Тема 1

Рекреационные потребности и виды рекреационной деятельности

 

  1. Понятие о рекреационных потребностях. Их виды.
  2. Рекреационные занятия и их виды.
  3. Понятие о цикле рекреационной деятельности. Виды циклов.
  4. Природные и историко-культурные рекреационные ресурсы. Их виды и значение.
  5. Виды рекреационной оценки природных ресурсов.

 

1. Понятие о рекреационных потребностях. Их виды

Рекреационные потребности человека потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Это требования к условиям восстановления сил человека . Рекреационные потребности являются частью общих потребностей человека и носят исторический характер, т.е. они по своей сути зависят от исторической эпохи.

Формирование рекреационных потребностей происходит под влиянием комплекса факторов, которые можно разделить следующие группы:

Социально-экономические факторы – уровень материального достатка массового потребителя, уровень цен на рекреационные товары и услуги, наличие

свободного времени, доступность информации (реклама) на рекреационные объекты и услуги;

Демографические факторы – возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, принадлежность к определенной социальной группе, регион основного проживания и тип местности проживания (городская или сельская);

Личностно-поведенческие факторы – индивидуальные особенности индивида, стиль жизни, интересы, система духовных ценностей, мотивация рекреационной деятельности, состояние здоровья;

Факторы культурного и общественно-психологического характера –приоритеты в системе духовных ценностей общества в целом, его отдельных групп, достигнутый уровень психологии потребления, влияние моды в выборе видов рекреационных занятий, существующие традиции проведения отдыха;

Ресурсно-экологические факторы – масштабы и обеспеченность территории различными видами рекреационных ресурсов, экологическое состояние окружающей природной среды;

Политические факторы – безопасность рекреационных регионов и объектов,

отсутствие вооруженных конфликтов, терроризма, пиратства, соблюдения международных норм и правил относительно прав и свобод человека.

Рекреационные потребности проявляются на трех уровнях организации людей:

1. Общественные потребности , которые определяются как потребности всего общества в восстановлении физических и психологических сил, а также всестороннего развития всех его членов; потребности в расширенном воспроизводстве социально-трудовой и социально-культурного потенциала общества.

2. Групповые рекреационные потребности отражают содержание потребностей определенных социальных групп населения.

3. Индивидуальные рекреационные потребности определяются как потребности в восстановлении физических и духовных сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании. Они содержат в себе множество рекреационных занятий, которые удовлетворяют эти потребности: изменение привычного окружения, восстановления здоровья, снятия усталости, познания окружающего мира, преодоление препятствий, удовлетворения эстетических потребностей, духовное обогащение, бег от повседневности и другое .

Выбирая вид рекреации и географический район отдыха, человек или группа людей руководствуются определенными целями, установками, влечениями . При этом потребности индивидов и групп людей дифференцируются по самым разным признакам, в том числе и по региональным.

Индивидуальные рекреационные потребности постоянно развиваются и влияют на структуру и своеобразие рекреационных потребностей социальной группы, а деятельность социальных групп способствует формированию общественных рекреационных потребностей.

Важным вопросом является оценка рекреационных потребностей. В настоящее время оценку рекреационных потребностей проводят с позиций следующих аспектов:

Экономический аспект ( ключевой ) – это определение степени удовлетворения потребностей населения в рекреационных услугах на современном этапе экономического развития. Он осуществляется экономическими методами с позиций закона спроса и предложения.

Медико-биологический аспект заключается в определении объема и структуры санаторно-курортного лечения. Мало изучены с медико-биологической точки зрения потребности оздоровления. В литературе встречаются самые общие сведения о медико-биологических функциях рекреационной деятельности. Это, прежде всего активные виды рекреационной деятельности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой).

Социологический и социально-психологический аспекты – определение влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его проживания, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы, изучение взаимосвязи рекреационных потребностей социальных групп и индивидов с окружающей средой.

 

2. Рекреационные занятия и их виды.

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной

деятельности.

Рекреационная деятельность (рекреация) – это деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека; это система мероприятий, связанных с использованием свободного времени для оздоровительной, культурно-познавательной деятельности людей на специализированных территориях, и характеризуется, по сравнению с другими видами деятельности, изменением, разнообразием, необычностью поведения людей и самоценностью процесса.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов

реализации, называемых элементарные рекреационные занятия. Элементарные рекреационные занятия (ЭРЗ) - внутренне цельная, однородная, не разделенная на технологические компоненты рекреационная деятельность. ЭРЗ является основой для конструирования циклов рекреационных занятий.

По данным социологов, число элементарных рекреационных занятий удваивается каждые 10 лет, к началу XXI века их насчитывалось уже более 100 тыс. видов . В настоящее время они по своим функциям разбиты на 2 группы и 4 типа:

1. Группа восстановления:

Рекреационно-лечебные занятия – они представляют собой систему занятий жестко обусловленных методами санаторно-курортного лечения (бальнеолечения, грязелечения, климатолечения и тому подобное);

рекреационно-оздоровительные занятия , у которых спектр занятий гораздо шире и разнообразнее: прогулки, купание, солнечные ванны, охота, рыбалка, пассивный отдых и т. д.

2. Группа развития:

Рекреационно-спортивные занятия , направленные на развитие физических сил

человека - занятия всеми видами спорта;

рекреационно-познавательные занятия , призваные духовно развивать человека

(экскурсии, посещение музеев, театров, киноконцертных залов и другое).

Все разнообразие элементарных рекреационных занятий в развернутой классификации представлена 67 типами рекреационной деятельности .

Каждое из элементарны рекреационных занятий (ЭРЗ) может быть отнесено к классу «лидирующих» или «ведущих», в зависимости от того, является ли оно целевым занятиям с позиции рекреационных функций . На этом основании выделяются:

целевые ЭРЗ , которые являются главным мотивом рекреационной деятельности;

дополнительные ЭРЗ , не реализующие основную цель рекреации, но делают более разнообразным цикл рекреационных занятий, оживляют его;

сопутствующие ЭРЗ , не дают специфического рекреационного эффекта, но необходимы по физиологическим и технологическим ограничениям.

Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, дополнительными для оздоровительной и сопутствующей для лечебной.

ЭРЗ находятся в определенной взаимозависимости в рамках одного цикла. С этих позиций их характеризуют:

взаимозаменяемость (альтернативность) – возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ на другое; взаимообусловленность – отношение, приводящее к понятию «режим рекреационной деятельности», к построению циклов, рекреационный режим – это последовательность ЭРЗ с фиксацией их продолжительности и интенсивности в цикле рекреационных занятий; противопоказанность – несовместимость некоторых ЭРЗ между собой в данный отрезок времени.

Важнейшей характеристикой ЭРЗ является аттрактивность рекреационной деятельности – индивидуальная или групповая привлекательность занятий рекреационной деятельности и их сочетаний. Так наиболее предпочтительными для ежедневного отдыха являются следующие типы рекреационной деятельности: прогулочный отдых, любительские занятия на открытом воздухе, спортивные игры и упражнения, водные процедуры, игры в помещении и т. д.; для еженедельного отдыха – подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсионный, рыболовно-охотничий туризм, любительские занятия на открытом воздухе; для отпуска – климатический, рыболовно-охотничий, бальнеологический, спортивный, экскурсионный туризм, занятия на воде.

 

3. Понятие о цикле рекреационной деятельности. Виды циклов.

Особенностью организации рекреационной деятельности является то, что в ходе ее осуществление виды занятий комбинируются между собой. Стойка комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности или цикла рекреационных занятий .

Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) это взаимосвязаное и взаимообусловленное сочетание типов рекреационной деятельности, которое возникает на основе ведущего мотива рекреационной деятельности ;

– это программа отдыха, которая позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать определенные рекреационные цели, мотивации и требования рекреантов в конкретных условиях.

Знание циклов рекреационной деятельности организаторам отдыха позволяет полнее удовлетворять рекреационные потребности, рационально организовывать рекреационную деятельность и соответственно получать большие доходы от реализации правильно разработанных рекреационных услуг.

Каждый человек самостоятельно и бессознательно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и атрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов. Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо соответствует рекреационным потребностям.

ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационная полезность и индивидуальная привлекательность (аттрактивность) .

По основным функциональным особенностям, условиям реализации, технологиям обслуживания принято выделять 17 ЦРД :

1. Водный;

2. Альпийский;

3. Альпинистский;

4.Активно-оздоровительный;

5. Коммерческо-деловой;

6. Лечебно-курортный;

7. Культурно-исторический (экскурсионный)

8. Охотничье-рыболовный;

9. Паломнический;

10. Приморский;

11. Приключенческий;

12. Развлекательный;

13. Спортивный;

14. Фестивально-конгрессный;

15 Экологический;

16 Экзотический;

17 Этнографический.

Выделяют суточные, отпускные, жизненные циклы рекреационной деятельности, а также циклы, характерные для определенных возрастных и социальных групп . Это определенное сочетание элементарных рекреационных занятий, которые осуществляются в течение небольших отрезков времени. Они могут многократно повторяться в течение определенного длительного отрезка времени для одного человека.

Наиболее подходящими для ежедневного отдыха являются такие рекреационные занятия: прогулочный отдых, водные процедуры, физические упражнения, чтение, просмотр телепрограмм, самообразование ; для еженедельного отдыха - подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсионный, рыболовно-охотничий, развлекательный цикл ; для отпуска - активно-оздоровительный, спортивный, курортный, культурно-исторический.

При моделировании ЦРД учитываются следующие аспекты:

1. Каждый тип рекреационной деятельности образуется путем чередования нескольких разных циклов рекреационной деятельности;

2. Специфика циклов формируется на основе рекреационных потребностей;

3. Определяются основные и дополнительные (по выбору рекреанта) типы рекреационной деятельности. Для разных типов рекреационной деятельности одни и теже рекреационные занятия могут быть целевыми, дополнительными и сопутствующими.

4. Учитываются основные характеристики рекреационных занятий – взаимодополняемость, взаимозаменяемость, протипоказание, аттрактивность.

5. Принадлежность элементарных рекреационных занятий для разных типов

рекреационной деятельности не является строго фиксированной. Каждый из типов рекреационной деятельности при моделировании циклов может дополняться ЭРЗ из других групп.

Таким образом, рекреационная деятельность заключается в выборе элементарных рекреационных занятий, из которых формируются типы рекреационной деятельности, а дальше из них составляют циклы рекреационной деятельности (программу отдыха). Такая процедура формирования ЦРД позволяет рекомендовать рекреантам оптимальные сочетания типов рекреационной деятельности и соответствующих им занятий.

ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, имеют внутреннюю целостность и целевую ориентацию. Учитывают как групповые, так и индивидуальные потребности рекреантов.

В целом для современного этапа развития рекреационной деятельности необходимо выделить следующие тенденции, отражающих изменение в структуре

рекреационных потребностей:

1. В рекреационной деятельности участвуют все слои населения, независимо от возраста, доходов, пола и др. характеристик.

2. Сокращение продолжительности отпускного периода при одновременном увеличении частоты выездов на отдых.

3. Ежегодный рост количества и видов новых рекреационных занятий: экологический туризм, СПА, экстрим и др. и соответствующее привлечения новых видов рекреационных ресурсов.

4. Рост значения отдыха, спортивных и оздоровительных занятий.

5. Относительное снижение доли лечебных занятий.

Классификация рекреационной деятельности проводится по следующим признакам: территориальный признак, продолжительность, правовой статус, цель и мотивация рекреационной деятельности, сезонность, способ передвижения, возраст, количество участников, форма организации, используемые транспортные средства.

По основному мотиву рекреационная деятельность подразделяется на :

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответствовать медико-биологическим нормам.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых (70 % туристических потоков мира) . Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров, и т. д.

Маршрутный туризм может быть спортивным и оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным краеведческим туризмом .

Большое развитие получил водный туризм , как прогулочный, так и спортивный. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Сюда включены и элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Известна также популярность рыболовного и охотничьего туризма . Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, преследующие своей целью не материальное обогащение, а отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм – один и самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горнолыжный туризм и альпинизм.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой и т. д. Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки.

В последнее время добавляют развлекательную рекреацию как отдельный мотив.

В зависимости от территориального охвата рекреационная деятельность подразделяется на:

рекреацию в пределах населенного пункта и мест постоянного проживания;

рекреацию пригородную;

рекреацию дальнюю.

В зависимости от продолжительности рекреационная деятельность подразделяется на:

– кратковременную (до 1 суток), которая обычно соответствует понятию краткосрочный отдых в пределах постоянного проживания

– ежедневная и еженедельная (уик-энд) рекреационная деятельность;

– Длительную (более 1 сутки) - которая обычно совпадает с понятием туризм.

В зависимости от правового статуса рекреационная деятельность может быть

классифицирована на:

– внутреннюю (национальная), которая осуществляется рекреантами, жителями страны на территории собственной страны

– внешнюю (международную), которая осуществляется рекреантами на территории других стран, которые не являются местом их постоянного проживания.

Рекреационную деятельность во время отдыха можно классифицировать по следующим основным группам:

Деятельность, связанная с определенными физическими нагрузками (физическая рекреация) – занятия спортом, физической культурой, прогулки,

плавание, купание.

Любительские занятия - охота, сбор ягод, грибов, садоводство, фотографирование, художественное творчество, танцы и др.

Посещение зрелищных учреждений с целью развлечений как активного так и пассивного характера- кинотеатров, клубов, цирков, театров и других, так называемых учреждений досуга;

Деятельность, связанная с развитием личности – чтение литературы, просмотр телепередач, получения дополнительного образования, экскурсионная

деятельность;

-Общение по интересам, участие в различного рода массовых мероприятиях (праздники, ролевые игры, реконструкции).

Основываясь на позиции, что туризм является одной из видов рекреации , к числу рекреационных видов туризма относятся: оздоровительный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, образовательный, спортивный, экстремальный, сельский, экологический виды туризма .

По форме организации рекреационная деятельность делится на организованную и неорганизованную .

Организованная деятельность – это экскурсия, экологический тур, познавательный тур. Примером неорганизованной рекреационной деятельности является пеший поход, выезд в пригородную рекреационную зону на пикник, посещение интересных рекреационных объектов и местностей.

По количеству участников рекреационная деятельность делится на:

индивидуальную (от одного до пяти человек), семейную (три-пять человек), групповую (10 и более человек), массовую .Количество участников, в первую очередь, зависит от характера рекреационной деятельности .Например, индивидуальный характер деятельности присущ в основном лечебным, деловым, образовательным видам рекреации. Семейный и групповой - оздоровительным, развлекательным, познавательным. Примером массовой рекреационной деятельности может быть летний пляжно-купальный отдых на специализированных рекреационных территориях -

По возрастным категориям различают следующие виды рекреационной деятельности: детская (до 14 лет), молодежная (15-29 лет), лиц среднего 53 возраста (30 - 60 лет), рекреационная деятельность лиц третьего возраста (60 и более).

В зависимости от форм финансирования рекреационная деятельность может быть:

– Комерческая– осуществляется за собственные средства рекреанта;

– Социальная – возможность получения отдыха реализуется счет систем социального страхования, дотаций от государства, общественных и коммерческих структур.

В зависимости от сезонности рекреационная деятельность бывает: сезонная и

внесезонная . Так определенные виды рекреационных занятий, особенно спортивные, можно осуществлять исключительно при наличии соответствующих погодно-климатических условий, например, купания, принятия солнечных ванн, катание на лыжах, а познавательные и развлекательные виды рекреации в основном на имеют сезонных ограничений.

В зависимости от способа передвижения рекреационная деятельность подразделяется на: активную, пассивную, комбинированную . Активная предусматривает использование физической силы рекреанта и может быть пешеходная, велосипедная, водная, лыжная и тому подобное. Пассивная предполагает использование различных видов транспорта - автомобильная, автобусная, железнодорожная, авиационная, речная, морская.

Таблица 1 – Типы рекреационной деятельности

Название ТРД

Примеры ЭРЗ

Купания

Плавание в открытом водоеме, плавание в крытом бассейне, зимнее купание, купание в источниках

Водные аттракционы

Водные горки, водопады, джакузи, игры на воде

Водные процедуры

Баня, душ, ванны, водный массаж и т. п.

Солнечные ванны

Загорание, инсоляции и т. п.

Горнолыжный спуск

Слалом, скоростной спуск, сноуборд и т. п.

Катания зимние

Катание на лыжах, коньках, санях, снегокатах

Лыжный инструктаж

Инструктаж, тренинг, обучение и т. п.

Альпинизм

Восхождение, движение по траверсу, спуск

Скалолазание

Скалолазание

Спелеотуризм

Спелеотуризм

Туристский поход

Походы некатегорийные: пешие, горные, лыжные, водные, авто-, вело-, мото-, конные и т. п.

Прогулка

Ходьба в щадящем режиме

Подвижные игры

Общая физическая подготовка, боулинг, бодибилдинг и т. п.

Общение

Беседа, разговор, обмен мнениями и т. п.

Участие в выставках

Экспонирование, презентация и т. п.

Деловые встречи

Переговоры, подписание договора, обсуждение программ и т. п.

Шоппинг

Покупки розничные, покупки оптовые, приобретение сувениров и т. п.

Климатолечение

Использование климатических факторов: целебного воздуха, ультрафиолетовой радиации, комфортной погоды и т. п.

Бальнеолечение

Использование минеральной воды, родниковой воды, кумыса, кефира и т. п.

Грязелечение

Использование рапы, ила, минеральной грязи

Терренкур

Дозированная ходьба

Экскурсии автобусные

Местные познавательные поездки в сопровождении экскурсовода с использованием автобуса

Экскурсии пешие

Местные познавательные прогулки с экскурсоводом

Посещение музеев

Познавательное посещение музеев, домов-музеев, выставок и т. п.

Информационно-познавательная деятельность

Индивидуальная разработка маршрута, использование карт, буклетов, путеводителей

Сбор ягод, грибов

Сбор ягод, грибов, орехов, трав и т. п.

Рыбная ловля

Зимняя ловля, спиннинг, проводка и т. п.

Охота

Охота зимняя, летняя, с собакой, натаска

Заготовки

Заготовки ягод, грибов, овощей, фруктов, трав

Посещение святых мест

Посещение монастырей, святых мест и т. п.

Религиозные таинства

Крещение, причастие, исповедь и т. п.

Участие в религиозных праздниках

Литургия, основные, приходские праздники

Круиз

Речной, морской, озерный круизы

Морские прогулки

Прогулки на скутере, катере, водные лыжи, водный мотоцикл и т. п.

Дайвинг

Подводное плавание, подводная охота, подводные съемки и т. п.

Яхтинг

Управление яхтой, катером и т. п.

Экспедиция

Специально организованное путешествие, маршрут с научно-исследовательскими и поисковыми целями

Воздушный полет

Полеты на воздушном шаре, дельтаплане, моноплане, парашюте, вертолете, самолете

Робинзонада

Приключения, переживаемые в одиночестве

Конная прогулка

Поездки на лошадях, верблюдах, оленях

Автопоездка

Поездки на личном автомобиле, ралли

Театр

Посещение спектаклей, постановок, концертов

Зрелища

Посещение ночных клубов, шоу, фестивалей

Развлекательное питание

Посещение знаменитых ресторанов, кафе, баров, национальная кухня и т. п.

Малоподвижные игры, казино

Казино, бильярд и т. п.

Танцы

Танцы, бал и т. п.

Категорийный туристский поход

Походы категорийные: пешие, горные, водные, лыжные, конные и т. п.

Спортивные игры

Футбол, волейбол, городки, лапта и т. п.

Туристская, спортивная подготовка

Учебные, тренировочные походы, тренировки

Инструкторская подготовка

Средняя и высшая инструкторская подготовка

Повышение квалификации

Приобретение новых профессиональных знаний, навыков, умений и т. п.

Инсентив-туризм

Сочетание задач обучения, повышения квалификации и отдыха

Участие в научных конгрессах

Семинары, секции, съезды, конгрессы и т. п.

Участие в фестивалях искусств

Выступления, экспозиции, презентации и т. п.

Посещение спортивных соревнований

Посещение олимпиад, чемпионатов, соревнований, матчей и т. п.

Научные дискуссии

Обсуждение научных проблем, симпозиумы

Участие в мемориалах

Посещение памятных мест и событий

Треккинг

Пеший поход без багажа

Природоохранная деятельность

Восстановление нарушений ландшафта, природного комплекса, биоценоза и т. п.

Ландшафтные наблюдения

Осмотр уникальных, типичных, аттрактивных ландшафтов

Научная экологическая деятельность

Охрана природы с научными целями

Участие в местных праздниках

Участие в бытовых праздниках: свадьба, день рождения и т. п.

Наблюдения за необычными явлениями

Наблюдения за необычным поведением животных, растениями, действиями и т. п.

Любительский труд

Садоводство, огородничество, животноводство, цветоводство и т. п.

Обучение ремеслам

Гончарное дело, вышивание, вязание, резьба

Участие в народных праздниках

Фольклорные, этнические праздники, концерты и т. п.

Творческие занятия

Литературные занятия, живопись и т. п.

 

4. Природные и историко-культурные рекреационные ресурсы. Их виды и значение.

Туристические ресурсы - природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе туристической деятельности.

Рекреационные ресурсы – природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению развитию, физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при совершенствовании и перспективной структуре рекреационных потребностей, их косвенного потребления и производства курортных и туристических услуг.

Туристические ресурсы имеют следующие основные свойства :

- привлекательность;

- доступность;

- степень изученности;

- экскурсионная значимость;

- пейзажные и экологические характеристики;

- социально-демографические характеристики;

- способ использования и др.

Туристические рекреационные ресурсы - это компоненты географического окружающей среды, объекты антропогенной деятельности, благодаря таким свойствам, как уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность, эстетическая привлекательность могут быть использованы для организации различных видов рекреационных занятий.

Выделяют три типа туристско-рекреационных ресурсов:

- природные;

- историко-культурные;

- социально-экономические.

К природным ресурсам относятся факторы, вещества, свойства компонентов природной среды, которые имеют благоприятные количественные и качественные параметры для организации туристической деятельности и могут быть использованы для отдыха, туризма, лечения и оздоровления.

К ним относятся : живописные ландшафты, лечебные климатические свойства, леса, поверхностные воды, а также рекреационные свойства горных и равнинных ландшафтов, заповедных природоохранных территорий.

Природные ресурсы по особенностям использования можно разделить на две группы:

- целевые (только рекреационные);

- многоцелевые.

К группе историко-культурных ресурсов относят памятники истории и культуры, которые имеют общественно-воспитательное значение и могут быть использованы для удовлетворения духовных потребностей населения.

Историко-культурные ресурсы включают исторические, археологические, архитектурные памятники, предметы материальной культуры (орудия труда, предметы быта, изделия народных промыслов, одежда, национальную кухню) элементы духовной культуры (изобразительное искусство, фольклор, народные традиции, верования и т.д.); произведения монументального искусства; этнографические особенности территории. К этой группе ресурсов относят также лучшие образцы современной архитектуры, музеи, выставки, театры, которые являются интересным элементом туристической программы и их охотно посещают туристы. В развитых странах мира это значительный туристический ресурс, который активно используют для получения прибыли.

К социально-экономическим ресурсам относятся географическое положение, транспортная доступность территории, уровень экономического развития, бытового обслуживания населения, трудовые ресурсы и т.д.

Сюда также относятся материальное производство, которое обеспечивает потребности туризма, объекты инфраструктуры, люди, которые работают в сфере туризма или участвуют в организации и обслуживании туристической деятельности.

 

5. Виды рекреационной оценки природных ресурсов.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разрабатывать и применять следующие виды оценки ресурсного потенциала территорий :

1) количественную оценку ресурсов:

2) оценку структуры потенциала и степени использования частных потенциалов;

3) оценку возможностей использования ресурсов.

Систематический учет состояния туристско-рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона возможно лишь при введении системы туристско-рекреационных кадастров .

Кадастр (от франц. Cadastre - реестр) – систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений над объектом (земля, воды, леса и т. п.).

Согласно словарю туристских терминов кадастр туристских ресурсов – это обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов.

Основной целью создания кадастра является выявление путей наиболее эффективного использования всех предпосылок и условий развития туризма в различных регионах. Для этого в кадастре должна содержаться:

· комплексная характеристика всех туристских ресурсов,

· их детальный учет и классификацию,

· качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения,

· анализ использования и его основные перспективы,

· важнейшие мероприятия по охране туристско-рекреационных ресурсов.

Сам процесс оценки туристско-рекреационных ресурсов состоит из следующих этапов :

• выделение объекта оценки;

• выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;

• формулирование критериев оценки;

• разработка параметров оценочных шкал.

Шкалы показывают оценочные отношения между объектом и субъектом оценки. Они могут иметь 3-4 или 5-6 ступеней оценки, каждая из которых является показателем интенсивности взаимодействия свойства объекта с состоянием субъекта. Интенсивность взаимодействия может изменяться от незначительной до сильной. Так, например, шкала оценки предпосылок для рекреации состоит из пяти ступеней, каждой из которой соответствует определенная градация:

1) наиболее благоприятные;

2) благоприятные;

3) умеренно-благоприятные;

4) малоблагоприятные;

5) неблагоприятные.

При исследовании природных рекреационных ресурсов используют три типа оценки: медико-биологическую, психолого-эстетическую, технологическую.

При помощи медико-биологической оценки определяют влияние природных факторов на организм человека. Здесь ведущую роль играет климат. Разработан целый ряд методик, позволяющих оценить комплекс климатических факторов с учетом их влияния на состояние здоровья людей, что позволяет проводить районирование территорий по степени благоприятности климатических условий и широко использовать климатолечение.

При помощи психолого-эстетической оценки определяют степень эмоционального воздействия природного ландшафта и его компонентов на человека. При этом особое воздействие оказывают достопримечательности, памятники истории, культуры и архитектуры, находящиеся на туристской территории. Методики такой оценки обычно сложны ввиду многообразия параметров и субъективности ее критериев.

В последнее время также исследуется степень экзотичности и уникальности природного ландшафта. Экзотичность определяется как степень контрастности места отдыха по отношению к месту постоянного проживания, а уникальность - как степень неповторимости объектов или явлений.

Технологическая оценка позволяет выявить степень пригодности территории для определенного вида туризма или рекреации, а также возможности ее инженерно-строительного освоения.

Оценка

Критерий

Медико-биологическая

Влияние на организм человека, комфортность

Психолого-эстетическая

Эмоциональное воздействие (пейзаж, экзотичность). Роль в жизни общества.

Функионально-техническая

Условия организации отдыха. Запасы, ресурсы, ёмкость, потенциал и модернизированность

Заключительным этапом оценочной работы является вывод интегральной оценки и выбор формы оценки . Обычно используют две взаимозаменяемые формы: качественную и балльную . Сильной стороной качественной оценки является то. что она позволяет логически обосновать как оценочные признаки, так балльные оценки, которые характеризуются краткостью выражения, наглядностью и возможностью сопоставления.

Важным методом комплексной оценки ресурсного потенциала туристских территорий является мониторинг туристских ресурсов . В мировой практике для проведения такого мониторинга используют компьютерные геоинформационные системы , что предполагает наложение на цифровую карту местности информационных слоев, в частности:

• географических данных;

• памятников истории и архитектуры;

• данных об инфраструктуре региона;

• экономических, экологических и социальных характеристик;

• данных о туристско-рекреационных ресурсах.

Все это дает возможность сделать быстрый и масштабный анализ региона на основе анализа различных информационных источников.