Работа научно-педагогических школ социально-педагогического факультета

1. Работа научно-педагогической школы «Практическая психология детства», руководитель Валитова И.Е., профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

2. Работа научно-педагогической школы «Психология познающего субъекта»,  руководитель школы: Медведская Елена Ивановна, доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Spoiler: Highlight to view

1. Работа научно-педагогической школы «Практическая психология детства», руководитель Валитова И.Е., профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Основные направления научных исследований в отчетном году: родительское отношение как фактор нарушений психофизического и психосоматического развития в детстве; психологические проблемы развития детей раннего возраста; особенности взаимоотношений в детоцентрической семье; психология материнства.

Основные достижения за отчетный год.

1) Выполнялась тема НИР с № ГР 20191949 «Родительское отношение как фактор нарушений психофизического и психосоматического развития в детстве», исполнители: Валитова И. Е., Клещева Е. А., Киричик Е. С., Галиновская А. А., Чайчиц Н. Н., Ямаева В.А.

В исследованиях Валитовой И. Е., Чайчиц Н. Н. определено понятие субъектности и его соотношение с понятиями личности и самосознания; описаны характеристики и показатели развития субъектности детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; установлены условия развития качеств субъектности ребенка при его взаимодействии с близким взрослым. Эмпирически доказана взаимосвязь материнского отношения к ребенку раннего возраста и развития у него предпосылок субъектности в виде инициативности, познавательной активности и продуктивности в деятельности.

В исследовании Ямаевой В.А. установлено, что материнская оценка внешности и черт характера ребенка различается в разных возрастных периодах младшего школьного возраста, а также относительно детей с разными особенностями физического облика (детский церебральный паралич, избыточная масса тела).

В работах Киричик Е. С. и Галиновской А. А. установлены взаимосвязи содержания образа телесного Я у женщин детородного возраста и их мотивации деторожления.

2) Результаты научных исследований внедрены в учебный процесс:

Валитова И. Е. Справка о практическом использовании результатов исследования в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности на социально-педагогическом факультете УО «Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина»: при разработке программы учебной дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в системе ранней комплексной помощи» учебного плана специальности «Дошкольное образование» (компонент учреждения высшего образования); при обновлении содержания учебных дисциплин «Детская психология», «Психолого-педагогическая помощь детям с эмоционально-поведенческими нарушениями»; при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, от 02.06.2022 г.

Пополнение кадрового состава школы. Число аспирантов, выполняющих диссертационные работы по научному направлению школы в отчетном году – 3. В состав научно-педагогической школы в 2022 году включены аспиранты Киричик Е. С. (2-й год обучения), Романюк Е. А. (1-й год обучения).

Защита диссертаций по научному направлению школы:

ФИО,

должность

Дата
и место
защиты

В каком совете и
какая (К/Д) диссертация
защищена

ФИО научного руководителя (консультанта), должность (для внешних указать учреждение), степень, звание

Ямаева В. А., преподаватель

09.02.2022, БГПУ им. М. Танка

Совет по защите диссертаций при БГПУ им. М. Танка, кандидатская диссертация

Валитова Ирина Евгеньевна, профессор кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Перечень изданий по научному направлению школы:

Валитова, И.Е. Логопсихология : Электронное учебно-методическое пособие. – Брест, БрГУ.

Перечень научных статей, опубликованных в научных журналах и др. научных изданиях по научному направлению школы:

  1. Валитова, И. Е. Условия развивающего взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с неврологической патологией / И. Е. Валитова // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серыя 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2022. – № 2. – С. 150–159.
  2. Валитова, И. Е. Проблемное поведение детей раннего возраста с неврологической патологией: феноменология, причины и способы совладания / И. Е. Валитова // Весці БДПУ. Серыя 1. – 2022. – № 3. – С. 76–81.
  3. Валитова, И. Е. Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии / И. Е. Валитова // Нац. психол. журн. – 2022. – № 2 (46). – С. 45–55.
  4. Клещёва, Е. А. Особенности социально-психологической структуры детоцентрической семьи / Е. А. Клещева // Весці БДПУ. – 2022. – Т. 1. – №. 2. – С. 64–68.
  5. Клещёва, Е. А. Психологическая диагностика семейной иерархии: авторская проективная методика / Е. А. Клещева // Вестник БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки (литературоведение). – 2022. – Вып. 11. – С. 57–61.

