Работа научно-педагогических школ социально-педагогического факультета

1. Работа научно-педагогической школы «Практическая психология детства», руководитель Валитова И.Е., профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

2. Работа научно-педагогической школы «Психология познающего субъекта»,  руководитель школы: Медведская Елена Ивановна, доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Spoiler: Highlight to view

Работа научно-педагогической школы «Практическая психология детства», руководитель Валитова И.Е., профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Основные достижения за отчетный год. Выполнялась тема НИР с № ГР 20191949 “Родительское отношение как фактор нарушений психофизического и психосоматического развития в детстве» (в период с июня по декабрь 2019 года), исполнители Валитова И.Е., Шматкова И.В., Чайчиц Н.Н., Ямаева В.А. В исследовании В.А. Ямаевой установлено, что материнская оценка внешности и черт характера ребенка различается в разных возрастных периодах младшего школьного возраста, а также относительно детей с разными особенностями физического облика (детский церебральный паралич, избыточная масса тела). Доказана устойчивая связь материнских и детских оценок тела, удовлетворенности внешностью и телом ребенка матерей и детей, находящихся в конце младшего школьного возраста и имеющих телесные особенности. Сделан вывод о том, что матери детей с вариантами искаженного тела не удовлетворены теми частями тела ребенка, которые не соответствуют культурным образцам телесности. В исследовании Чайчиц Н.Н. показана взаимосвязь материнского поведения, направленного на стимулирование речевого развития ребенка, и уровня развития речи у детей раннего возраста. В работе Шматковой И.В. определены показатели развития субъектности детей раннего возраста и выделены условия развития субъектности во взаимодействии ребенка с матерью.

2) Кандидатская диссертация Ямаевой В.А. на тему «Развитие телесного Я в младшем школьном возрасте» по специальности 19.00.13 «Психология развития, акмеология» принята к защите в Совет по защите диссертаций при БГПУ им. М. Танка.

3)  Результаты научных исследований внедрены в учебный процесс Клещевой Е.А.: объект внедрения – авторский курс лекций по результатам научно-исследовательской работы по теме «Социально-психологическая структура и механизмы функционирования детоцентрической семьи»: феноменология и методология детоцентризма. проявления детоцентризма в современной семье, ресурсы и риски функционирования детоцентрической семьи, теоретико-методологическое обоснование модели детоцентрической семьи, теоретическая модель детоцентрической семьи. Акт внедрения результатов научной деятельности № 21/042 от 24.09.2021г. в учебный процесс института повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Барановичский государственный университет».

 Пополнение кадрового состава школы. Число аспирантов, выполняющих диссертационные работы по научному направлению школы в отчетном году – 3.  В состав научно-педагогической школы в 2021 году включены аспиранты Киричик Е.С. (1-й год обучения), Хилько О.И. (1-й год обучения).

Перечень изданий по научному направлению школы:

 

№ п/п

Автор(ы):

Фамилия И.О.

ГРИФ

Издание

Город: Издательство

Вид*

Наименование

1

Валитова И.Е.

 

Курс лекций

Логопсихология

Брест, БрГУ

2

Коллектив авторов: Богданович А.И., Валитова И.Е., Козак Е.И., Неверо Е.Г., Яковлев А.Н.

 

Учебно-методическое пособие

Обучение команды специалистов навыкам работы с семьей по оказанию поддержки в кризисной ситуации в связи с рождением ребенка с ОПФР.

Минск: ЮНИСЕФ

3

 

 

Сборник материалов конференции

Психология сегодня: сб. материалов ХVI Междунар. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов, Брест, 21 апр. 2021 г. / Брест. гос. ун-т им.     А. С. Пушкина ; под общ. ред. Е. Е. Марченко, И. В. Павлова.

Брест: БрГУ

4.

Чайчиц Н. Н., Васильева Т. В., Гузюк Е. А. , Синюк Д. Э. 

 

Пособие

Ознакомительная учебная практика 

Брест : БрГУ

 

Научных статей, опубликованных в научных журналах и др. научных изданиях по научному направлению школы (всего / в изданиях, входящих в перечень ВАК РБ / в зарубежных изданиях, зарегистрированных в базах Scopus и Web of Science) – 19 / 12 / 2.

