Тема 6

Методические основы организации туристских походов

 

  1. Стадии подготовки похода.
  2. Выбор района путешествия.
  3. Методика разработки маршрута.
  4. Рацион питания, походное снаряжение, аптечка.
  5. Нагрузки на маршруте.

 

1. Стадии подготовки похода

Любой туристский поход планируется, организуется и готовится. По-существу, начинается он задолго до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов.

Этап организации или подготовки похода , начиная с замысла, определения цели и задач, планирования и решения достаточно широкого круга организационных вопросов, завершается переездом в точку начала маршрута.

  • Выбор формы похода.
  • Комплектование туристической группы, распределение обязанностей.
  • Выбор района путешествия, составление нитки маршрута и календарного плана-графика похода.
  • Выбор и подготовка снаряжения.
  • Подготовка продуктов питания.
  • Переезд к месту начала похода.

Проведение похода.

Подведение итогов

Подробнее о всех этапах можно ознакомиться в учебном пособии Панько, А.Д. Туристско-спортивный поход : методические рекомендации для студентов географического факультета / А. Д. Панько, В. А. Мороз ; рец. Э. А. Моисейчик ; УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина". – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – 31 с.

2. Выбор района проведения рекреационного похода осуществляется на основе анализа топографических, туристских карт и иных информационных документов, содержащих сведения о находящихся в районе похода экскурсионных и туристических объектах, природных памятниках и т. д. Оптимально использовать топографическую карту масштабов 1 : 100 000 и 1 : 200 000, карты РККА и Генштаба масштабов 1 : 50 000 и 1 : 100 000 ( http://loadmap.net ). При выборе района проведения любого похода следует учитывать в первую очередь его цели и задачи. Соответственно, для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде. С этими задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи: расширение кругозора участников, углубление их знаний географии и природы родного края, культурно-исторического наследия предков, традиционного уклада жизни местного населения и т. д., т. е. всего, что мы включаем в понятие «краеведение». С этой точки зрения районами, оптимальными для проведения оздоровительного похода, являются территории, имеющие наибольший туристский потенциал.

Туристским потенциалом какого-либо объекта (территории) называется совокупность относящихся к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ . Территории с высоким туристским потенциалом – это территории, не загрязненные хозяйственной деятельностью, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса), живописные ландшафты с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками, реки и озера, пригодные для купания и отдыха. Все это составляет совокупность рекреационных ресурсов и рекреационно-познавателъных объектов, необходимых для формирования туристского продукта. Само присутствие в таких районах дает человеку огромный заряд энергии и, если поход сопровождается экологической или краеведческой экскурсией, новые знания о своем крае.

Таким образом, мы можем сформулировать наиболее существенный критерий выбора района проведения похода – наличие в нем необходимых рекреационных ресурсов и интересных для туристов рекреационно-познавательных объектов.

На карте Вам следует выбрать район, богатый лесными массивами, включающий гидрографические объекты, ландшафтные заказники, экскурсионные объекты (экологические тропы, памятники архитектуры, Великой Отечественной войны и т. д.).

Определение в районе похода целевых рекреационно-познавательных объектов должно осуществляться с использованием карты и иных источников информации. Эти объекты должны быть наиболее интересны туристам, удовлетворять их познавательные запросы, способствовать их полноценному отдыху в природных условиях. Это «изюминки» разрабатываемого маршрута. рекреационно-познавательными объектами могут быть локальные участки района с живописными ландшафтами, озера или группы озер, маркированные экологические экскурсионные тропы, сельские музеи народного творчества, ремесел и т. д. Например, характерными целевыми объектами посещения маршрутов по Беларуси являются озеро Нарочь, природный комплекс «Голубые озера» в пределах национального парка «Нарочанский», ландшафтный заказник «Межозерный» и уникальный комплекс озер в национальном парке «Браславские озера», мемориальный комплекс «Хатынь», Мирский замок и др. В таком пункте маршрута Вы можете запланировать проведение экскурсии, длительный отдых участников (на полдня или целый день). Характерные рекреационно-познавательные объекты обычно указаны на туристских картах, там же даны их краткие описания. Например, можно использовать для разработки маршрута туристские карты национальных парков Беларуси.