Перечень публикаций в сборниках материалов конференций:

1.  Валитова, И. Е. Типология взаимодействия матери с ребенком раннего возраста с неврологическим диагнозом / И. Е. Валитова // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. / редкол.: А. В. Северин, С. Л. Ящук; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 18–21.

2.  Валитова, И. Е. Развитие активности ребенка с органическим поражением центральной нервной системы раннего возраста во взаимодействии с матерью / И. Е. Валитова // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 6 окт. 2022 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. В. В. Хитрюк [и др.]. – Минск : БГПУ, 2022. – С. 33–36.

3.  Валитова, И. Е. Современные подходы к оказанию ранней помощи детям с отклонениями в развитии / И. Е. Валитова // Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 4 нояб. 2021 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол. : В. В. Ильяшева (отв. ред.) [и др.]. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 9–15.

4.  Киричик, Е. С. Особенности развития ребенка как фактор трансформации самосознания матери / Е. С. Киричик // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. / Бр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; редкол.: С. Л. Ящук, А. В. Северин. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 64–67.

5.  Киричик, Е. С. Осознанность как значимая характеристика материнства / Е. С. Киричик // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 18 февр. 2022 г. / Бр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 86–88.

6.  Киричик, Е. С. Образ тела у женщин во время беременности / Е. С. Киричик, Н. Л. Сомова // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога: сб. матер. XIV Всероссийской научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 3–4 окт. 2022. – СПб., 2022. – С.164–170.

7.  Киричик, Е. С. Развитие саморегуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством арт-терапии / Е. С. Киричик // Современные подходы к формированию процесса непрерывной реабилитации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ: актуальность, опыт и перспективы развития : матер. Всерос. научно-практ. конф., Челябинск, 28 сент. 2022 / Уральский гос. ун-т физ. культ. – Челябинск : УралГУФК, 2022. – С.84–88.

8.  Чайчиц, Н. Н. Отношение к болезни у пациентов с сердечно-сосудистой патологией / Н. Н. Чайчиц // Традиции и инновации в социальной работе: состояние, проблемы, перспективы : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 4 нояб. 2021 / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева [и др.]. – Брест : БрГУ, 2022. –  С. 74–78.

9.    Чайчиц, Н. Н. Особенности эмоционального интеллекта у студентов / Н. Н. Чайчиц // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февр. 2022 / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 227–230.

Сотрудничество школы с другими учебными и научными учреждениями в 2022 г.: участие Валитовой И. Е. в работе Международного междисциплинарного симпозиума «Траектории развития в первые годы жизни» = Entwicklung in den ersten Lebensjahren (онлайн), 25–26 ноября 2022, Мюнхен, Германия.

 

2. Название (научное направление) школы: Психология познающего субъекта. Руководитель школы: Медведская Елена Ивановна, доцент кафедры социальной работы, кандидат психологических наук, доцент

Основные направления научных исследований в отчетном году заключались в теоретическом и эмпирическом изучении влияния цифровых технологий на когнитивную сферу их пользователей на разных этапах онтогенеза.

Основные достижения за отчетный год:

1) Начата работа над новой НИР «Когнитивные трансформации субъектов образования», № ГР 20220985.

2) Систематизированы данные о влиянии интернет-практик на познавательные процессы лиц разного возраста.

3) Экспериментальным путем установлены краткосрочные эффекты влияния деятельности с цифровыми ресурсами на познавательные процессы младших школьников (Гайдич О. П.) и взрослых (Медведская Е. И.). Имеются три акта внедрения.

4) Обосновываются нормы, предупреждающие деформирующий эффекты интенсивных интернет-практик для познавательных процессов взрослых.