Список статей:

  1. Валитова, И.Е. Материнское отношение к болезни ребенка раннего возраста (на примере неврологической патологии) / И.Е. Валитова // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2021. – Том 12. – № 3. – С. 554–565.
  2. Валитова И.Е. Представления матерей о неврологических заболеваниях раннего возраста в структуре отношения к болезни ребенка / И.Е. Валитова // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Том 10, № 2. – С. 47–62.
  3. Валитова, И.Е. Структура материнского образа ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / И. Е. Валитова // Зб. навук. прац Акадэмii паслядыпломнай адукацыi. – Мiнск : ДУА «Акадэмiя паслядыпломнай адукацыi», 2020. – Вып. 18. – С. 61–81.
  4. Валитова, И.Е. Типология совладающего поведения матерей, имеющих детей раннего возраста с неврологической патологией / И.Е. Валитова // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2020. – № 2. – С. 156–170.
  5. Валитова, И.Е. Взаимосвязь оценки матерью ребенка раннего возраста и ее самооценки / И.Е. Валитова // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. –  2021. – Том 11, № 1. – С. 144–155.
  6. Валитова, И.Е. Психологическая защита в структуре материнского отношения к ребенку раннего возраста с неврологической патологией / И.Е. Валитова // Журнал Бел. гос. ун-та. Философия. Психология. – 2021. – №1. – С. 52–66.
  7. Валитова, И.Е. Отношение матерей детей раннего возраста с отклонениями в развитии к себе и ребенку в контексте временных измерений своего жизненного пути /  И.Е. Валитова // Вестник БарГУ.  Серия Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. – 2021. – №1(9). – С. 28–36.
  8. Валитова, И.Е. Реабилитационная компетентность матерей детей раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии / И.Е. Валитова // Весці БГПУ. – 2021. – №1. – С. 51–55.
  9. Валитова И.Е. Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии / И.Е. Валитова // Национальный психологический журнал. – 2021. – N 1 (41). – С 91–102.
  10. Валитова, И.Е. Реабилитационная активность матери при неврологической патологии ребенка раннего возраста / И.Е. Валитова // Психология. Психофизиология. – 2021. – Т. 14, № 1. – С. 76–87.
  11. Valitova Irina (2021). Patterns and Regularities of Psychophysical Development of Early Age Children with Neurological Pathology. Collection of Research Papers "Problems of Modern Psychology", 52, 9–39.
  12. Валитова, И.Е. Образ ребенка у матерей детей с отклонениями в развитии / И.Е. Валитова // Социальная педагогика. – 2021. – №1. – С. 60-66.
  13. Валитова, И.Е. Особенности общения и деятельности детей раннего возраста с отклонениями в развитии / И.Е. Валитова // Современная реальность в социально-психологическом контексте-2021: сборник научных трудов / под ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. – Новосибирск : НГПУ, 2021. – С. 88–96.
  14. Клещёва, Е. А. Детоцентризм в современной семье: феноменология и методология детоцентризма / Е.А. Клещёва // Вестник БарГУ. Серия Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. – 2021. – № 9. – С. 41–47
  15. Клещёва, Е. А. Детоцентрическая семья — тип современной семьи: критерии отбора / Е. А. Клещёва // Веснік Брэсцкага універсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2020. – №  2 – С. 171—177
  16. Клещёва, Е. А. Теоретическая модель детоцентрической семьи / Е. А. Клещёва // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2021. – Том 11, № 3. – С. 144–153.
  17. Чемеревская, В. А. Содержание образа телесного «Я» у детей младшего школьного возраста / В. А. Чемеревская // Зб. навук. прац Акадэмii паслядэпломнай адукацыi / рэдкал. : А. П. Манастырны (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск ; ДУА «Акад. паслядэплом. адукацыi», 2020. – Вып. 18. – С. 505–519.
  18. Ямаева, В. А. Образ телесного «Я» младших школьников с норматипичным телом, избыточной массой тела и церебральным параличом / В. А. Ямаева // Вестник БарГУ. Серия Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. – 2021. – № 1 (9). – С. 75–80.
  19. Ямаева, В. А. Особенности представлений детей младшего школьного возраста и их матерей о внешнем облике ребенка / В. А. Ямаева // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія: – 2020. – № 2. – С. 204–209.

 Докладов, прочитанных представителями научной школы, на различных научных мероприятиях – 10. Перечень докладов:

1.  Валитова И.Е. Выступление на пленарном заседании «Проблемы родителей при внедрении инклюзивного образования». Международный педагогический форум «Детство в дискурсе перемен», 13–14.12.2021, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия.

2.  Валитова И.Е. Выступление на заседании секции ««Диада мать-ребенок раннего возраста с неврологической патологией». Российская научно-практическая конференция с международным участием в формате онлайн «Ратнеровские чтения 2021: Неврология – как экосистема», 27.05. 2021, Казань (Россия).

