Андрей Бодак: «Истфак – это одна из комнат дома»

Педагог – такое простое слово, но сколько в нём доброты, отзывчивости и милосердия. У каждого человека есть учитель, который сыграл большую роль в его жизни. На судьбы студентов исторического факультета сильное влияние оказывает кандидат исторических наук доцент Андрей Бодак. Он общается с обучающимися на равных, даёт им знания, воспитывает собственным примером и помогает сделать первые шаги во взрослую жизнь.

– Добрый день, Андрей Юрьевич! Знаю, что у Вас было насыщенное детство. Расскажите об этом периоде.
– Детство – один из самых ярких периодов в жизни каждого человека. У меня оно действительно было интересным, потому что я сын военного. Родился в Бресте, а вот моё взросление проходило вдали от родного города. Мы жили на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири, Новгороде. Мне пришлось сменить несколько школ. Я был «вечно новеньким», поэтому постоянно приходилось проявлять себя и завоёвывать авторитет. Отношения с одноклассниками складывались по-разному. Бывало, что друзьями становились те, с кем изначально «враждовал».

– Это правда, что Вы очень рано начали читать и уже в первом классе прочли много крупных произведений?
– Да. Дело в том, что мы жили в военных городках, вдалеке от городской суеты. Там были большие библиотеки. Брал книги и в хорошую погоду читал на улице. Когда надоедало, сменял обстановку на домашнюю и продолжал чтение. В первом классе уже прочёл «Робинзона Крузо», «Путешествия Гулливера», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и другие. Спустя год знал историю «Малыша и Карлсона», «Винни-Пуха», «Пеппи Длинныйчулок» и «Незнайки на Луне». А ещё с удовольствием читал детскую энциклопедию в нескольких томах.

– Где Вы провели, как принято говорить, лучшие годы жизни, – студенческие?
– Учился в Уральском государственном университете (Свердловск, нынешний Екатеринбург). Выделялся из числа городских студентов, потому что они были более подготовленными к самостоятельной жизни. Тем не менее все быстро сдружились. На втором и третьем курсах активно участвовал в научных конференциях. Яркие воспоминания остались от Всесоюзной этнографической конференции, которая проходила в Ереване. Оттуда вернулся с дипломом первой степени. Мне нравилось учиться, поэтому никогда не ленился. Моя дипломная работа была посвящена индейцам майя в Новое и Новейшее время. Литература существовала на испанском языке. Это меня не остановило. Учил. В итоге в моей копилке научно-исследовательские работы на трёх языках. Часто посещал библиотеку имени Ленина и библиотеку иностранной литературы в Москве. В последней произошёл интересный случай. В зал редкой книги студентам вход был запрещён. А двери стеклянные. Я «прилипал к ним носом» и долго смотрел. Одна из работниц подошла ко мне и сказала: «Я Вас давно приметила, заходите». Вот это было счастье!
Запомнились практики в Крыму. Мне и однокурсникам так понравилось после первого курса, что в последующие годы мы ездили в крымские экспедиции. Именно та любовь к Крыму и стала толчком к тому, что уже, будучи преподавателем, я возил туда студентов на экскурсии.

– Как строили карьеру педагога?
– Моя педагогическая карьера началась не сразу. Сначала отслужил в армии. После того, как вышел в запас, трудоустроился в архив рабочим по обслуживанию архивных помещений. Вскоре перешёл преподавать историю в медицинский колледж. Со всеми ребятами активно занимался общественной деятельностью.
Потом из Брестского инженерно-строительного института пришёл запрос с просьбой перевести меня к ним. Честно скажу, менять работу не хотелось. Но директор колледжа настоял. Сказал
 – это рост. Так начал преподавать в институте на ставку, но и в колледже за мной остались часы.
А в
 1989 году открывалось отделение истории при филологическом факультете БГПИ. Основатель исторического образования в нашем университете Владимир Ульянович Мелишкевич тогда сказал мне, чтобы я ещё год поработал в БИСИ, а потом он возьмёт меня преподавать историю Средних веков для второкурсников. Для студентов первого курса занятия вёл Евгений Семёнович Розенблат. Так и произошло. В 1990 году я начал преподавать в нашем университете. А в 1991-м открылся исторический факультет.