3. Методика разработки маршрута

При определении общей тактической схемы маршрута (линейной, кольцевой, комбинированной – линейной с участками кольцевого движения, линейной или кольцевой с участками радиального движения) следует принимать во внимание расположение в районе похода населенных пунктов, удобных для его начала и окончания, мест организации биваков, интересных для посещения рекреационно-познавательных объектов. Для рекреационно-оздоровительного похода, как правило, не характерны участки радиального движения (разве что если группе необходимо посетить природные или иные достопримечательности, лежащие в стороне от основной линии маршрута), поэтому Ваш маршрут будет, скорее, линейным или кольцевым. Понятно, что линейный маршрут не предполагает изображения на карте прямой линии, а кольцевой – окружности в их геометрическом смысле. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга пункты старта и финиша. В кольцевом (замкнутом) маршруте старт и финиш находятся в одном пункте.

После того как Вы выбрали линейную или кольцевую схему маршрута, определили пункты старта и финиша похода, а также КУ маршрута, линия маршрута становится уже в целом сформированной. Однако ее необходимо разбить на отдельные дневные переходы и определить пункты, наиболее подходящие для организации ночлегов группы в полевых условиях. Конкретные дневные переходы определятся после того, как Вы обозначите на линии движения предполагаемые места ночлегов группы. Для организации биваков подходят безопасные места с источниками воды, пригодной для приготовления горячей пищи. Желательно планировать биваки в лесной зоне, где можно готовить на костре. Конечно, топографическая карта не дает полной характеристики местности (степени ее живописности, удобства подходов к воде, ее чистоты и пр.), однако определить по карте потенциально подходящие для организации лагерей места Вы сможете (реки, озера, источники, обозначенные в лесной зоне). Старайтесь выбирать места, пригодные не просто для биваков, а для полноценного отдыха участников похода (например, на озере, где можно купаться летом). Условные знаки на карте помогут выбрать для туристской стоянки высокий берег реки или озера; они покажут даже тип леса (хвойный, лиственный, смешанный). При работе с туристской картой нужно обратить внимание на указанные на ней оборудованные места для полевых туристских стоянок, которые можно включить в линию Вашего маршрута.

При разработке маршрута лыжного похода, в котором пищу можно готовить на топленной из снега воде, не обязательно «привязывать» места биваков к отмеченным на карте источникам воды.

Для того чтобы наметить четкий маршрут (трассу) движения на каждом дневном переходе и не сбиться с него, на карте необходимо определить промежуточные (опорные) ориентиры дневных переходов. Разумеется, такие ориентиры нужно выбирать из числа тех, что обозначены на топографической карте условными знаками, причем намеченные ориентиры должны хорошо определяться туристами при движении на местности. Опорными могут быть как точечные ориентиры карты (пересечения дорог, отдельные строения, мосты и др.), так и линейные и площадные (реки, дороги, озера). Вы можете наметить по карте движение вдоль линейных опорных ориентиров (по дорогам, просекам, берегу реки и т. д.) или с пересечением их (в местах переправ через реки и каналы, пересечения автострад и т. д.). Опорные ориентиры необходимо указать в начале и конце азимутальных переходов, если они включаются в маршрут.

Определение промежуточных ориентиров дневных переходов завершает построение точной линии Вашего маршрута. Нанесите ее на карту – соедините красной линией пункт старта, места намеченных биваков, несколько промежуточных ориентиров на каждом дневном переходе, КУ маршрута, пункт финиша. Исходя из масштаба карты, точно (строго по линии предполагаемого движения) измерьте протяженность всех намеченных Вами дневных переходов, определите общую протяженность маршрута и сравните ее с требуемыми параметрами. При измерении кривых линий движения на карте лучше воспользоваться курвиметром. Если его нет, проведите примерное измерение линейкой, разделив линию движения на короткие условно прямые отрезки, или примените иные подходы (например, уложите на карте по линии маршрута нитку, а затем измерьте ее длину линейкой).

Отметим, что оптимальным был бы такой маршрут, в котором места обеденных привалов и биваков находились бы рядом с запланированными для посещения экскурсионными или рекреационными объектами. Если поход проходит по территории национального парка или иным известным рекреационным территориям, пункты для отдыха туристов могут быть специально оборудованы и обозначены на туристской карте (так же как и историко-культурные памятники, экскурсионные объекты).

