1. Работа научно-педагогической школы «Практическая психология детства», руководитель Валитова И.Е., профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент
2. Работа научно-педагогической школы «Психология познающего субъекта», руководитель школы: Медведская Елена Ивановна, доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент
1. Работа научно-педагогической школы «Практическая психология детства», руководитель Валитова И.Е., профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент
Основные направления научных исследований в отчетном году: родительское отношение как фактор нарушений психофизического и психосоматического развития в детстве; психологические проблемы развития детей раннего возраста; особенности взаимоотношений в детоцентрической семье; психология материнства.
Основные достижения за отчетный год.
1) Выполнялась тема НИР с № ГР 20191949 «Родительское отношение как фактор нарушений психофизического и психосоматического развития в детстве», исполнители: Валитова И. Е., Клещева Е. А., Киричик Е. С., Галиновская А. А., Чайчиц Н. Н., Ямаева В.А.
В исследованиях Валитовой И. Е., Чайчиц Н. Н. определено понятие субъектности и его соотношение с понятиями личности и самосознания; описаны характеристики и показатели развития субъектности детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; установлены условия развития качеств субъектности ребенка при его взаимодействии с близким взрослым. Эмпирически доказана взаимосвязь материнского отношения к ребенку раннего возраста и развития у него предпосылок субъектности в виде инициативности, познавательной активности и продуктивности в деятельности.
В исследовании Ямаевой В.А. установлено, что материнская оценка внешности и черт характера ребенка различается в разных возрастных периодах младшего школьного возраста, а также относительно детей с разными особенностями физического облика (детский церебральный паралич, избыточная масса тела).
В работах Киричик Е. С. и Галиновской А. А. установлены взаимосвязи содержания образа телесного Я у женщин детородного возраста и их мотивации деторожления.
2) Результаты научных исследований внедрены в учебный процесс:
Валитова И. Е. Справка о практическом использовании результатов исследования в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности на социально-педагогическом факультете УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина»: при разработке программы учебной дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в системе ранней комплексной помощи» учебного плана специальности «Дошкольное образование» (компонент учреждения высшего образования); при обновлении содержания учебных дисциплин «Детская психология», «Психолого-педагогическая помощь детям с эмоционально-поведенческими нарушениями»; при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, от 02.06.2022 г.
Пополнение кадрового состава школы. Число аспирантов, выполняющих диссертационные работы по научному направлению школы в отчетном году – 3. В состав научно-педагогической школы в 2022 году включены аспиранты Киричик Е. С. (2-й год обучения), Романюк Е. А. (1-й год обучения).
Защита диссертаций по научному направлению школы:
ФИО, должность |
Дата |
В каком совете и |
ФИО научного руководителя (консультанта), должность (для внешних указать учреждение), степень, звание |
---|---|---|---|
Ямаева В. А., преподаватель |
09.02.2022, БГПУ им. М. Танка |
Совет по защите диссертаций при БГПУ им. М. Танка, кандидатская диссертация |
Валитова Ирина Евгеньевна, профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент |
Перечень изданий по научному направлению школы:
Валитова, И.Е. Логопсихология : Электронное учебно-методическое пособие. – Брест, БрГУ.
Перечень научных статей, опубликованных в научных журналах и др. научных изданиях по научному направлению школы:
- Валитова, И. Е. Условия развивающего взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с неврологической патологией / И. Е. Валитова // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2022. – № 2. – С. 150–159.
- Валитова, И. Е. Проблемное поведение детей раннего возраста с неврологической патологией: феноменология, причины и способы совладания / И. Е. Валитова // Весці БДПУ. Серыя 1. – 2022. – № 3. – С. 76–81.
- Валитова, И. Е. Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии / И. Е. Валитова // Нац. психол. журн. – 2022. – № 2 (46). – С. 45–55.
- Клещёва, Е. А. Особенности социально-психологической структуры детоцентрической семьи / Е. А. Клещева // Весці БДПУ. – 2022. – Т. 1. – №. 2. – С. 64–68.
- Клещёва, Е. А. Психологическая диагностика семейной иерархии: авторская проективная методика / Е. А. Клещева // Вестник БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки (литературоведение). – 2022. – Вып. 11. – С. 57–61.
Перечень публикаций в сборниках материалов конференций:
1. Валитова, И. Е. Типология взаимодействия матери с ребенком раннего возраста с неврологическим диагнозом / И. Е. Валитова // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. / редкол.: А. В. Северин, С. Л. Ящук; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 18–21.
2. Валитова, И. Е. Развитие активности ребенка с органическим поражением центральной нервной системы раннего возраста во взаимодействии с матерью / И. Е. Валитова // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 6 окт. 2022 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. В. В. Хитрюк [и др.]. – Минск : БГПУ, 2022. – С. 33–36.
3. Валитова, И. Е. Современные подходы к оказанию ранней помощи детям с отклонениями в развитии / И. Е. Валитова // Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 4 нояб. 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол. : В. В. Ильяшева (отв. ред.) [и др.]. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 9–15.
4. Киричик, Е. С. Особенности развития ребенка как фактор трансформации самосознания матери / Е. С. Киричик // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. / Бр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол.: С. Л. Ящук, А. В. Северин. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 64–67.
5. Киричик, Е. С. Осознанность как значимая характеристика материнства / Е. С. Киричик // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 18 февр. 2022 г. / Бр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 86–88.
6. Киричик, Е. С. Образ тела у женщин во время беременности / Е. С. Киричик, Н. Л. Сомова // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога: сб. матер. XIV Всероссийской научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 3–4 окт. 2022. – СПб., 2022. – С.164–170.
7. Киричик, Е. С. Развитие саморегуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством арт-терапии / Е. С. Киричик // Современные подходы к формированию процесса непрерывной реабилитации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ: актуальность, опыт и перспективы развития : матер. Всерос. научно-практ. конф., Челябинск, 28 сент. 2022 / Уральский гос. ун-т физ. культ. – Челябинск : УралГУФК, 2022. – С.84–88.
8. Чайчиц, Н. Н. Отношение к болезни у пациентов с сердечно-сосудистой патологией / Н. Н. Чайчиц // Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 4 нояб. 2021 / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева [и др.]. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 74–78.
9. Чайчиц, Н. Н. Особенности эмоционального интеллекта у студентов / Н. Н. Чайчиц // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февр. 2022 / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 227–230.
Сотрудничество школы с другими учебными и научными учреждениями в 2022 г.: участие Валитовой И. Е. в работе Международного междисциплинарного симпозиума «Траектории развития в первые годы жизни» = Entwicklung in den ersten Lebensjahren (онлайн), 25–26 ноября 2022, Мюнхен, Германия.
2. Название (научное направление) школы: Психология познающего субъекта. Руководитель школы: Медведская Елена Ивановна, доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент
Основные направления научных исследований в отчетном году заключались в теоретическом и эмпирическом изучении влияния цифровых технологий на когнитивную сферу их пользователей на разных этапах онтогенеза.
Основные достижения за отчетный год:
1) Начата работа над новой НИР «Когнитивные трансформации субъектов образования», № ГР 20220985.
2) Систематизированы данные о влиянии интернет-практик на познавательные процессы лиц разного возраста.
3) Экспериментальным путем установлены краткосрочные эффекты влияния деятельности с цифровыми ресурсами на познавательные процессы младших школьников (Гайдич О. П.) и взрослых (Медведская Е. И.). Имеются три акта внедрения.
4) Обосновываются нормы, предупреждающие деформирующий эффекты интенсивных интернет-практик для познавательных процессов взрослых.
5) Старшим преподавателем кафедры социальной работы Ульяновой А. Ю. продолжается формирующий эксперимент, направленный на формирование у студентов компонентов учебной деятельности в развернутой форме. Обнаружена ведущая роль учебной деятельности в возникновении позитивных сдвигов в понятийном мышлении обучающихся.
6) Заведующим кафедрой психологии Былинской Н. В. продолжается анализ обыденных представлений (в отчетный период, посвященных феномену незапланированной беременности).
Пополнение кадрового состава школы.
Аспирант 1 года обучения дневной формы – Юматова С.И. Число аспирантов, выполняющих диссертационные работы по научному направлению школы в отчетном году – 2 (Гайдич О.П., Юматова С.И.).
Защита диссертаций по научному направлению школы:
Предварительные защиты диссертаций (специальность 19.00.07 – педагогическая психология):
Гайдич О. П. «Характеристика внимания и памяти обучающихся I ступени общего среднего образования в учебной деятельности с Интернет» (31.10.2022).
Ульянова А. Ю. «Развитие понятийного мышления студентов с разным уровнем сформированности учебной деятельности» (16.12.2022).
Перечень изданий по научному направлению школы:
№ п/п |
Автор(ы): Фамилия И.О. |
Издание |
Город: Издательство |
|
---|---|---|---|---|
Вид* |
Наименование |
|||
1 |
Былинская Н.В. |
Пособие |
Педагогическая психология |
Брест : БрГУ |
2 |
Былинская Н.В |
Курс лекций |
Основы психофизиологии |
Брест: БрГУ |
3 |
Коверец Е.С. |
Практикум |
Общая психология |
Брест: БрГУ |
4 |
Медведская Е.И |
Пособие |
Кибераддикции учащихся и их профилактика |
Брест: БрГУ |
5 |
Медведская Е.И. |
Методические рекомендации |
Кибераддикции учащихся: виды, диагностика и методы профилактики |
Брест: БрГУ |
Перечень научных статей, опубликованных в научных журналах:
1. Гайдич, О. П. Особенности концентрации и избирательности внимания у учащихся 9 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. материалов XI науч.-практ. конф. / Республиканский институт профессионального образования ; науч. ред. О. С. Попова. – Минск : РИПО, 2022. – С. 3–10.