3.  Валитова И.Е. Выступление на заседании секции (по видеосвязи) «Особенности развития общения и деятельности детей раннего возраста с отклонениями в развитии». Международная научно-практическая конференция «Современная реальность в социально-психологическом контексте», 17–18.03.2021, Новосибирск (Россия), Новосибирский государственный педагогический университет.

4.  Валитова И.Е. Выступление с докладом на пленарном заседании” Кризис рождения ребенка с отклонениями в развитии: типология совладания». XII Республиканская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье в контексте развития личности», 12.02.2021, БрГУ им. А.С. Пушкина, Брест.

5.  Валитова И.Е. Выступление на заседании секции «Совладание женщин с кризисом рождения ребенка с особыми потребностями». Международная научно-практическая интернет-конфренция «Особистість і суспільство: методологія і практика сучасної психології», 10–14.05.2021, Волынский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк, Украина.

6.  Валитова И.Е. Выступление с докладом на заседании секции «Современные подходы к оказанию ранней помощи детям с отклонениями в развитии». Республиканская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы, 04.11.2021, Брест, БрГУ им. А.С. Пушкина.

7.  Валитова И.Е. Выступление с докладом «Методика коррекции проблемного поведения детей раннего возраста с нарушениями развития». Областной семинар для педагогов-психологов: «Методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста», 11.02.2021, Брестский областной ЦКРОиР.

8.  Клещева Е.А. Онлайн доклад «Детоцентрическая семья: опыт западноевропейских исследований» на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», 24.02.2021, Брест, БрГУ им. А.С. Пушкина.

9.  Чайчиц Н.Н. Выступление с докладом «Переживание ситуации неуспеха в учебной деятельности в младшем школьном возрасте» на секционном заседании междунар. науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», 24 февраля 2021, Брест, БрГУ.

10.  Чайчиц Н.Н. Выступление с докладом «Переживание ситуации неуспеха в учебной деятельности в младшем школьном возрасте» на секционном заседании междунар. науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», 24 февраля 2021, Брест, БрГУ.

Публикаций в сборниках тезисов докладов / материалов конференций – 1 / 5.

Список публикаций:

  1. Валитова, И. Совладание женщин с кризисом рождения ребенка с особыми потребностями / И. Е. Валитова // Особистість і суспільство: методологія та практика сучасної психології : матеріали  VІІІ Міжнар. наук.-практ. інтернет-конф. (10–14 трав. 2021 р.) / за заг. ред. Я. О. Гошовського, О. В. Лазорко, Т. І. Дучимінської, А. В. Кульчицької, А.Б. Мудрик, Т.В. Федотової. − Луцьк : ПП Іванюк В.П, 2021.  –
    С. 106–108.
  2. Валитова, И. Е. Индивидуальные варианты переживания матерью кризисной ситуации рождения ребенка с отклонениями на ранних этапах его развития / И.Е. Валитова // Актуальные проблемы кризисной психологии: материалы II Международной научно-практической конференции (9-10 декабря 2021 г., Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь) / редкол. : С.И. Коптева, Л.А. Пергаменщик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГПУ, 2021. – С. 214–219.
  3. Клещёва Е.А. Специфика взаимодействия матери и ребёнка в детоцентрической семье / Е.А. Клещёва // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-985-566-947-1. — С. 92 –98
  4. Клещёва, Е.А. Детоцентрическая семья: опыт западно-европейских исследований / Е.А. Клещёва // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Брест, 24 февр. 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева [и др.]. – Брест : БрГУ, 2021. – С. 78–82.
  5. Клещёва, Е.А. Детоцентричская семья: проблема типологизации, поиск места в существующих типологиях семьи / Е.А. Клещёва // Взаимодействие семьи и школы: теория и практика [Электронный ресурс] : электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 28 апр. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования ; редкол.: Г. В. Лагонда, Е. И. Медведская ; под общ. ред. И. Г. Матыциной. – Брест : БрГУ, 2021. – 116 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/научно-методическая-деятельность/международный-нпс-взаимодействие-семьи-и-школы-теория-и-практика.
  6. Чайчиц, Н.Н. Переживание ситуации неуспеха в учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Н.Н. Чайчиц // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Брест, 24 февраля 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева [и др.]. – Брест : БрГУ, 2021. –  С. 189–193.

 Организация научных мероприятий и выставок по научному направлению школы в отчетном году.

1. Организация и проведение ХVI Междунар. науч.-практ. конференции студентов и магистрантов «Психология сегодня: взгляд современного студента», Брест, 21 апреля 2021 г.  (отв. организатор Шматкова И.В.). Выпущен сборник материалов конференции: Психология сегодня : сб. материалов ХVI Междунар. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов, Брест, 21 апр. 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; под общ. ред. Е. Е. Марченко, И. В. Павлова. – Брест : БрГУ, 2021. – 195 с.

 Сотрудничество школы с другими учебными и научными учреждениями (формы и результаты) в 2021 г.

  1. Участие Валитовой И.Е. в работе Междисциплинарного симпозиума «Расстройства аутистического спектра: ранняя диагностика, ранняя терапия и инклюзия» (онлайн), 20–21 ноября 2021, Мюнхен, Германия.
  2. Валитова И.Е. Открытая лекция «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», Международный форум «Психологическое благополучие и социальная успешность личности в условиях современных вызовов», 27.11.2021, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия.
  3. Валитова И.Е. Выступление на заседании секции «Совладание женщин с кризисом рождения ребенка с особыми потребностями». Международная научно-практическая интернет-конференция «Особистість і суспільство: методологія і практика сучасної психології», 10–14.05.2021, Волынский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк, Украина.

Психология познающего субъекта,  руководитель школы: Медведская Елена Ивановна, доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Основные направления научных исследований в отчетном году заключались в теоретическом и эмпирическом изучении влияния цифровых технологий на когнитивную сферу их пользователей на разных этапах онтогенеза.

Основные достижения за отчетный год:

            1) Открыта новая специальность переподготовки в ИПКиП БрГУ Веб-психология.

            2) Теоретически обоснована структурно-функциональная модель когнитивных деформаций у активных пользователей цифровых технологий периода средней взрослости. Точность ее предсказаний частично подтверждена в эмпирических исследованиях относительно когнитивной организации значений в сознании (на материале конкретных и абстрактных понятий, для опосредованного запоминания и разных видов логического мышления). 4 акта внедрения.

            3) Аспирантом Гайдич О.П. экспериментальным путем обоснованы условия традиционной учебной деятельности (без использования гаджетов) как наиболее оптимальные для развития внимания (концентрация и избирательность) и памяти (зрительная, слуховая, механическая, логическая) учащихся младших классов. Акт внедрения.

4) Аспирантом Солоневич Н.С. завершен сравнительный анализ содержания различных компонентов самосознания старшеклассников с признаками интеллектуальной одаренности и отличников. 2 акта внедрения.

            5) Старшим преподавателем кафедры психологии Коверец Е.С. установлены существенные различия в параметрах познавательной активности студентов педагогических и непедагогических специальностей.      

6) Старшим преподавателем кафедры социальной работы Ульяновой А.Ю. завершен формирующий эксперимент, направленный на формирование у студентов компонентов учебной деятельности в зрелой форме. Результаты доказывают эффективность разработанной А.Ю. Ульяновой программы факультатива для обучающихся разных курсов. 2 акта внедрения.

            7) Заведующим кафедрой психологии Былинской Н.В. продолжается анализ имплицитных концепций личности учащегося, представленных в профессиональном педагогическом сознании.

 Пополнение кадрового состава школы. Число аспирантов, выполняющих диссертационные работы по научному направлению школы в отчетном году – 2 (Гайдич О.П., Солоневич Н.С.)

Перечень изданий по научному направлению школы:

 

№ п/п

Автор(ы):

Фамилия И.О.

ГРИФ  

Издание

Город: Издательство

Вид*

Наименование

1

Медведская Е.И.

 

Мин-во образования

Учеб.

пособие

Веб-психология.

Глава 5.  «Цифровые устройства. Психофизиологические механизмы воздействия и психологические последствия».

Минск : РИВШ, 2021. С. 109 – 139

2

Медведская Е.И.

 

УМК

 Качественные и количественные методы исследования в психологии (для магистрантов специальности 1-23 80 08 «Психология»)

Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 203 с.

3

Медведская Е.И.

 

УМК

Практическая психология (для слушателей специальности переподготовки 1-23 01 71 «Психология»)

Брест: БрГУ, 2021. – 162 с.

4

Медведская Е.И

 

Моно-

графия

Структурно-функциональная модель когнитивных деформаций у активных интернет-пользователей

Брест: БрГУ, 2021. – 224 с.

5

Ульянова, А. Ю.

 

Учеб.-метод. пособие

Основы учебной деятельности студента 

Брест : БрГУ, 2021. – 127 с.

 

Научных статей, опубликованных в научных журналах и др. научных изданиях по научному направлению школы (всего / в изданиях, входящих в перечень ВАК РБ / в зарубежных изданиях, зарегистрированных в базах Scopus,  Web of Science) – 22 / 11 / 1.

Список статей:

1. Былинская, Н. В. Имплицитные теории личности учеников, существующих в сознании педагогов начальных классов / Н. В. Былинская // Зб. навук. праць Рівненського державного гуманітарного університету «Психологiя: реальнiсть и перспективи», Вип. 16 / упоряд.: Р. В. Павелків, Н. В. Корчакова. – Рівне : РДГУ, 2021. – С. 37–46.   

2. Былинская, Н. В. Имплицитная теория личности одаренного ученика у педагогов с разным стажем педагогической деятельности / Н. В. Былинская // Психологічна безпека особистості: міжнародна колективна монографія / за заг. ред. І.В. Волженцевої. – Переяслав, 2021. – С. 39–52.

3. Гайдич, О. П. Особенности внимания и памяти у учащихся 6 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. материалов XI науч.-практ. конф., Минск / Республиканский институт профессионального образования ; науч. ред. Л. Э. Татьянюк. – Минск : РИПО, 2021. – C. 15–22.

4. Коверец, Е. С. Профессионально-познавательная активность студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля // Зб.  навук.  прац  Акадэміі  паслядыпломнай  адукацыі.  Вып.  18  /  рэдкал.  :  А.  П.  Манастырны  (гал.  рэд.)  і  інш. ;  ДУА «Акад. паслядыплом. адукацыі». – Мінск : АПА, 2020. – С. 138–151.

5. Коверец, Е. С. Содержание компонентов профессионально-познавательной активности у студентов педагогических специальностей // Вестник Брест. ун-та. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2020. – № 2. – С. 185–192.

6. Коверец, Е. С. Динамика профессионально-познавательной активности у студентов-психологов / Е. С. Коверец // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей / ГУО «РИВШ»; редкол.: В. А. Гайсёнок (пред.) [и др.]. ‒ Минск : РИВШ. ‒ 2021. ‒ Вып. 21, ч. 4. Психологические науки. ‒ С. 171–180.

7. Коверец, Е. С. Особенности профессионально-познавательной активности студентов педагогических специальностей // Студент вуза на рубеже 2020-х: перспективы развития личности и здоровья / под ред. проф.  Е.Л.  Николаева. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. – С. 209–231.

8. Medvedskaya, E. Print And Digital Media: Psychosemantic Analysis Of Students' Attitude To Information // E. Medvedskaya, V. Turkjuski // WOS “European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS”. – 2021. – PP. 258–265. Doi10.15405/epsbs.2021.07.02.31 

9. Медведская, Е. И. Специфика категоризации понятия “мир” взрослыми активными интернет-пользователями / Е. И. Медведская // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серия 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2020. – № 2. – С. 192–197.

            10. Медведская, Е. И. Особенности категоризации конкретных понятий взрослыми активными интернет-пользователями / Е. И. Медведская // Право. Экономика. Психология. – 2021. – № 3. – С. 82–86.

            11. Медведская, Е. И. Новости в разных видах коммуникации: специфика понимания студентами информации из социальных сетей / Е. И. Медведская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. В 4-х ч. Ч. 4. – Минск : РИВШ, 2021. – С. 240–249.

12. Медведская, Е. И. Телевидение и Интернет: восприятие и понимание молодыми людьми новостей из разных типов СМИ / Е. И. Медведская, М. Н. Певзнер, П. А. Петряков // Вестн. Брэсцкага унiверсiтэта. Сер. 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2021. – № 1. – С. 177–184.

13. Medvedskaya, E. Categorization Features of the Concept of «Sacrament» by Active Adult Internet Users / E. Medvedskaya // Проблеми сучасної психології : Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України / за наук. ред. С.  Д. Максименка, Л. А. Онуфрієвої. Вип. 51. Кам’янець-Подільський : ТОВ «Друкарня «Рута», 2021.  – C. 105–120 (ВАК Украины).

            14. Медведська О. I. «Хороша» i «погана» людина: особливостi категоризацii особистостi дорослими вебкористувачами / O. I. Медведська // Науковi записки Нацiонального унiверситету «Острозька академиiя». Сер. «Психологiя». – 2021. – Вып. 13. – С. 15–19.

            15. Medvedskaya, E. The Specifics of Understanding the Information from Different Types of Mass Media by Young People/ E. Medvedskaya // Проблеми сучасної психології : Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України / за наук. ред. С. Д. Максименка, Л. А. Онуфрієвої. Вип. 53. Кам’янець-Подільський : ТОВ «Друкарня «Рута», 2021.  – C. 173–190.

16. Медведская, Е. И. Имплицитная модель настоящего гражданина белорусских студентов / Е. И. Медведская // Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития: монография / М. Н. Певзнер, Е. В. Иванов, П. А. Петряков и др.; под общ. ред. М. Н. Певзнера, П. А. Петрякова. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2021. – 150–161 с.

            17. Медведская, Е. И. Книга и экран: анализ выбора взрослыми знаковой системы информации  / Е. И. Медведская //  Гродненская психология: вчера, сегодня, завтра : моногр. / К. В. Карпинский [и др.] ; под науч. ред. К. В. Карпинского [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2021. – С. 390 – 407.

            18. Медведская, Е. И. Когнитивные деформации активных интернет-пользователей: теоретико-эмпирические основания для моделирования / Е. И. Медведская // Психологическая безопасность личности: междунар. коллект. Монография : под науч. ред. И. В. Волженцевой. – Переяславль : Домбровская Я. М. ; Брест : БрГУ. – 2021. – С. 547–563.

19. Солоневич, Н. С. Автопортрет интеллектуально одаренных старшеклассников / Н. С. Солоневич // Вестник Брестского университета. – 2021. – № 2. – С.165–171.

            20. Ульянова, А. Ю. Проблема формирования учебной деятельности через развитие ее компонентов / А. Ю. Ульянова // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. в 4 ч. Вып. 21. / РИВШ. – Минск, 2021. – Ч.4. – С. 387–393.

21. Ульянова, А. Ю. Эмпирическая дифференциация уровней сформированности учебной деятельности студентов / А. Ю. Ульянова // Вестник Брестского университета. – 2021. – № 2. – С.172–179.

22. Ульянова, А. Ю. Особенности учебной деятельности студентов-первокурсников: типичные проблемы и пути решения / А. Ю. Ульянова // Студент вуза на рубеже 2020-х : перспективы развития личности и здоровья / под ред. проф. Е.Л. Николаева. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. – Раздел 2.8. – С. 282-302.

3.2.9 Докладов, прочитанных представителями научной школы, на различных научных мероприятиях –19. Перечень докладов:

1. Былинская Н. В. «Имплицитная теория личности одаренного ученика у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности» (Междунар. науч.-практ. вебинар «Психологическая безопасность личности», Брес-Переяслав-Хмельницкий, 18 марта 2021).

2. Былинская Н. В. «Модель имплицитной теории личности обычного и одаренного обучающихся в сознании педагогов-филологов» (Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальні проблеми психології особистостіта міжособистісних взаємин», Каменец-Подольск, 23 апреля 2021).

3. Былинская Н. В. «Представления о ребенке с особенностями психофизического развития у разных субъектов образовательного процесса» (Междунар. науч.-практю семинар «Актуальные проблемы философии и психологии: наука – практике», Барановичи, 1 апреля 2021).

4. Гайдич О. П. «Особенности зрительной и слуховой памяти у учащихся 8 лет в различных учебных ситуациях» (XII Респ. науч.-практ. конф «Психологическое здоровье в контексте развития личности», Брест, 12 февраля 2021).

5. Гайдич О. П. «Особенности логической и механической памяти у учащихся 8 лет в различных учебных ситуациях» (Междунар. науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», Брест, 14 февраля 2021).

6. Гайдич О.П. «Особенности концентрации и избирательности внимания у учащихся 8 лет в различных учебных ситуациях» (Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальні проблеми психології особистості та міжособистісних взаємин» материалы науч. – практ. конф., м. Кам’янець-Подільський, Україна, 15 лютага 2021).

7. Коверец Е. С. «Динамика мотивации учебной деятельности студентов-психологов» (XII Респуб. науч.-практ. конф. «Психологическое здоровье в контексте развития личности», Брест, 12 февраля 2021).

8. Медведская Е. И. «Основные направления сохранения психологического здоровья профессионала в условиях смешанной реальности» (Междунар. науч.-практ. конф. «Проблема профессиональной дезадаптации в условиях современных социальных вызовов», Липецк, 15 апреля 2021).

9. Медведская Е. И. «Цифровая психогигиена субъектов образования: постановка проблемы» (X Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современного детства: вызовы времени и новая образовательная реальность», Чита, 25 ноября 2021).

10. Медведская Е. И. «Специфика понимания педагогами начальных классов учащихся с СДВГ» (Международная науч.-практ. конф. «Педагогическая поддержка – стратегия безопасности пространства детства», Москва, 28 октября 2021).

11. Медведская Е. И. «“Good” and “bad” person: specifics of a Categarization of a Person by adult Internet user» (междунар. интернет-конференция «Сучаснi дослiдження когнiтивноȉ психологiȉ», Острог, 31 мая 2021).

12. Медведская Е. И. «Особенности категориальной структуры сознания взрослых активных интернет-пользователей» (на материале абстрактных понятий) (XXI Междунар. социального конгресса «Цифровизация в условиях пандемии: миссия социального Университета будущего», посвященного 30-летию РГСУ, 25–26 ноября 2021).

13. Медведская Е. И. «Интернет и риски когнитивных деформаций взрослых пользователей» (III междун. науч.-практ. вебинар «Психологическая безопасность личности», Переяславль-Хмельницкий; Брест, 15 марта 2021).

14. Медведская Е. И. «Особенности образной креативности у взрослых активных интернет-пользователей» (VI Междунар. науч.-практ. семинар «Социальная психология здоровья и современные информационные технологии», Брест, 15 апреля 2021).

15. Медведская Е. И. «Особенности восприятия и понимания студентами информации из социальных сетей» (Междунар. науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», Брест, 24 февраля 2021).

16. Ульянова А. Ю. «Особенности формирования компонентов учебной деятельности учащихся педагогами начальных классов» (VI Міжнарод. науковопрактичної конференції «Актуальні проблеми психології особистості на європейському просторі», Кам’янець-Подільськ, 15 лютого 2021).

17. Ульянова А. Ю. «Формирование понятийного мышления обучающихся через развитие способности действовать в «уме»» (Междунар. науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе», Брест, 24 февраля 2021).

18. Ульянова А. Ю. «Особенности понятийного синтеза у студентов с разным уровнем сформированности учебной деятельности» (VІІ Міжнарод. науково-практичної конф. «Актуальні проблеми сучасної психології : перспективні та пріоритетні напрями наукових досліджень молодих науковців», Кам’янець-Подільськ, 17 листопада 2021).

19. Ульянова А. Ю. «Понимание жизненного смысла учебной деятельности как предикатор осознанной регуляции учебной деятельности студента» (Респ. науч.-практ. конф. «Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы», Брест, 4 ноября 2021).

Публикаций в сборниках тезисов докладов / материалов конференций – 0 / 17. Список публикаций:

1. Былинская, Н. В. Модель имплицитной теории личности обычного и одаренного обучающихся в сознании педагогов-филологов / Н. В. Былинская // Актуальні проблеми психології особистості та міжособистісних взаємин, 23 квітня 2021 р.: Матеріали ХІІІ Міжнародної науково-практичної конференції / За ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. Кам’янець-Подільський : Видавець Ковальчук О.В. – Кам’янець-Подільський,  2021. – С. 55–59.

2. Гайдич, О. П., Особенности зрительной и слуховой памяти у учащихся 8 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Психологическое здоровье в контексте развития личности  : сб. материалов  XII Республиканской научн.- практ. конф., Брест, 12 февраля 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; науч. ред. С.Л. Ящук. – Брест : БрГУ, 2021. – С. 13–15.

3. Гайдич О.П., Особенности логической и механической памяти у учащихся 8 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов  Международной научн.- практ. конф., Брест, 14 февраля 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; науч. ред. Е.А. Бай –  Брест : БрГУ, 2021.  – С. 22–26.

4.  Гайдич О.П., Особенности концентрации и избирательности внимания у учащихся 8 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Актуальні проблеми психології особистості та міжособистісних взаємин: материалы науч. – практ. конф., м. Кам’янець-Подільський, Україна, 15 лютага 2021 р. / Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка. - Кам’янець-Подільський. – С. 36–39.

5. Гайдич О.П., Особенности зрительной и слуховой памяти у учащихся 9 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Пути реализации концепции цифровой трансформации процессов в системе образования  : сб. материалов  Международной научн.- практ. конф., Могилёв, 26 марта 2021 г. / Могилёвский гос. обл. инст. развит. образ. ; науч. ред. Ю.С. Сухан –  Могилёв : МГОИРО, 2021. 

6. Коверец, Е. С. Динамика мотивации учебной деятельности студентов-психологов / Е. С. Коверец // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 12 февр. 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. ‒ Брест : БрГУ, 2021. ‒ С. 76‒79.

7. Медведская,  Е. И.  К проблеме авторитета специалиста в условиях цифрового общества / Е. И. Медведская // Актуальні проблеми психології особистості та міжособистісних взаємин, 23 квітня 2021 р.: Матеріали ХІІІ Міжнародної науково-практичної конференції : За ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. Кам’янець-Подільський : Видавець Ковальчук О.В., 2021. 198. – С. 175–177. 

            8. Медведская, Е. И. Понимание обучающимися информации как воспитательная проблема / Е. И. Медведская // Инструментарий воспитательного процесса: реализация творческих и социально-значимых программ и проектов: сб. тезисов II Междунар. научн.-практ. конф., 13 – 14 мая 2021 г., Могилев. – Могилев : МГОИРО, 2021. – С. 309–311.

            9. Медведская, Е. И. К проблеме родительского авторитета в условиях цифровой повседневности / Е. И. Медведская // Взаимодействие семьи и школы: теория и практика. Мат-лы междунар. науч.-практ. семинара, 28 апр. 2021 г., г. Брест. – Брест : БрОИРО, 2021. – С. 63–65.

            10. Медведская, Е. И. Особенности восприятия и понимания студентами информации из социальных сетей / Е. И. Медведская // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Брест, 24 февр. 2021. – Брест : БрГУ, 2021. – С. 122–126.

            11. Медведская, Е. И. Специфика организации знаний о личности в сознании взрослых активных интернет-пользователей / Е. И. Медведская // Актуальні проблеми сучасної психології: перспективні та пріоритетні напрями наукових досліджень молодих науковців: Матеріали VІІ Міжнародної науковопрактичної конференції, 17 листопада 2021 р. / за ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. Кам’янець-Подільський : Видавець Ковальчук О.В., 2021. – С. 79–81.

12. Медведская, Е. И. Отношение студентов к ТВ-информации / Е. И. Медведская // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Брест : БрГУ, 2021. – С. 123–126.

13. Медведская, Е. И. Информационные привычки взрослых с разными репрезентативными системами / Е. И. Медведская // Системная трансформация общества: информационные технологии, инновации и традиции: сборник науч. тр. каф. соц.-гум. наук ; под общ. ред. В. Н. Варич. – Брест : БрГТУ, 2021. – С. 113–117.

14. Медведская, Е. И. Особенности образной креативности у взрослых активных интернет-пользователей / Е. И. Медведская // Социальная психология и современные информационные технологии: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. семинар, Брест, 15 апр. 2021. – Брест : БрГУ, 2021. – С. 81–86.

15. Ульянова, А. Ю. Особенности формирования компонентов учебной деятельности учащихся педагогами начальных классов // Актуальні проблеми психології особистості на європейському просторі : матеріали VI міжнародної наук.-практ. конф., 15 лютого 2021 р. / Кам’янець-Подільський нацiональний університет іменi Iвана Огєнка ; за ред. С. Д. Максименка, Л. А. Онуфрієвої  [і др.]. – Кам’янець-Подільськ :  Видавець Ковальчук О.В., 2021. – С. 132–136.

16. Ульянова, А. Ю. Формирование понятийного мышления обучающихся через развитие способности действовать в «уме» / А. Ю. Ульянова // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 24 февраля 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева [и др.]. – Брест, 2021. – С. 183–186.

17. Ульянова, А. Ю. Особенности понятийного синтеза у студентов с разным уровнем сформированности учебной деятельности / Актуальні проблеми сучасної психології : перспективні та пріоритетні напрями наукових досліджень молодих науковців : матеріали VІІ міжнародної наук.-практ. конф., Кам’янець-Подільськ 17 листопада 2021 р. / Кам’янець-Подільський нацiональний університет іменi Iвана Огєнка ; за ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфрієвої. – Кам’янець-Подільськ, 2021. – С. 123–126.

 Сотрудничество школы с другими учебными и научными учреждениями (формы и результаты) в 2021 году:

Продолжается сотрудничество школы с лабораторией психологии обучения Каменец-Подольского университета имени И. Огиенко (Украина). Основными формами выступают соорганизация научных мероприятий, рецензирование и издание научных публикаций. Основными результатами выступили сравнительные исследования по проблеме активности и содержания интернет-активностей разных категорий пользователей.

            Организовано сотрудничество с Чувашским государственным университетом (Россия) по проблемам психологического благополучия студентов. Результаты отражены в коллективной монографии.