Нина Акимовна Дубровская

        

НИНА АКИМОВНА ДУБРОВСКАЯ  (1935). Работала преподавателем кафедры русского языка  Брестского государственного педагогического института в 1966–1975 гг.

 

«Материалы для работы по орфографии» Н.А.Дубровской: содержание и форма

Нина Акимовна Дубровская всегда интересовалась проблемой обучения школьников орфографии: и тогда, когда после окончания Минского педагогического института имени М. Горького работала учителем русского языка и литературы в Туринской средней школе Пуховичского района Брестской области, и когда преподавала русский язык сначала в Брестском педагогическом институте имени А. С. Пушкина, затем в Магаданском педагогическом институте, и когда более десяти лет трудилась методистом Брестского Института усовершенствования учителей. Сегодня Нина Акимовна находится на заслуженном отдыхе, но занимается русским языком с подрастающими внуками-школьниками и по-прежнему находит применение своим филологическим и методическим знаниям и умениям.

В основе «Материалов для работы по орфографии», которые Н. А. Дубровская подготовила и передала на кафедру общего и русского языкознания БрГУ имени А. С. Пушкина в текущем году, – орфограммный словарь для учащихся начальной школы, для школьников 5 и 6 классов. Частично этот словарь печатался ранее в республиканском журнале для учителей-филологов «Русский язык и литература».

Орфограммный словарь рекомендуется автором для организации систематической работы с целью закрепления знаний, формирования умений и отработки навыков учащихся по орфографии.

Основная цель словаря, по мнению Н. А. Дубровской, состоит в том, чтобы при обучении орфографии учащиеся не только знали орфографические правила, но чётко представляли, в каких словах и частях слов это правило проявляется. В начале словаря, во введении, автор обращается к учащимся, поясняя методику работы с подготовленными ею материалами по орфографии. «Чтобы правильно, без ошибок, писать слова во всех видах письменной речи (диктант, изложение, сочинение, письмо, деловые бумаги, записки, объяснительные и т.  д.), – говорит Нина Акимовна младшим школьникам, – нужно очень хорошо знать не только все орфографические правила, но и слова (их перечень, словарь), в которых это правило содержится».

Начинается словарь в каждом классе с объяснения учащимся, когда буквы являются орфограммами, а когда – нет. «Словарь, – пишет автор, – называется орфограммным потому, что в нём даются перечни слов на отдельные орфографические правила». На каждое правило автор отобрала минимум слов, написание которых можно и нужно запомнить учащимся. Так, правописание разделительного мягкого знака в начальной школе – это 40 слов, а в 5 классе на это же правило даётся уже 77 слов, без повторения прежних.

Одно из самых сложных правил русского языка – «Правописание безударных гласных в корне слова». Нина Акимовна приводит на это правило 288 слов и к каждому указывает проверочное, причём проверочное опережает слово с орфограммой: блеск – блестеть, грань – граница, качка – качать и др.

Мини-словари к тем или иным правилам предваряются изложением правил с указанием последовательности его применения. Например, правило «Способы определения спряжения глаголов» включает три действия: сначала спряжение определяется по личным ударным окончаниям, затем вспоминаются исключения – 11 слов, затем – по концовке инфинитива в глаголах с безударными личными окончаниями глаголов. К каждому пункту даны многочисленные примеры – всего более 80.

В пояснениях перед материалами Нина Акимовна пишет, что в работе по орфографии задействованы все 4 вида памяти: зрительная, слуховая, моторная и речедвигательная.

Материалы по орфографии, разработанные Н. А. Дубровской, объёмно выходят за рамки учебника. Так, Нина Акимовна приводит 22 заимствованных слова на правило правописания слов с пре- и при-, слов с суффиксом -чик- – 38 (автоматчик, буфетчик (-чица), вкладчик, вертолётчик, возчик, газетчик, грузчик, докладчик, добытчик, датчик, заказчик, захватчик, извозчик и др.), прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, образованных от существительных, – 26 (вод-а + -ян- → водяно́й, гли́няный, дровяно́й, жестяно́й, земляно́й, волосяно́й, костяно́й и др.).

Зная историю языка, Нина Акимовна в материалах по орфографии для школьников применяет исторические сведения. В правиле о правописании непроизносимых согласных некоторые слова она поясняет так: бесчувственный – истор. чувати, сверстник – ист. верста, ровесник – ист. ровный по годам. Таких сведений в школьном учебнике нет.