На основе анализа картографической и иной информации намечаются конкретные пути движения к экскурсионным, рекреационным объектам и местам организации биваков. На карте обозначаются удобные для движения туристов лесные, полевые (но не шоссейные, не автомобильные!) дороги, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т. д.), идущие в нужных направлениях. Следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью, так как преодоление препятствий не цель оздоровительного похода. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода. Важно, чтобы она проходила по территориям, содержащим рекреационные ресурсы района.

Наконец, на выбранном маршруте каждого дневного перехода необходимо указать четкие промежуточные (опорные) ориентиры (точечные, линейные или площадные), позволяющие уверенно двигаться по намеченному пути, не отклоняясь от него.

Определение путей, подходящих для движения к намеченным целевым объектам маршрута, и промежуточных ориентиров дневных переходов завершает построение точной линии Вашего маршрута (нитки маршрута). Нанесите ее на карту – соедините красной линией пункт старта, места намеченных биваков, несколько промежуточных ориентиров на каждом дневном переходе, целевые рекреационно-познавательные объекты похода, пункт финиша.

 

4. Рацион питания, походное снаряжение, аптечка

Подробнее о подготовке продуктовой раскладки можно ознакомиться в учебном пособии Панько, А.Д. Учебные практики "Рекреационно-оздоровительный поход", "Туристско-спортивный поход", "Водный поход" : Электронные учебно-методические рекомендации для студентов географического факультета специальности 1-89 01 01 туризм и гостеприимство / А.Д. Панько, С.А. Заруцкий, В.А. Мороз. – Брест : БрГУ имени А.С. Пушкина, 2016 .

Подробнее о подготовке снаряжения и аптечки можно ознакомиться в учебном пособии Панько, А.Д. Туристско-спортивный поход : методические рекомендации для студентов географического факультета / А. Д. Панько, В. А. Мороз ; рец. Э. А. Моисейчик ; УО "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина". – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – 31 с.

 

5. Нагрузки на маршруте.

В ходе тактической и технико-тактической подготовки туристы получают следующие умения и навыки: выбор пути, анализ точности ориентирования и скорости движения на отдельных участках; сопоставление графиков движения-запланированного и фактического; разбор вариантов преодоления препятствий.

Первые три задачи решаются каждым участником. Для наиболее эффективного освоения навыков выбора маршрута и умения анализировать ошибки в ориентировании это необходимо делать на привале. Маршрут заранее разбивается на участки "часового хода" (группа идет 45-50 мин. и отдыхает 10-15 мин.), и на каждом привале обсуждаются варианты движения и способы ориентирования. На очередном привале делаются краткий разбор пройденного участка и выбор пути движения по следующему участку.

Запланированный график движения по участкам маршрута лучше всего записать в форме таблички на обратной стороне фотокопии картосхемы маршрута.

Таблица 5 – Форма учебного графика движения

День пути

Участок маршрута

По плану

Фактически

Примечания

Протя женность, км

Ходовое время, час.

Протяженность, км

Ходовое время, час.

1-й
и т.д.

Пункт выхода - пункт 1

Пункт 1 - пункт 2

Пункт 2 - пункт 3

Пункт 3 - пункт 4

Пункт 4 - пункт 5 (место ночлега)

Всего за день

Пункт 5 (место ночлега) - пункт 6

Пункт 6 - пункт 7

Пункт 7 - пункт 8

Пункт 8 - пункт 9

Пункт 9-пункт 10 (конечный пункт)

Всего за день

Всего по маршруту

В таблице пункты условно пронумерованы. В действительности они имеют либо географическое название, либо характерные топографические определения.

Уплотнение графика в походах достигается максимальным использованием времени на привалах. Выбору удобного места для привалов следует уделять должное внимание. Важно также, чтобы прохождение предыдущего участка маршрута и выход к месту привала совпадали с началом возможного препятствия. Так, привал на берегу реки позволит провести обсуждение способов переправы. Место привала дает достаточно необходимой информации для обсуждения его преимуществ и недостатков с точки зрения возможности организации бивака.