5) Старшим преподавателем кафедры социальной работы Ульяновой А. Ю. продолжается формирующий эксперимент, направленный на формирование у студентов компонентов учебной деятельности в развернутой форме. Обнаружена ведущая роль учебной деятельности в возникновении позитивных сдвигов в понятийном мышлении обучающихся.

6) Заведующим кафедрой психологии Былинской Н. В. продолжается анализ обыденных представлений (в отчетный период, посвященных феномену незапланированной беременности).

Пополнение кадрового состава школы.

Аспирант 1 года обучения дневной формы – Юматова С.И. Число аспирантов, выполняющих диссертационные работы по научному направлению школы в отчетном году – 2 (Гайдич О.П., Юматова С.И.).

Защита диссертаций по научному направлению школы:

Предварительные защиты диссертаций (специальность 19.00.07 – педагогическая психология):

Гайдич О. П. «Характеристика внимания и памяти обучающихся I ступени общего среднего образования в учебной деятельности с Интернет» (31.10.2022).

Ульянова А. Ю. «Развитие понятийного мышления студентов с разным уровнем сформированности учебной деятельности» (16.12.2022).

Перечень изданий по научному направлению школы:

п/п

Автор(ы):

Фамилия И.О.

Издание

Город: Издательство

Вид*

Наименование

1

Былинская Н.В.

Пособие

Педагогическая психология

Брест : БрГУ

2

Былинская Н.В

Курс лекций

Основы психофизиологии

Брест: БрГУ

3

Коверец Е.С.

Практикум

Общая психология

Брест: БрГУ

4

Медведская Е.И

Пособие

Кибераддикции учащихся и их профилактика

Брест: БрГУ

5

Медведская Е.И.

Методические рекомендации

Кибераддикции учащихся: виды, диагностика и методы профилактики

Брест: БрГУ

 

Перечень научных статей, опубликованных в научных журналах:

1. Гайдич, О. П. Особенности концентрации и избирательности внимания у учащихся 9 лет в различных учебных ситуациях / О. П. Гайдич // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. материалов XI науч.-практ. конф. / Республиканский институт профессионального образования ; науч. ред. О. С. Попова. – Минск : РИПО, 2022. – С. 3–10.

2. Гайдич, О. П. Цифровые технологии в учебной деятельности младших школьников: предупреждение рисков для когнитивного развития ребенка / О. П. Гайдич // Вестник Брестского университета. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2022. – № 2. – С. 216–221.

3. Коверец, Е. С. Динамика профессионально-познавательной активности студентов – будущих учителей начальных классов / Е. С. Коверец // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. / ГУО «РИВШ»; редкол.: В. А. Гайсёнок (пред.) [и др.]. ‒ Минск : РИВШ. ‒ 2022. ‒ Вып. 22, ч. 3. Психологические науки. ‒ С. 155–162.

4. Медведская, Е. И. Структурно-функциональная модель когнитивных деформаций активных интернет-пользователей / Е. И. Медведская // Вестник ГрГУ. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 115–124.

5. Medvedskaia, E. Specifics of Mediated Memorization Ability of the Adult Internet Users / E. Medvedskaja // Problems of Modern Psychology: Collection of Research Papers / Scientific Editing by S. Maksymenko & L. Onufriieva. – Kamianets-Podilskyi, 2021. – Issue 54. – P. 78–92. – DOI:10.32626/2227-6246.2021-54.78-92.

6. Медведская, Е. И. Особенности устойчивости внимания взрослых интернет-пользователей / Е. И. Медведская // Вестник РУДН. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – Т. 19, № 2. – С. 304–319. – DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-2-304-319.

7. Медведская, Е. И. Влияние Интернета на когнитивные функции взрослых пользователей / Е. И. Медведская // Вестник БрГУ. – 2022. – № 1. – C. 143–151.

8. Медведская, Е. И. Ухудшение запоминания новой информации как деформация памяти активных веб-пользователей / Е. И. Медведская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. В 4-х ч. Ч. 4. – Минск : РИВШ, 2022. – С. 205–215.

