знать, что у него особенное имя, лицо, тело, что у него есть семья,

что он ценен сам по себе и имеет право быть счастливым и любимым.

Родители помогают ребёнку в формировании собственного Я и понимания, чем он отличается от других. Для этого им необходимо разговаривать с ребёнком о нём самом, его поведении в любом возрасте, начиная с раннего детства. Личность ребёнка определяет его имя, понимание своего пола и знание своего тела, его желание быть хорошим и признанным, его воспоминания и жизненные планы, рамки поведения: я могу и я обязан.

Прежде всего, необходимо обеспечить идентификацию с собственным именем. Ребёнок должен любить его. Имя – центр личности, вокруг которого формируется сознание малыша. Каждое имя имеет свои истоки, смысл и звучание. Родителям следует объяснить ребёнку, почему его так назвали, как его называют близкие и знакомые. В беседе с ребёнком выяснить, какие модификации своего имени он знает, какое ему нравится больше всего; объяснить, что значит «тёзка». Рассказать, как его будут называть, когда он вырастет. Малыш должен знать, что при первом знакомстве следует называть своё имя. Обращаться к человеку нужно по имени, приветливо глядя ему в глаза. В подростковой культуре часто приняты прозвища и клички – этому трудно противостоять. Но родителям стоит попытаться помочь ребёнку победить в этом противостоянии!

Ребёнок должен вовремя осознать, что он мальчик или девочка. Родители объясняют, как ведут себя мальчики и девочки, какими они должны быть: смелыми, сильными или ласковыми, нежными. Следует помнить, что у разных национальностей, в различных культурах представления об идеальном мужчине или женщине могут отличаться.

Ребёнок также должен учиться узнавать, чувствовать и любить своё тело. Малышу важно знать, что каким бы он ни был (худеньким или полным, длинным или невысоким), тело его красиво, уникально пропорциями, пластикой и неповторимым своеобразием.

Родители должны быть деликатными, обсуждая особенности телосложения ребёнка. В беседах они могут попросить ребёнка создать свой словесный портрет; могут рассматривать вместе его отражение в зеркале, проговаривать, какие у него черты лица, форма головы, волосы и т.д. На кого он похож? Какая у него улыбка?

Ребёнку важно знать, что он не случаен в этой жизни, не одинок. У него, помимо родителей, бабушек и дедушек, есть ещё родственники и предки, далёкие и близкие. Родители должны рассказывать ребёнку семейные истории и истории, связанные с прошлым его рода, его нации и Родины. Можно совместно с ребёнком составить простейшее генеалогическое дерево и показать на нём его место.

Важно с самого детства знать, что человек принадлежит к определённой нации и расе. Родители могут рассматривать картинки и фотографии разных людей и объяснять малышу, что дети и взрослые разных наций и рас выглядят по-разному, но в то же время они по-своему красивы. Ребёнку постарше можно рассказывать о своих национальных традициях, о выдающихся людях и достижениях, учить с ним национальные песни и танцы, принимать участие в праздниках, надевать национальные костюмы.

Ребёнку очень важно нравиться другим и чувствовать себя любимым. Родители никогда не должны скупиться на похвалу ребёнку за его достижения, обзывать его, давать ему негативную характеристику.

Малыш с раннего детства способен оценивать своё поведение: когда он поступает хорошо, а когда  плохо, что можно делать, а что нельзя. Важно установить в семье общие критерии для оценивания поведения ребёнка. Родители не должны давать различающиеся оценки поступкам ребёнка. Наказывая ребёнка, надо объяснить, за что его наказали, и как ему следует поступить, чтобы не наказывали.

Для человека в жизни важно иметь своё прошлое, настоящее и будущее. Это определяет его самосознание и индивидуальную судьбу. Задача родителей: помочь ребёнку осознать, что он растёт: когда-то он был маленьким, но обязательно станет взрослым. Родителям следует рассказывать малышу о его раннем детстве; вспоминать различные эпизоды из его жизни, но при этом обязательно дать почувствовать, что он был весьма милым. Надо помочь малышу заглянуть в его будущее. Кем он хочет стать? Обсудить с ним, каким он хочет быть человеком. Такие беседы надо вести с детьми всех возрастов. Даже старшие подростки любят слушать о своём младенчестве и детстве.

Малышу, несмотря на его малые годы, полезно знать, что он с рождения обладает правами и обязанностями. Родители могут рассказать своему ребёнку, что он имеет право на имя, игры и учёбу, на защиту, независимо от его расы, национальности, языка, пола и т.д. Любой ребёнок, независимо от возраста, имеет право чувствовать себя счастливым, быть признанным и любимым. Необходимо объяснить ребёнку, что у него также есть обязанности: убирать игрушки, делать уроки, помогать по дому. С возрастом круг обязанностей и ответственность ребёнка должны возрастать и должна устанавливаться связь между правами и обязанностями.

Барановичский государственный университет
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский государственный экономический университет
Брестская областная библиотека имени М. Горького
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусская ассоциация студенческого спорта