Работа с иностранными обучающимися на кафедре общего и русского языкознания

Появление в университете иностранных студентов в 2007 году внесло коррективы и в организацию учебного процесса, и во внеучебную работу. Если ранее научно-педагогическая деятельность преподавателей кафедры общего и русского языкознания БрГУ имени А.С. Пушкина была направлена на обучение русскому языку как родному, то сейчас усилия преподавательского состава сосредоточены также и на обучении русскому языку как иностранному.

SAM_2479.JPGЕжегодно на филологическом факультете БрГУ имени А.С. Пушкина проводится Межвузовский научно-методический семинар «Проблемы преподавания русского языка как иностранного и других лингвистических дисциплин в высшей школе», который организует кафедра общего и русского языкознания совместно с коллегами из Брестского технического университета. В рамках пленарного заседания семинара 10 марта 2014 г. состоялось открытие-презентация учебного кабинета русского языка как иностранного, который размещается в аудитории № 316 на филологическом факультете (учебный корпус № 2).

Одна из задач, которую решает кафедра общего и русского языкознания и университет, – создание условий для качественного обучения иностранных студентов русскому языку. Учебный кабинет русского языка как иностранного создан для повышения качества обучения русскому языку, для обеспечения научно-методического и организационного сопровождения образовательного процесса с разными категориями обучающихся: студентами, слушателями факультета довузовской подготовки, слушателями «Курсов русского языка для иностранных граждан».

Учебный кабинет, оснащенный современной техникой, имеющий необходимое учебно-методическое сопровождение, способствует повышению уровня владения русским языком, который является средством профессиональной подготовки иностранных студентов в университете, и тем самым содействует повышению качества образования этой категории студентов в целом.

SAM_2500.JPGПространство кабинета разделено на несколько зон: лекционная зона (30 посадочных мест); демонстрационная зона (доска стационарная, ЖК-телевизор); зона групповой работы (16 посадочных мест овальный стол-трансформер, переносная доска); зона хранения учебной литературы; компьютерная зона (6 компьютеров) для проведения аудирования, тестирования, для самостоятельной работы студентов, есть подключение к интернету, начато формирование электронного книжного фонда (уже собрано около 1000 файлов); информационная зона (настенные стенды); зона рецепшен, предусматривающая место для лаборанта, оборудованное необходимой оргтехникой. Каждая зона имеет свое назначение, но они открытые, не изолированы друг от друга. Есть возможность перестановки, трансформации, организации работы в малых группах. Кабинет выполнен в современном стиле и цвете.

В учебном кабинете РКИ осуществляются различные виды учебной и внеучебной деятельности студентов:

- проведение учебных занятий, лекционных и практических, для студентов 9 факультетов университета;

- обучение русскому языку на коммерческих курсах;

- работа сDSC00477.JPG компьютерами (доступ к Интернету, электронному книжному фонду кафедры и библиотеки университета, к учебно-методическим материалам на электронных носителях, бесплатный доступ к электронным версиям российских периодических изданий по русскому языку, литературе и культуре России);

- самоподготовка студентов;

- проведение мероприятий воспитательного характера.

Учебно-методическая и материальная база кабинета получили высокую оценку студентов и преподавателей.

Большое внимание кафедра общего и русского языкознания уделяет лингводидактическому обеспечению преподавания языковых дисциплин, то есть созданию обоснованной и логически связанной системы дидактических, программно-технологических, методических средств, обеспечивающих эффективное достижение целей образовательного процесса. Только за последние 3 года (2015-2017) преподавателями кафедры подготовлено 5 изданий, посвященных обучению иностранных студентов.

Учебно-методическое пособие для иностранных студентов нефилологических специальностей «Русский язык как иностранный» авторов-составителей Корабо О. А. и Лянцевич Т. М. (под редакцией Переход О. Б.) является исключительно востребованным среди студентов-инофонов, изучающих русский язык, и преподавателей русского языка как иностранного. Оно включает таблицы, схемы, алгоритмы, справочные материалы по теории грамматики, способствующие восприятию, усвоению и систематизации наиболее трудных вопросов курса русского языка как иностранного, а также лексический минимум и тексты по темам общения.

Учебно-методическое пособие «Русский язык (профессиональная лексика)» авторов Годуйко Л. А., Корабо О. А., Королевич С. А. и Лянцевич Т. М. (под общей редакцией Переход О. Б.) является единственным подобным изданием на территории Беларуси и предназначено для организации учебной работы по русскому языку в рамках профессионального модуля с иностранными студентами, обучающимися на филологических факультетах вузов Беларуси. Пособие представляет собой первую часть из трёх запланированных. Его цель – формирование коммуникативной, речевой и языковой компетенций, необходимых для успешной учебной, учебно-научной работы студентов и их будущей профессиональной деятельности в качестве специалистов-филологов. Разделы пособия включают тематически связанные со специальностью тексты, насыщенные профессиональной лексикой; систему заданий для усвоения норм устной и письменной научной речи, общенаучной лексики и филологической терминологии; образцы грамматических конструкций, актуальные для научного стиля.

Пособие «Русский язык (профессиональная лексика)» адресовано тем, кто преподает и изучает русский язык как иностранный на уровне коммуникативной насыщенности и профессиональной достаточности, и призвано содействовать овладению основными видами речевой деятельности в профессионально ориентированном общении.

