Тема 3
Система туристских мероприятий
1. Система туристских мероприятий: определение и виды
Система туристских мероприятий – совокупность всех форм туристских походов; слетов, спортивно-туристских соревнований и связанных с ними видов деятельности (организационной, методической, педагогической, финансово-хозяйственной и т.д.)
Туристские мероприятия:
· Туристские походы
· Туристские слеты
· Туристские соревнования
Формы походов:
· категорийные и некатегорийные;
· по способу передвижения (виды туризма)
Формы слетов:
· учебно-спортивные
· военно-патриотические
· культурно-оздоровительные
Формы соревнований:
· туристско-прикладного многоборья (соревнования по технике туризма);
· по технике лыжного туризма
· по технике горнопешеходного туризма:
· по технике велосипедного туризма;
· по технике водного туризма;
· по технике спелеотуризма;
· по технике спасапельных работ;
· соревнования по ориентированию на местности
2. Формы и особенности туристских походов
Походы – наиболее распространенные туристские мероприятия.
Походы – организованное передвижение туристов или тургрупп по заранее намеченному маршруту с решением определенных познавательных, воспитательных, оздоровительных и других задач.
Типологизация турпоходов.
Разделение походов на категорийные и некатегорийные.
В основе деления походов по категориям сложности – три признака:
· продолжительность похода
· протяженность
· техническая сложность маршрута.
Первых два параметра (по классификационному минимуму) установлены разрядными требованиями.
Третий устанавливается методом экспертных оценок, учитывающих количество и техническую сложность естественных препятствий (метод аналогий).
Таблица 2 - Нормативы категорийных походов и путешествий
Основные показатели категорийных походов |
I |
и |
Ш |
IV |
V |
VI |
Продолжительность (не менее), дни |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
20 |
Протяженность, км: |
||||||
пешеходный |
130 |
160 |
190 |
220 |
250 |
300 |
лыжный |
130 |
160 |
200 |
250 |
300 |
300 |
горный |
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
160 |
водный |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
190 |
велосипедный |
250 |
400 |
600 |
800 |
1100 |
Категорийные походы.
В Беларуси возможно проведение походов лишь I и II категорий сложности.
Высшая категория сложности присваивается походам по наиболее сложным районам Приполярного и Полярного Урала, Кольского полуострова, среднегорным районам Сибири, высокогорным районам Кавказа и Средней Азии.
Категории сложности спортивных туристских маршрутов определяются в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских маршрутов".
Некатегорийные походы.
По продолжительности разделяются на:
· походы выходного дня (продолжительность – 1–3 дня)
· многодневные некатегорийные походы (3–5 дней)
Не регламентированы протяженностью маршрута или степенью сложности, предоставляют организаторам полную свободу в выборе маршрута, графика движения, не требуют дорогостоящего оборудования и снаряжения.
Широко используются в практике спортивно-оздоровительной работы с детьми, молодежью и зрелыми людьми, не имеющими туристского опыта, высокого уровня физической и технической подготовленности.
Особенности организации походов (по способу передвижения).
Пешеходный поход.
Отличается доступностью, большими познавательными возможностями, отсутствием дорогостоящего оборудования и снаряжения.
Отличное средство оздоровления и общефизической подготовки.
Широко используется в работе как с подготовленными, так и неподготовленными туристами – детьми, пожилыми людьми.
Горный поход.
Характеризуется наибольшей физической нагрузкой в условиях гор (как средних, так и высоких).
Необходим период акклиматизация – 7–10 дней.
Специфическое, непривычное воздействие на мышцы и связки нижних конечностей
Невозможен без специальной экипировки и владения техникой преодоления препятствий (техника альпинизма), страховки и самостраховки.
Лыжный поход.
требует особого внимания к снаряжению и лыжному инвентарю.
Целенаправленная закалка организма участников и хорошая техника передвижения на лыжах, особенно – спуска и подъема в гору с грузом.
Большие энергозатраты и высокие требования к организации бивака.
Велосипедный поход.
Высокая скорость передвижения и протяженность маршрутов.
Запчасти и аптечка.
Знание и выполнение "Правил дорожного движения".
Норма продвижения в день – 60–80 км, в горных условиях – 30–40 км.
Водный поход.
Совершается преимущественно на байдарках, на плотах или рафтах (рафтинг).
Требуется предварительная подготовка участников гребли и плавания.
Защита от солнечных лучей и насекомых.
Конные походы, спелеологические экспедиции, комплексные путешествия
Типы маршрутов походов.
Линейный – когда группа движется из точки А в точку Б, удаленные друг от друга.
Кольцевой – когда поход начинается и завершается в одной точке.
Радиальный – тургруппы следуют к различным объектам с последующим возвратом к исходной точке (кратковременные походы или экскурсии с турбазы, лагерей и т.д.).
Звездный – когда группы начинают движение из различных точек, а завершают в одной (точка сбора).
3. Задачи и содержание турслетов
Туристский слет – комплексное туристское мероприятие, включающее разнообразные туристские соревнования, творческие конкурсы, общественно полезные акции.
