Значение и значимость слова

 

Студенческая научно-исследовательская группа «Значение и значимость слова» функционирует на филологическом факультете БрГУ имени А.С. Пушкина с 2004 г. Первоначально название было несколько длиннее – «Значение и значимость слова в системе языка и в художественном тексте». Группой все эти годы руководит доцент кафедры общего и русского языкознания кандидат филологических наук Ольга Антоновна Фелькина. За прошедшие 18 лет участниками группы были 45 студентов и магистрантов филологического А. Ярмошевич на пленарном заседании конференциифакультета (можно посмотреть список участников). Сфера научных интересов участников группы довольно широка: роль слова в художественном тексте, особенности идиостиля русскоязычных поэтов и прозаиков (И.Д. Богунь, М.В. Бугаева, А.С. Булавин, Е.А. Валюк (Литвинович), Р.В. Гуриш, М.О. Зайцева (Тригук), П.П. Кукашук, О.А. Логош, Е.В. Ломаза, О.А. Ломовская (Артихович), Е.Ю. Немшон, А.А. Павлова, О.Н. Павлюкович (Мисюля), Л. Паневская, Т.А. Повзун, А.В. Пронягина, О.Н. Стеренчук, О.А. Сухаревич, А.А. Чупик), проблемы перевода художественных текстов (Н.А. Гоголюк, А.А. Гончарова, Л.Л. Олийчук), воздействующая функция языка, способы усиления экспрессивности публицистических текстов, манипулятивные приемы и способы выражения агрессии в различных типах дискурса (К.А. Осипук, П.Ю. Зиновенко, Л.И. Лошко, С.В. Потоня, А.В. Семашкевич, А.В. Трофимук, Л.Д. Хайдарова, Е.Н. Хевук), национально-культурное своеобразие восточнославянских языков, языковая картина мира восточных славян, отраженная во фразеологизмах и паремиях (Ю.В. Михасюк, А.С. Попека, И.А. Посохин, У Синь, Ш. Юсупова, А.В. Ярмошевич), ассоциативные связи слов как отражение их семантики и мировоззрения носителей языка (Е.С. Андреева, К.С. Кулик, Д.Г. Цырыльчук), способы пополнения лексического состава современного русского языка (А.Н. Давиденко, О.В. Макаревич, Ю.Н. Степаненко), проблемы культуры речи, лексического разнообразия, орфоэпической грамотности (О.В. Чабурко, Н.А. Ячник).

На фото слева: Анастасия Ярмошевич выступает на пленарном заседании Международной студенческой научной конференции «Слово в языке, речи, тексте» 20–21 мая 2022 года.

На фото справа: Елена Валюк (Литвинович) перед защитой дипломной работы (2018 год).

За время работы СНИГ ее участники защитили более 20 дипломных работ, 7 магистерских диссертаций, множество курсовых работ. 

На фото: Оксана Чабурко с дипломом магистра филологических наук.

Каждый год студенты и магистранты апробировали результаты своих научных изысканий на научных конференциях (см. список докладов), публиковали статьи в журналах и сборниках (суммарно опубликовано более 120 работ  – см. список публикаций).

Самые значимые достижения участников СНИГ «Значение и значимость слова» – победы на Республиканском конкурсе научных работ студентов:

  • 2005 год – Лошко Лариса Ивановна «Методы и приемы вербального воздействия (на материале заговоров и рекламных текстов)» – 2 категория;М. Зайцева
  • 2009 год – Ломовская (Артихович) Ольга Александровна «Метафора в идиостилях писателей серебряного века» – 3 категория;
  • 2012 год – Тригук Марина Олеговна «Цветовая модель времени в языковой картине мира И.С. Тургенева и И.А. Бунина» – лауреат
  • 2013 год – Чабурко Оксана Викторовна «Акцентология современного русского языка: закономерности и тенденции развития» – 1 категория;
  • 2018 год – Валюк Елена Александровна «Библейская фразеология в русской художественной литературе и блогосфере (корпусное исследование)» – 1 категория;
  • 2021 год – Гуриш Римма Викторовна «Статистика в изучении идиостиля И. С. Тургенева (корпусное исследование)» – 2 категория;
  • 2022 год – Ярмошевич Анастасия Викторовна «Концепт «дорога» в восточнославянских языковых картинах мира» – 1 категория.

На фото: Марина Зайцева (Тригук) получает свидетельство Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Результаты, полученные участниками СНИГ, были внедрены в учебный процесс университета и других учреждений образования (см. список актов внедрения). Это и теоретические выводы, и статистические таблицы, и учебные словари, и практические задания, и другие материалы, способствующие более глубокому пониманию и усвоению студентами и учащимися изучаемых дисциплин.