Учебно-методическое пособие «Практикум по русской орфографии» авторов-составителей Веремеюк Г. А. и Корабо Л. А. (под редакцией Годуйко Л. А.) представляет собой первую часть из двух запланированных и содержит систематический курс русской орфографии, изложенный в виде текстовых материалов и таблиц, способствующих восприятию, усвоению и систематизации знаний иностранцами. Предлагается система упражнений, тестовые задания, диктанты.

Издание адресовано иностранным студентам филологических специальностей 1-го курса, может использоваться преподавателями русского языка при планировании и проведении учебных занятий по дисциплине «Практикум по русской орфографии и пунктуации» и всеми желающими изучать русскую орфографию.

В учебно-методическом комплексе «Современный русский язык (Сложное предложение. Чужая речь. Синтаксис текста. Экспрессивный синтаксис. Пунктуация)» автора-составителя Переход О. Б. представлены теоретические основы синтаксиса сложного предложения, синтаксиса текста, способов передачи чужой речи, пунктуации в современном русском языке. Предлагается система практических занятий для формирования навыков синтаксического анализа, осмысленного использования терминологии синтаксиса, развития лингвистических и речевых компетенций студентов.

УМК содержит варианты разноуровневых заданий по всем видам сложных предложений, позволяющих организовать дифференцированную работу с иностранными студентами, обладающими разным уровнем лингвистических и речевых компетенций, а также адаптированный словарь синтаксических терминов.

Издание адресовано иностранным студентам филологического факультета старших курсов.

Электронное учебное издание для иностранных студентов филологических специальностей университетов  «Современный русский язык : морфемика, словообразование, морфонология» автора-составителя Годуйко Л. А. представляет собой словарь-справочник и содержит основные лингвистические термины и понятия морфемики, словообразования, морфонологии (318 единиц). Помимо толкования того или иного термина, понятия также даются примеры, иллюстрирующие описываемую морфодеривационную единицу, явление; с помощью системы перекрёстных ссылок разграничиваются внешне подобные, но разные по сути языковые явления или, наоборот, проводятся параллели между соотносительными терминами, однородными понятиями.

В пособие также включен список рекомендуемой учебной, научной, справочной, словарной литературы.

Словарь-справочник поможет студентам-инофонам систематизировать и обобщить имеющиеся у них знания по изучаемым разделам языкознания; сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для осмысления морфемики, словообразования, морфонологии современного русского языка.

В предыдущие годы для иностранных студентов были изданы:

Фелькина, О.А. Современный русский язык: Фонетика, фонология, орфоэпия, теория письма : учебно-методический комплекс для иностранных студентов / О.А. Фелькина. – Свидетельство о регистрации № 17/2012 от 20.12.2012.

Фелькина, О.А. Введение в славянскую филологию : электронный учебно-методический комплекс для иностранных студентов специальностей "Русская филология (литературно-редакционная деятельность)" и "Русский язык и литература. Иностранный язык (английский)" / О.А. Фелькина. – Свидетельство о регистрации № 18/2012 от 20.12.2012.

Гурина Н.М. Словарь лингвистических терминов: введение в теорию языка, семиотика, психолингвистика: электронное учебное издание для иностранных студентов филологических специальностей / Н. М. Гурина. – Брест : БрГУ, 2014. – 15 с.

В 2017 году было издано пособие Современный русский язык: морфемика, словообразование, морфонология : электронное учебное издание для иностранных студентов филологических специальностей университетов / авт.-сост. Л.А. Годуйко. – Брест : БрГУ, 2017.

Ожидается выход еще одного пособия, предназначенного для студентов-инофонов.

По материалам работы Регионального научно-методического семинара «Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе». издаются сборники научных статей: 1. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе : сб. науч. ст. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; Брест. гос. техн. ун-т ; редкол.: Л.А. Годуйко, Т.М. Лянцевич ; под общ. ред. О.Б. Переход. – Брест : БрГУ, 2017. – 135 с.;

2. Теория и практика обучения русского языку как иностранному и другим лингвистическим дисциплинам в высшей школе : сб. науч. ст. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; Брест. гос. техн. ун-т ; редкол.: О.Б. Переход, О.А. Фелькина ; под общ. ред. О.Б. Переход. – Брест: БрГУ, 2018. – 124 с. В сборниках преподаватели кафедры общего и русского языкознания представляют свои публикации по научно-методическому сопровождению преподавания РКИ и специальных лингвистических дисциплин иностранным студентам.

С 2011 года по инициативе кафедры общего и русского языкознания проводится Фестиваль иностранных обучающихся. Наши лучшие студенты принимают участие и в республиканском фестивале иностранных студентов, который проводится в БГУ. Так, в марте 2019 года успешно выступили на олимпиаде в рамках республиканского фестиваля студентки филологического факультета Альфия Амирова (2 место) и Азиза Розметова (4 место, грамота).

Стали традицией круглые столы, на которых студенты-иностранцы выпускного курса прощаются с кафедрой и получают напутствия для будущей профессилнальной жизни. Достижения наших студентов - выпускников 2018 года можно увидеть в презентации "Наши большие и малые победы".