2. Гайдич, О. П. Цифровые технологии в учебной деятельности младших школьников: предупреждение рисков для когнитивного развития ребенка / О. П. Гайдич // Вестник Брестского университета. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2022. – № 2. – С. 216–221.
4. Медведская, Е. И. Структурно-функциональная модель когнитивных деформаций активных интернет-пользователей / Е. И. Медведская // Вестник ГрГУ. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 115–124.
5. Medvedskaia, E. Specifics of Mediated Memorization Ability of the Adult Internet Users / E. Medvedskaja // Problems of Modern Psychology: Collection of Research Papers / Scientific Editing by S. Maksymenko & L. Onufriieva. – Kamianets-Podilskyi, 2021. – Issue 54. – P. 78–92. – DOI:10.32626/2227-6246.2021-54.78-92.
6. Медведская, Е. И. Особенности устойчивости внимания взрослых интернет-пользователей / Е. И. Медведская // Вестник РУДН. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – Т. 19, № 2. – С. 304–319. – DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-2-304-319.
7. Медведская, Е. И. Влияние Интернета на когнитивные функции взрослых пользователей / Е. И. Медведская // Вестник БрГУ. – 2022. – № 1. – C. 143–151.
8. Медведская, Е. И. Ухудшение запоминания новой информации как деформация памяти активных веб-пользователей / Е. И. Медведская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. В 4-х ч. Ч. 4. – Минск : РИВШ, 2022. – С. 205–215.
9. Медведская, Е. И. Цифровое образование для цифрового поколения: кого и как учить? / Е. И. Медведская // Диалог. – 2022. – № 2. – С. 60–66.
10. Medvedskaya, E. Features of voluntary attention of adult internet users / E. Medvedskaya // Journal of Psychology & Clinical Psychiatry. – 2022. – Vol. 13, № 2. – Р. 35–39.
11. Ульянова, А. Ю. Диагностика-развивающий потенциал рефлексивных учебных заданий: пример кейс-стади / А. Ю. Ульянова // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. в 2 ч. Вып. 12. / Республиканский институт профессионального образования. – Минск, 2022. – Ч. 2.– C. 11–21.
12. Ульянова, А. Ю. Особенности понятийного мышления студентов с разным уровнем сформированности учебной деятельности / А. Ю. Ульянова // Вестник БрГУ. Сер. 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2022. – № 2. – С. 207–216.
Перечень публикаций в сборниках материалов конференций:
1. Былинская, Н. В. Психологический анализ представлений молодых девушек о влиянии незапланированной беременности на развитие отношений с партнером / Н. В. Былинская, Н. В. Корчакова // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 18 февр. 2022 г./ Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 23–27.
2. Гайдич, О. П. Особенности памяти у учащихся 10 лет в учебной деятельности с гаджетами / О. П. Гайдич // Социальная психология здоровья и современные технологии : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; науч. ред. С. Л. Ящук. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 33–36.
3. Коверец, Е. С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов – будущих учителей начальных классов / Е. С. Коверец // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февр. 2022 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. ‒ Брест : БрГУ, 2022. ‒ С. 106‒109.
4. Коверец, Е. С. Теоретические аспекты изучения профессионально-познавательной активности студентов / Е. С. Коверец // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. мат. VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: А. В. Северин. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 90–93.
5. Медведская, Е. И. Специфика понимания педагогами начальных классов учащихся с СДВГ / Е. И. Медведская // Педагогическая поддержка – стратегия безопасности пространства детства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28 окт. 2021 г. / РАНХиГС; ФИРО ; под ред. И. Н. Поповой. – СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С. 111–114.
6. Медведская, Е. И. Понимание логических отношений взрослыми активными интернет-пользователями / Е. И. Медведская // Цифровое общество как культурно-исторических контекст развития человека : сб. науч. статей и материалов междунар. науч.-практ. конф., Коломна, 17 февр. 2022 г. – Коломна : Гос. социально-гуманитарный ун-т, 2022. – С. 186–190.
7. Медведская, Е. И. Психологические проблемы формирования медиакомпетентности учащейся молодежи / Е. И. Медведская // Гражданское образование молодежи в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества ; материалы междунар. науч.-практ. конф., 23 марта 2022 г. – Витебск : ВГУ, 2022. – С. 73–80.
8. Медведская, Е. И. Специфика опосредованного запоминания понятий разного уровня сложности активными веб-пользователями / Е. И. Медведская // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февр. 2022 г. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 144–147.
9. Медведская, Е. И. Особенности произвольности внимания взрослых активных интенет-пользователей / Е. И. Медведская // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 79–82.
10. Ульянова, А. Ю. Понимание жизненного смысла учебной деятельности как предикатор осознанной регуляции учебной деятельности студента / А. Ю. Ульянова // Традиции и инновации в социальной работе : состояние, проблемы, перспективы : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 4 ноября 2021 / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева (отв. ред.) [и др.]. – Брест, 2022. – С. 70–74.
Сотрудничество школы с другими учебными и научными учреждениями в 2022 году: продолжается сотрудничество с Чувашским государственным университетом (Россия) по проблемам психологического благополучия студентов.