Содержание учебного материала
Содержание ЭУМК соответствует учебной программе «Туристско-оздоровительная деятельность» для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство учреждения высшего образования.
Тема 1. Рекреационные потребности и виды рекреационной деятельности.
Понятие о рекреационных потребностях. Рекреационные потребности как продукт исторического развития общества. Факторы формирования рекреационных потребностей. Виды рекреационных потребностей: общественные, групповые и индивидуальные.
Рекреационные занятия и их виды (рекреационно-лечебные, рекреационно-оздоровительные, рекреационно-спортивные, рекреационно-познавательные). Понятие о цикле рекреационной деятельности. Суточные, недельные, квартальные, годичные, жизненные циклы рекреационной деятельности, как основа её территориально-временной организации. Пространственно «активная» и пространственно «пассивная» рекреация. Критерии классификации рекреационной деятельности.
Ресурсная ориентация рекреационной деятельности. Исторический характер рекреационных ресурсов. Природные и историко-культурные рекреационные ресурсы и их значение для организации рекреационной деятельности. Схема перехода природных условий в рекреационные ресурсы. Подходы к классификации природных рекреационных ресурсов (генетическая и функциональная классификации).
Этапы рекреационной оценки природных ресурсов. Виды рекреационной оценки природных ресурсов: медико-биологическая, психолого-эстетическая, технологическая, экономическая. Основные показатели качества природных рекреационных ресурсов. Историко-культурные рекреационные ресурсы: классификация и оценка.
География рекреационных ресурсов Республики Беларусь. Рекреационное районирование.
Тема 2. Основные понятия туризма. Типы, виды и формы туризма
Содействие духовному воспитанию граждан – главная социальная функций туризма. Рекреационный туризм – восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Спортивно-оздоровительный туризм – спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Неорганизованный туризм.
Типы туризма по целевой функции, мотивам и результатам занятий туризмом.
Виды туризма. Пешеходный (путешествия по равнинной местности, преимущественно пешком). Лыжный (средством передвижения в данном случае являются лыжи, преимущественно в зимний период). Горный (путешествия осуществляются в горной местности, пешком с использованием специальных технических средств). Водный (путешествия с помощью плавсредств). Велосипедный (путешествия с использованием велосипеда). Авто-мототуризм (использование моторизированных средств передвижения). Спелеотуризм (путешествия в естественных полостях земли, пещеры и т.д). Парусный (плавсредства в данном случае имеют парусные снасти). Конный (как средство передвижения используются лошади, преимущественно для отдыха). Комбинированный ( с использованием различных способов передвижения, и когда маршрут состоит из различных видов туризма)
Характерные отличительные признаки форм туризма. Уровень доступности и социальная значимость. Место занятий туризмом. Организационные основы туризма. Туристская программа. Физическая нагрузка на туристическом маршруте. Сезонность туристских маршрутов. Состав участников.
Тема 3. Система туристских мероприятий
Определение понятия «туристский поход» как разновидности туристских путешествий с активными способами передвижения по маршруту. Классификация походов на основании их главных целей. Спортивные и рекреационные походы. Классификация туристских походов на основании способов передвижения участников.
Классификация рекреационных походов на основании их важнейших функций, содержания. Элементарные рекреационные занятия туристов в оздоровительном походе. Походы выходного дня, туристские прогулки как эффективные средства тренировки и оздоровления.
Рекреационно-познавательные походы как мероприятия сочетающие цели оздоровления (отдыха) туристов и познания. Характерные экскурсионно-познавательные объекты посещения на маршруте похода; их выбор в зависимости от познавательной тематики похода.
Туристические слёты как особый вид массовых туристических мероприятий. Популяризация туристско-оздоровительной деятельности.
Система спортивного туризма в Республике Беларусь, включающая в себя два вида спорта, внесенных в Единую спортивную классификацию Республики Беларусь: «туризм спортивный» и «туристско-прикладные многоборья». Содержание вида спорта «туризм спортивный»: походы по классифицированным маршрутам, включающим естественные препятствия различной категории трудности. Заочная и очная формы соревнований в виде спорта «туризм спортивный». Содержание вида спорта «туристско-прикладные многоборья»: преодоление дистанций, предусматривающее применение спортсменами разнообразной техники и тактики спортивного туризма.