9. Медведская, Е. И. Цифровое образование для цифрового поколения: кого и как учить? / Е. И. Медведская // Диалог. – 2022. – № 2. – С. 60–66.

10. Medvedskaya, E. Features of voluntary attention of adult internet users / E. Medvedskaya // Journal of Psychology & Clinical Psychiatry. – 2022. – Vol. 13, № 2. – Р. 35–39.

11. Ульянова, А. Ю. Диагностика-развивающий потенциал рефлексивных учебных заданий: пример кейс-стади / А. Ю. Ульянова // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. в 2 ч. Вып. 12. / Республиканский институт профессионального образования. – Минск, 2022. – Ч. 2.– C. 11–21.

12. Ульянова, А. Ю. Особенности понятийного мышления студентов с разным уровнем сформированности учебной деятельности / А. Ю. Ульянова // Вестник БрГУ. Сер. 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2022. – № 2. – С. 207–216.

Перечень публикаций в сборниках материалов конференций:

1. Былинская, Н. В. Психологический анализ представлений молодых девушек о влиянии незапланированной беременности на развитие отношений с партнером / Н. В. Былинская, Н. В. Корчакова // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 18 февр. 2022 г./ Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 23–27.

2. Гайдич, О. П. Особенности памяти у учащихся 10 лет в учебной деятельности с гаджетами / О. П. Гайдич // Социальная психология здоровья и современные технологии : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; науч. ред. С. Л. Ящук. –  Брест : БрГУ, 2022. – С. 33–36.

3. Коверец, Е. С. Особенности саморегуляции учебной деятельности студентов – будущих учителей начальных классов / Е. С. Коверец // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февр. 2022 г. / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. ‒ Брест : БрГУ, 2022. ‒ С. 106‒109.

4. Коверец, Е. С. Теоретические аспекты изучения профессионально-познавательной активности студентов / Е. С. Коверец // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. мат. VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: А. В. Северин. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 90–93.

5. Медведская, Е. И. Специфика понимания педагогами начальных классов учащихся с СДВГ / Е. И. Медведская // Педагогическая поддержка – стратегия безопасности пространства детства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28 окт. 2021 г. / РАНХиГС; ФИРО ; под ред. И. Н. Поповой. – СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С. 111–114.

6. Медведская, Е. И. Понимание логических отношений взрослыми активными интернет-пользователями / Е. И. Медведская // Цифровое общество как культурно-исторических контекст развития человека : сб. науч. статей и материалов междунар. науч.-практ. конф., Коломна, 17 февр. 2022 г. – Коломна : Гос. социально-гуманитарный ун-т, 2022. – С. 186–190.

7. Медведская, Е. И. Психологические проблемы формирования медиакомпетентности учащейся молодежи / Е. И. Медведская // Гражданское образование молодежи в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества ; материалы междунар. науч.-практ. конф., 23 марта 2022 г. – Витебск : ВГУ, 2022. – С. 73–80.

8. Медведская, Е. И. Специфика опосредованного запоминания понятий разного уровня сложности активными веб-пользователями / Е. И. Медведская // Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февр. 2022 г. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 144–147.

9. Медведская, Е. И. Особенности произвольности внимания взрослых активных интенет-пользователей / Е. И. Медведская // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, Брест, 15 апр. 2022 г. – Брест : БрГУ, 2022. – С. 79–82.

10. Ульянова, А. Ю. Понимание жизненного смысла учебной деятельности как предикатор осознанной регуляции учебной деятельности студента / А. Ю. Ульянова // Традиции и инновации в социальной работе : состояние, проблемы, перспективы : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 4 ноября 2021 / Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; редкол.: В. В. Ильяшева (отв. ред.) [и др.]. – Брест, 2022. – С. 70–74.

Сотрудничество школы с другими учебными и научными учреждениями в 2022 году: продолжается сотрудничество с Чувашским государственным университетом (Россия) по проблемам психологического благополучия студентов.