«Для объяснения значений непонятных слов, – пишет Нина Акимовна, – можно использовать голосовой помощник в поисковых системах смартфонов». Именно так могут поступить учащиеся, запоминая написания слов на правило «Правописание Ь в корне слова», например, слова рьяный, мадьяр, курьёз, сафьян (5 класс).

В орфограммный словарь для 5 класса Н. А. включает и слова, написание которых может быть отработано в разделах «Лексика» (5 класс), «Имя существительное» и «Имя прилагательное», «Имя числительное» (6 класс).

Так, предлагается синонимический ряд к словам чудесный, безграничный, блестеть и др. Всего 14 синонимических рядов. Интересна подборка паронимов для запоминания написания, дано 16 пар: единый – единственный, злой – злостный, искусный – искусственный, коренной – корневой, кожный – кожаный и др.

В орфограммном словаре предложен перечень собственно русских слов (их 50), правописание которых также может вызвать определенные трудности у школьников: ворковать, досужий, дотла, исследовать, кочегар, кропотливый, наяву, ненастье, опрятность, разредить и др.

Наряду с собственно русскими словами приведены слова, заимствованные из разных языков: из греческого и латинского, из татарского, французского, английского и немецкого. В орфограммном словаре заимствованных слов более 100. Их правописание нередко вызывает трудности у школьников, поэтому включение их в орфограммный словарь, на наш взгляд, является оправданным.

В разделе «Имя существительное» приведены имена существительные, которые имеют в родительном падеже единственного числа окончание (80 примеров) и , (66 примеров) в зависимости от родовой принадлежности и характера основы: бандероль – бандероли, антресоль – антресоли, изморозь – изморози, обитель – обители, акварель – акварели, иноходь – иноходи, бюллетень – бюллетеня, монокль – монокля, снегирь – снегиря, штабель – штабеля, монастырь – монастыря, рашпиль – рашпиля, штапель – штапеля и др. Также в данном разделе имеется перечень имен существительных общего рода (их 55): бедняга, молодчина, стиляга, белоручка, забияка, невежа, тезка и др. Правописанию безударных о/а в корнях: мак/мок, равн/ровн, скач/скоч также отведен небольшой раздел; он снабжён большим количеством примеров и исключений. Н. А. Дубровская не обошла вниманием и правописание частицы не с именами существительными. Каждый пункт правила проиллюстрирован яркими, запоминающимися примерам: неприятель (враг) отступает – Он мне не приятель, а просто знакомый (противопоставление).

В разделе «Имя прилагательное» особое внимание уделено правописанию -н-/-нн- в суффиксах прилагательных и правописанию прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -к-/-ск-. Для каждого правила Н. А. предлагает алгоритм, руководствуясь которым ученики смогут выбрать правильное написание: барабан + н → барабанный, длин-а + н → длинный, песня + н → песенный, бритв-а + енн → бритвенный, букв-а + енн → буквенный, болезн + енн → болезненный; рыбак + ск → рыбац+к-ий, казак + ск → казац+к-ий (не казакский), бедняк + ск → бедняц+кий, немец + ск → немецкий (не немецский), Елец + ск → елецкий, Лунинец + ск → лунинецкий и др.

Наконец, раздел «Имя числительное» посвящен слитному и дефисному написанию имен прилагательных. Н. А. Дубровская не раз в этом разделе делает акцент на то, что правописание имен числительных зависит от их происхождения: одиннадцать – один + на + десять → одиннадесять → одиннадцать (нн): один свыше десяти (истор. «дцать» из десять), двенадцать – две + на + десять (дцать), девятнадцать – девять + на + десять (дцать), сорок – сороча, мешок, куда клали сорок шкурок соболя (на одну шубу); сорок заменило четыре десять (четырдесят), девяносто вытеснило «девятьдесят»; предполагается, что «девяносто» означает «девять до ста» (десятков), триста – три ста (родительный падеж), четыреста – четыре ста (родительный падеж), тысяча – исторически: большое (толстое) сто, миллион, миллиард – числительные неславянского происхождения.

Материалы Н. А. Дубровской могут быть использованы при проведении практических занятий со студентами в курсе «Методика преподавания русского языка», могут использоваться студентами в ходе педагогической практики и учителями в учебном процессе школ. Их можно использовать как в отдельно взятом классе – 5 или 6, можно использовать и как цельный материал со школьниками при последовательной работе по орфографии. Материалы находятся в электронном виде в свободном доступе на сайте кафедры под названием Н. А. Дубровская «Материалы для работы по орфографии».

Хочется пожелать уважаемой Нине Акимовне творческого вдохновения и продолжить работу в выбранном направлении.

Г. В. Писарук, Е. Е. Вертейко