Тема 4. Основные понятия и классификация оздоровительного туризма
Система рекреационного туризма. Оздоровительный туризм как подсистема рекреационного туризма. Содержание оздоровительных туристских мероприятий. Активные формы рекреационных познавательных, развлекательных, оздоровительных туристских мероприятий (экологические краеведческие и оздоровительные походы, рекреационно-спортивные соревнования, фестивали, слеты).
Тема 5. Правовые и нормативные основы организации и проведения туристских походов
Нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность. «Правила проведения туристских походов», «Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях» как нормативно-правовые акты, регулирующие спортивно-туристическую и рекреационно-оздоровительную туристическую деятельность. Нормативные требования к параметрам спортивных туристских маршрутов. Требования к руководителям и участникам спортивных туристских походов.
Тема 6. Методические основы организации туристских походов
Системность в подготовке туристического похода. Характерные цели и задачи для стадии подготовки похода: выбор района похода; разработка маршрута и плана похода; комплектование туристической группы; оформление походной документации.
Выбор района путешествия как определяющая (стратегическая) задача его организации. Понятия «рекреационно-туристский потенциал» и «спортивно-туристский потенциал» района путешествия. Характеристика рекреационных и спортивных целевых объектов посещения на маршруте похода, средств, возможностей и условий проведения туристских походов как компонентов туристического потенциала. Понятия «рекреационно-туристские ресурсы» и «спортивно-туристские ресурсы» района похода, их характеристика. Методика выбора района путешествия на основании его туристического потенциала.
Понятие «нитка маршрута», ее компоненты.
План похода как основа походной тактики. Методика разработки плана похода. Составление календарного графика движения группы по маршруту. Определение участков движения по маршруту (дневных переходов) и их протяженности. Разработка плана оздоровительных и познавательных мероприятий на маршруте. Понятия «режим движения» и «режим питания» в походе. Особенности выбора режима движения группы, динамики весовых нагрузок на участников похода. Особенности режима питания в зависимости от сезона проведения похода, особенностей маршрута похода.
Понятия «рацион питания туриста», «продуктовая раскладка», «меню питания». Методика разработки продуктовой раскладки многодневного похода (эмпирический метод). Классификация походного снаряжения. Методика выбора походного снаряжения. Факторы, определяющие выбор снаряжения. Основные требования к предметам снаряжения. Характерное личное и групповое снаряжение для проведения пеших и водных походов по территории Республики Беларусь. Методика составления раскладки походного личного и группового снаряжения. Распределение обязанностей в туристической группе.
Методика определения оптимальной физической нагрузки участников оздоровительных походов с учетом их возраста, уровня физической подготовленности. Методика планирования и регулирования (дозирования) физической нагрузки в походах. Тактические приемы организации и проведения похода, применяемые для регулирования физической нагрузки его участников.
Тема 7. Особенности разработки оздоровительных походов выходного дня
Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительных походов выходного дня. Основные факторы, учитываемые в процессе разработки нитки маршрута рекреационных походов. Выбор оптимальной тактической схемы маршрута для эффективного достижения целей похода. Понятие кольцевых, линейных маршрутов, участков радиального движения группы. Выбор удобных пунктов старта-финиша, мест организации полевых лагерей для ночлега и отдыха туристической группы.
Выбор района оздоровительного похода выходного дня в зависимости от его продолжительности (1 – 3 дня) и вида похода. Логистика трансфера в район похода и обратно.
Режим движения и нагрузки на маршруте оздоровительного похода выходного дня.
Тема 8. Особенности разработки многодневных оздоровительных походов
Выбор района многодневного оздоровительного похода в зависимости от состава участников. Логистика трансфера в район похода и обратно.
Режим движения и нагрузки на маршруте многодневного оздоровительного похода.
Определение участков движения по маршруту (дневных переходов) и их протяженности. Разработка плана оздоровительных и познавательных мероприятий на маршруте.
Тема 9. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с разным возрастным контингентом
Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с детьми. Учет высокой эмоционально-познавательной активности, психологической пластичности, низкого уровня физической и технической подготовленности детей. Склонность детей к анархии. Необходимость постоянного педагогического контроля за действиями детей.
Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с молодежным и взрослым контингентом: высокая сознательность и организованность, сравнительно высокая физическая подготовка, необходимость учета психологической совместимости в группе и межличностных отношений. Подбор группы – по интересам.