– Сегодня исторический факультет БрГУ для Вас – это?..
– Прежде всего атмосфера дружбы и единения. В начале становления факультета на должности преподавателей подбирались выпускники разных вузов Советского Союза. Потом они сами взрастили кадры и обеспечили истфак высококвалифицированными педагогами. Это и доверительные отношения между студентами и преподавателями. Я, например, говорю обучающимся: «Считайте, что я студент сорок шестого курса. Просто задержался в университете надолго» (смеётся). Истфак – это не просто место, где получают знания, а одна из комнат дома. На нашем факультете живут по такому принципу: «Мы с тобой одной крови – ты и я». Это и крепкий корпоративный дух. Наш дружный коллектив дела факультета воспринимает как личные, поэтому возникающие трудности мы всегда решаем сообща.
Кстати, у нас образовалось более ста семейных пар из числа студентов. В связи с этим вспомнился один интересный эпизод. В поездки мы брали не только своих обучающихся, но и их родственников, знакомых. В одном из таких путешествий я посадил вместе двух незнакомых людей
 – парня и девушку. Уже через полчаса они весело щебетали. Наблюдал за ними. Подошёл поговорить. Оказалось, что молодые люди восемнадцать лет живут в одном подъезде многоэтажного дома, а до этого дня друг о друге ничего не знали. Даже не пересекались. Позже они поженились.

– Вы любимый преподаватель студентов. Они всегда с восхищением отзываются о Вас и Ваших занятиях. А что Вы можете сказать об обучающихся?
– Сейчас многие взрослые (не только преподаватели) пеняют на то, что молодёжь испортили гаджеты. Возможно. Но я всегда во всём вижу плюсы. В каждом поколении студенты разные. И если сегодня они хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями, но при этом не знают какую-то историческую дату, это не значит, что обучающиеся глупые. Зато эти ребята превосходят наше поколение в технических моментах. Кстати, для тех, кто при подготовке к семинарам использует современные технологии, у меня есть бонусы.
Ещё у меня выработана своя система взаимодействия со студентами и вовлечения их в предмет. Я преподаю историю Средних веков стран Европы и Америки. К экзамену требую написать средневековое письмо. Это позволяет студентам лучше усвоить весь материал и, конечно, проявить творчество и фантазию. Например, одна девушка написала, что является средневековой дамой. Её история такая. В детстве семью бросил отец и уехал в Париж. Спустя годы она встретила интеллигентного господина, который позже предложил ей руку и сердце. Но он оказался её отцом. Отмечу, что тут важно и оформление письма. Кто-то пытается изготовить пергамент, кто-то представляет письмо в бутылке.

– Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
– Когда меня спрашивают о семье, сразу вспоминаю родителей, их заботу и тепло отчего дома. Профессия медсестры позволяла маме найти работу в любом месте, так что папиных новых мест службы никто не боялся. Родители были людьми скромными. Они много читали, так что любовь к книгам у меня на генном уровне. Любил общаться с бабушкой Наташей. У меня есть сын. Он очень умный, всесторонне развитой молодой человек. Окончил музыкальную школу, занимался в народном хоре ветеранов имени Николая Шощица. Сейчас ищет себя, своё предназначение.

– Какие планы?
– Я человек позитивный, поэтому планов много. Продолжать работать, учить подрастающее поколение. В научном аспекте сейчас мне интересна тема послевоенной Беларуси. Хоть на минутку задумайтесь: какими страшными были людские и материальные потери, а страна с каждым десятилетием становилась прекраснее. У меня есть надежды возобновить поездки в любимый Крым.

Андрей Юрьевич уже тридцать два года каждый день начинает со сборов на работу в ставший родным БрГУ имени А.С. Пушкина. Привычным шагом по знакомой дороге он неспешно подходит к университету, открывает массивную дверь, слышит жизнерадостные голоса студентов, искренние приветствия коллег и растворяется в этой образовательной суете. Она всегда приносит что-то новое и необычное. Значит, день прожит не зря, и профессиональное колесо ещё долго не свернёт с пути разумного, доброго и вечного.

Юлия Вовк
Фото из архива БрГУ

Поделиться: