Введение
Дисциплина «Туристско-оздоровительная деятельность» относится к циклу специальных дисциплин, запланированных к изучению учебным планом по специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» как компонент учреждения высшего образования.
Цель ЭУМК – формирование теоретических знаний и практических умений студентов в области планирования и организации туристско-оздоровительной деятельности с различными контингентами лиц, занимающихся туризмом.
Задачи ЭУМК:
– сформировать систему знаний о природно-рекреационных ресурсах, рекреационных учреждениях, основах курортологии, направлениях и принципах санаторно-курортной деятельности;
– обеспечить усвоение умения методически грамотно планировать и организовывать туристско-оздоровительные мероприятия с различными категориями туристов;
– обеспечить выработку навыков творческого планирования, проведения, контроля и оценки эффективности использования оздоровительных программ, туристских походов и иных видов оздоровительной деятельности.
Структура ЭУМК:
1) теоретическая часть (лекционный материал);
2) практическая часть (задания для практических занятий);
3) контроля знаний (тесты, экзаменационные вопросы);
4) вспомогательный материал (приложения).
В результате освоения раздела дисциплины студент должен:
знать:
- цели, функции, структуру и содержание оздоровительной туристической деятельности;
- классификацию туристских походов;
- содержание оздоровительных походов с различным контингентом участников; факторы, способствующие оздоровлению и отдыху участников походов;
- методы оценки туристско-рекреационного потенциала территории;
- технологию организации оздоровительных туристских походов.
уметь :
- выбирать район похода в соответствии с его туристским потенциалом; определять в районе похода классифицированные естественные препятствия, рекреационные и познавательные объекты посещения;
- разрабатывать маршруты туристских походов (составлять нитку маршрута) с учетом различных целей похода и для различного контингента населения;
- выбирать необходимое личное и групповое походное снаряжение и экипировку в соответствии с особенностями маршрута и района похода; составлять походную продуктовую раскладку (эмпирическим методом), комплектовать походную медицинскую аптечку;
- планировать уровень физической нагрузки для участников туристских мероприятий с учетом их пола, возраста, туристической подготовленности;
- разрабатывать программы рекреационно-оздоровительных мероприятий.
Дисциплина «Туристско-оздоровительная деятельность» взаимосвязана с другими дисциплинами учебного плана по специальности «Туризм и гостеприимство», такими как: «Основы техники туризма», «Рекреационно-оздоровительный поход», «Туристско-спортивный поход» и «Водный поход».
Методы (технологии) обучения
- словесные – рассказ, беседа, эвристическая беседа;
- наглядные – демонстрация изображенных объектов, карт, макетов, диаграмм и др. в т.ч. с использованием мультимедийной техники;
- групповые – технологии работы в группах (Включающих технологии кооперативного обучения).
Освоение содержания дисциплины предполагает выполнение студентами проектных заданий (технология проектного обучения).
Методы обучения в рамках данной дисциплины соответствуют общим требованиям к формированию социально-личностных и профессиональных компетенций выпускника и основаны на принципах гуманизации, фундаментализации, компетентностного подхода, социально-личностной подготовки и междисциплинарности.
С учетом специфики дисциплины и профиля обучения целесообразно использовать такие формы самостоятельной работы , как индивидуальное изучение литературы по основным разделам дисциплины, подготовку докладов, рефератов и мультимедийных презентаций, выполнение практических заданий.
Изучение дисциплины рассчитано на 140 часов, из них:
на дневной форме получения образования (4 года) на 3 курсе в 5 семестре – 68 часа аудиторных, из них лекционных – 28 часов, практических занятий – 24 часов, УСР – 16 часов, форма контроля – экзамен (5 семестр);
на дневной форме получения образования (3 года) на 3 курсе в 5 семестре – 68 часа аудиторных, из них лекционных – 28 часов, практических занятий – 24 часов, УСР – 16 часов, форма контроля – экзамен (5 семестр);
на заочной форме получения образования (5 лет) на 3 курсе в 6 семестре – 20 часов аудиторных, из них лекционных – 10 часов, практических занятий – 10 часов, форма контроля – экзамен (7 семестр);
на заочной форме получения образования (3,5 года) аудиторных – 16 часов (лекционных – 10 часов, практических – 6 часов), в том числе на 2 курсе в 3 семестре – 2 часа аудиторных, из них лекционных – 2 часа, в 4 семестре – 14 часов аудиторных, из них лекционных – 8 часа, практических занятий – 6 часа, форма контроля – экзамен (4 семестр).