Особенности оздоровительного туризма с лицами зрелого возраста: наиболее перспективная группа в плане привлечения к туристической деятельности, резкое снижение физической подготовленности, высокая сознательность и организованность, неадекватная оценка своих возможностей. Ориентация туристических мероприятий на оздоровление. Обязательные углубленные знания в области медицины у руководителя похода.
Особенности организации семейного спортивно-оздоровительного туризма. Семейный туризм. Учёт интересов взрослых участников и возможностей детей. Непродолжительные переходы и организации семейного досуга на стоянках.
Тема 10. Санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь
История становления санаторно-курортного лечения и оздоровления в Республике Беларусь
Нормативно-правовая база санаторно-курортного лечения и оздоровления в Республике Беларусь.
Государственная аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. Порядок проведения и критерии государственной аттестации санаторно-курортных и Республики Беларусь.
Понятие и виды санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь.
Категории санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь.
Медицинские профили санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь.
Тема 11. Особенности применения оздоровительных технологий в санаториях, пансионатах, домах отдыха
Технологии и средства, направленные на улучшение физического состояния туристов.
Курортное лечение и отдых в санаториях, пансионатах, домах отдыха.
Технологии, применяемые для улучшения физического состояния с помощью оздоровительной тренировки и закаливания.
Методы электротерапии. Светолечение (видимое, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение). Магнитные и электромагнитные поля. Ультразвук и его применение.
Внутреннее применение минеральных вод. Наружное применение минеральных вод (ванны, души, компрессы, бассейн).
Устройства для воздействия радоном: воздушно-радоновые ванны, ингаляции радоном, внутреннее применение радоновой воды в виде питья или таблеток.
Наружное или парентеральное применение озона.
Аппликации лечебной грязи. Гальвано-грязевые процедуры.
Механотерапия. Аппараты для вибрационного, баночного массажа; ручной классический, сегментарный, точечный массаж. Вытяжения позвоночника и суставов. Ортопедические устройства: корсеты, матрацы.
Медико-биологические средства (электропроцедуры, световые облучения, гидропроцедуры, ультразвуковые процедуры, массаж, сауна, питание, фармакологические средства и т.д.).
Технологии, направленные на улучшение эмоционально-психологического состояния туристов.
Психическое здоровье человека: понятие, пути формирования.
Эмоции и здоровье. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Причины нарушения психического здоровья. Понятие о стрессе. Резервы психики и здоровья. Пути расширения психических возможностей человека. Пути профилактики невротических состояний.
Психологические методы (аутогенная и психорегулирующая тренировки, внушенный сон-отдых, самовнушение и т.д.).
Психокоррекция врача-психолога. Эстетические и развлекательные мероприятия.
Технологии, применяемые для профилактики заболеваний.
Коррекция нарушений центральной и вегетативной нервной системы, нейрогуморальных регулирующих систем и стимуляции, защитных антистрессорных механизмов; коррекция функциональных нарушений в различных органах и системах.
Постоянный и импульсные токи. Магнитные и СВЧ-электромагнитные поля. Низкоэнергическое лазерное излучение. Светолечение. Аппараты для сочетанного воздействия несколькими физическими факторами (импульсными токами, ультразвуком, магнитными полями, лазерными излучениями).
Методы гидротерапии: контрастные, жемчужные, кислородные, азотные, ароматизированные ванны; гидроколонтерапия. Лечебные души. Финские и русские бани.
Лекарственные растения и их применение для оздоровления и коррекции иммунной защиты.
Оценка адекватности и эффективности оздоровления. Критерии интегративной оценки эффективности оздоровления.
Тема 12. Основы формирования здоровья при туристско-оздоровительной деятельности
Определение понятия «здоровье». Виды здоровья (соматическое, физическое, психическое, нравственное, репродуктивное). Природные факторы оздоровления человека.
Факторы формирования здоровья человека: генетические, экологические, медицинские; факторы образа жизни. Показатели здоровья, норма здоровья. Резервные мощности здоровья.
Факторы образа жизни. Принципы формирования здорового образа жизни и факторы, разрушающие здоровье. Здоровьесберегающие технологии: валеология, оздоровительная физическая культура, физическая рекреация и др. Комплекс оздоровительных мероприятий по А.Н. Разумову, О.В. Ромашину.
Здоровьевосстанавливающие и лечебные технологии. Активные технологии: физическая реабилитация, лечебная физическая культура, трудотерапия. Пассивные технологии: мануальная терапия, массаж, физиотерапия, ароматерапия, электростимуляция, фитотерапия, естественно-природные факторы, гидробальнеотерапия, баротерапия, грязелечение, психорегуляция и другие.
Основы закаливания организма. Понятие и основные принципы закаливания. Механизм закаливания. Лечебно-профилактическое значение бани.
Психологические основы здоровья. Методологические основы рациональной организации жизнедеятельности лиц, занимающихся туризмом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
(дневная форма получения образования 4 года / 3 года)
№ раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний | ||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Количество часов УСР | ||||
ТУРИСТСКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (68 ч.) |
28 |
24 |
16 |
экзамен | ||||
1 |
Рекреационные потребности и виды рекреационной деятельности 1. Понятие о рекреационных потребностях. Их виды. 2. Рекреационные занятия и их виды. 3. Понятие о цикле рекреационной деятельности. Виды циклов. 4. Природные и историко-культурные рекреационные ресурсы. Их виды и значение. 5. Виды рекреационной оценки природных ресурсов. |
2 |
||||||
2 |
Основные понятия туризма. Типы, виды и формы туризма. 1. Основные понятия в туризме. 2. Типы туризма 3. Виды туризма 4. Формы туризма |
2 |
||||||
3 |
Система туристских мероприятий 1. Формы и особенности туристических походов. 2. Задачи и содержание туристических слётов. 3. Туристические соревнования. |
2 |
4 |
Программы туристических слётов университета/ факультета |
Оценивание на основе проектного метода | |||
4 |
Основные понятия и классификация оздоровительного туризма 1. Рекреационный и оздоровительный туризм. Факторы оздоровления. 2. Виды рекреационного и оздоровительного туризма. 3. Основные черты активных форм рекреационного и оздоровительного туризма. 4. Основные отличия рекреационно-оздоровительного туризма от спортивного туризма. |
2 |
||||||
5 |
Правовые и нормативные основы организации и проведения туристских походов 1. Правила проведения туристских походов. 2. Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях. 3. Основные требования к участникам и руководителям оздоровительных и спортивных походов. 4. Основные требования к участникам и руководителям походов, проводимых с учащимися учреждений образования |
2 |
2 |
Тексты нормативно-провавых актов |
собеседование | |||
6 |
Методические основы организации туристских походов 1. Стадии подготовки похода. 2. Выбор района путешествия. 3. Методика разработки маршрута. 4. План похода как основа походной тактики. 5. Рацион питания, походное снаряжение, аптечка. 6. Нагрузки на маршруте. |
4 |
4 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | |||
7 |
Особенности разработки оздоровительных походов выходного дня 1. Выбор района оздоровительного похода выходного дня. 2. Режим движения и нагрузки на маршруте оздоровительного похода выходного дня. |
2 |
4 |
6 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||
8 |
Особенности разработки многодневных оздоровительных походов 1. Выбор района многодневного оздоровительного похода. 2. Режим движения и нагрузки на маршруте многодневного оздоровительного похода. |
2 |
4 |
6 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||
9 |
Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с разным возрастным контингентом 1. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с детьми 2. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с молодежным и взрослым контингентом 3. Особенности оздоровительного туризма с лицами зрелого возраста 4. Особенности организации семейного спортивно-оздоровительного туризма |
2 |
||||||
10 |
Санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь 1. История становления санаторно-курортного лечения и оздоровления в Республике Беларусь 2. Нормативно-правовая база санаторно-курортного лечения и оздоровления в Республике Беларусь. 3. Порядок проведения государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 4. Критерии государственной аттестации санаторно-курортных и Республики Беларусь. 5. Понятие и виды санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 6. Категории санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 7. Медицинские профили санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. |
4 |
4 |
4 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||
11 |
Особенности применения оздоровительных технологий в санаториях, пансионатах, домах отдыха 1. Технологии и средства, направленные на улучшение физического состояния туристов 2. Технологии, направленные на улучшение эмоционально-психологического состояния туристов 3. Технологии, применяемые для профилактики заболеваний |
2 |
2 |
Доклады на семинарских занятиях | ||||
12 |
Основы формирования здоровья при туристско-оздоровительной деятельности 1. Понятие и виды здоровья. 2. Факторы формирования здоровья. Факторы образа жизни 3. Здоровьевосстанавливающие и лечебные технологии. |
2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма получения образования 5 лет)
№ раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний | ||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Количество часов УСР | ||||
ТУРИСТСКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (20 ч.) |
10 |
10 |
экзамен | |||||
1 |
Рекреационные потребности и виды рекреационной деятельности 1. Понятие о рекреационных потребностях. Их виды. 2. Рекреационные занятия и их виды. 3. Понятие о цикле рекреационной деятельности. Виды циклов. 4. Природные и историко-культурные рекреационные ресурсы. Их виды и значение. 5. Виды рекреационной оценки природных ресурсов. |
2 |
||||||
4 |
Основные понятия и классификация оздоровительного туризма 1. Рекреационный и оздоровительный туризм. Факторы оздоровления. 2. Виды рекреационного и оздоровительного туризма. 3. Основные черты активных форм рекреационного и оздоровительного туризма. 4. Основные отличия рекреационно-оздоровительного туризма от спортивного туризма. |
2 |
||||||
6 |
Методические основы организации туристских походов 1. Стадии подготовки похода. 2. Методика разработки маршрута. 3. План похода как основа походной тактики. 4. Рацион питания, походное снаряжение, аптечка. |
2 |
2 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | |||
7 |
Особенности разработки оздоровительных походов выходного дня 1. Выбор района оздоровительного похода выходного дня. 2. Режим движения и нагрузки на маршруте оздоровительного похода выходного дня. |
4 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||||
8 |
Особенности разработки многодневных оздоровительных походов 1. Выбор района многодневного оздоровительного похода. 2. Режим движения и нагрузки на маршруте многодневного оздоровительного похода. |
4 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||||
9 |
Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с разным возрастным контингентом 1. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с детьми 2. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с молодежным и взрослым контингентом 3. Особенности оздоровительного туризма с лицами зрелого возраста 4. Особенности организации семейного спортивно-оздоровительного туризма |
2 |
||||||
10 |
Санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь 1. Понятие и виды санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 2. Категории санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 3. Медицинские профили санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. |
2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма получения образования 3,5 года)
№ раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов |
Количество аудиторных часов |
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) |
Формы контроля знаний | ||||
Лекции |
Практические занятия |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Количество часов УСР | ||||
ТУРИСТСКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (16 ч.) |
10 |
6 |
экзамен | |||||
1 |
Рекреационные потребности и виды рекреационной деятельности 1. Понятие о рекреационных потребностях. Их виды. 2. Рекреационные занятия и их виды. 3. Понятие о цикле рекреационной деятельности. Виды циклов. 4.Природные и историко-культурные рекреационные ресурсы. Их виды и значение. 5. Виды рекреационной оценки природных ресурсов. |
2 |
||||||
4 |
Основные понятия и классификация оздоровительного туризма 1. Рекреационный и оздоровительный туризм. Факторы оздоровления. 2. Виды рекреационного и оздоровительного туризма. 3. Основные черты активных форм рекреационного и оздоровительного туризма. 4. Основные отличия рекреационно-оздоровительного туризма от спортивного туризма. |
2 |
||||||
6 |
Методические основы организации туристских походов 1. Стадии подготовки похода. 2. Методика разработки маршрута. 3. План похода как основа походной тактики. 4. Рацион питания, походное снаряжение, аптечка. |
2 |
2 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | |||
7 |
Особенности разработки оздоровительных походов выходного дня 1. Выбор района оздоровительного похода выходного дня. 2. Режим движения и нагрузки на маршруте оздоровительного похода выходного дня. |
2 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||||
8 |
Особенности разработки многодневных оздоровительных походов 1. Выбор района многодневного оздоровительного похода. 2. Режим движения и нагрузки на маршруте многодневного оздоровительного похода. |
2 |
РС с доступом в Internet |
Оценивание на основе проектного метода | ||||
9 |
Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с разным возрастным контингентом 1. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с детьми 2. Особенности организации спортивно-оздоровительного туризма с молодежным и взрослым контингентом 3. Особенности оздоровительного туризма с лицами зрелого возраста 4. Особенности организации семейного спортивно-оздоровительного туризма |
2 |
||||||
10 |
Санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь 1. Понятие и виды санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 2. Категории санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. 3. Медицинские профили санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. |
2 |