По целевой направленности
· учебно-спортивные
· военно-патриотические
· культурно-оздоровительные слеты.
Учебно-спортивные слеты.
Цели:
подготовка туристов или тургрупп к туристским соревнованиям, спортивным походам.
обучение основным техническим элементам (передвижение, ориентирование, преодоление препятствий, страховка и самостраховка, оказание первой помощи и т.д.)
развитие физических качеств участников и психологической совместимости в группе.
Военно-патриотические слеты
Цели:
формирование у юношей и девушек идейной, физической и морально-волевой готовности к воинской службе;
развитие военно-прикладных навыков (стрельба, приемы борьбы и самозащиты, преодоление препятствий, ориентирование по карте и на местности);
ознакомление с воинским бытом, развитие навыков по самообслуживанию (приготовление пищи в походных условиях, несение дежурства, уборка).
Культурно-оздоровительные слеты
Цель:
организация культурно-оздоровительного досуга на свежем воздухе различных групп населения
Включают творческие конкурсы на лучшую туристскую газету, отчет о походе, туристскую или патриотическую песню и т.д.
4. Туристские соревнования
Туристские соревнования включают туристско-прикладные многоборья (соревнования по технике горно-пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма), соревнования по ориентированию на местности.
Соревнования по туристско-прикладным многоборьям заключаются в преодолении дистанции, требующем овладения всеми компонентами туристской техники: передвижения, обеспечения безопасности, ориентирования, разбивки бивака, выполнения спасательных работ (включающих поисковые работы, оказание доврачебной помощи, транспортировку пострадавшего), а также решения комплекса тактических задач в этих компонентах.
Виды соревнований по ориентированию на местности проводятся в двух формах: либо как соревнования по спортивному ориентированию (индивидуальные или командные в заданном направлении, на маркированной трассе, по выбору – по спортивным картам), либо как соревнования по технике туристского ориентирования (по спортивным картам и по специально подготовленным туристским картосхемам или на "азимутальном маршруте", т.е. без карты – по заданным расстояниям и направлениям).
Типология соревнований
по масштабам
· районные
· городские
· республиканские
· международные
по системам зачета
· личные
· командные
· лично-командные
по целевому назначению
· основные
· отборочные
· показательные
Системы проведения соревнований
Прямая система
все участники одновременно или последовательно стартуют, а результаты измеряются метрическими единицами или баллами.
Применяются в туристко-прикладных многоборьях, кроссах, лыжных гонках, плавании и т.д.
Круговая система
последовательная встреча каждого участника или команды со всеми остальными.
Турнирная таблица, в которую вносятся результаты каждой игры и количество начисляемых очков (победа – 2, ничья – 1, проигрыш – 0 очков).
Недостаток круговой системы – ограниченность числа участников и продолжительность проведения таких соревнований.
Система с выбыванием (кубковая система)
все участники разбиваются по парам в процессе жеребьевки (или по рейтингу).
Сильнейшие встречаются друг с другом.
Недостаток системы с выбыванием – возможность случайных результатов, когда объективно более сильная команда или спортсмен проигрывает более слабому и выбывает из соревнований.
Для преодоления недостатков круговой и кубковой систем используются комбинированные системы проведения соревнований (круговая + на выбывание).
5. Организация и проведение спортивно-туристских мероприятий
Включает создание:
· организационной структуры и распределение обязанностей (создание оргкомитета, судейской коллегии и т.д.);
· ресурсное обеспечение (правовое, документальное, кадровое, материально-финансовое);
· текущий контроль и координацию.
5.1. Организация и проведение походов.
Основной регламентирующий документ – " Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий ".
6 разделов:
1. Общие положения определяют цели и задачи походов, категории сложности.
2. Порядок организации и проведения туристских походов.
3. Оформление документации на проведение походов.
4. Требования к Организаций, проводящей походы
5. Требования к руководителю похода, его обязанности и права.
6. Обязанности и права участников похода.
Действия по организации похода.
1. Подбор группы
2. Назначение руководителя
3. Подготовка организационных документов
4. Согласование вопросов о прохождении по территории ООПТ, погранзон (погранполос)
5. Уточнение района похода
6. Подготовка участников похода
7. Подбор инвентаря и снаряжения
Подбор группы.
При подборе:
· учитывается уровень физической подготовленности,
· учитывается предшествующий туристский опыт,
· требуется предварительное медицинское обследование и наличие справок о состоянии здоровья всех участников похода,
· участники категорийных походов независимо от вида туризма должны уметь плавать и знать приемы спасания на воде.
Таблица 3 - Комплектование туристской группы зависит от категории похода
Категория |
Кол-во участников |
Возраст участников |
Походы выходного дня |
От 4 до 50 |
Не ограничен |
I — П категории |
Не менее 4 Не более 20 |
Не моложе 14–15 лет |
III категория и выше |
Не менее 6 Не более 12 (для водного – 20) |
Не моложе 16 лет |
Назначение руководителя.
· назначается и утверждается организацией, которая проводит это мероприятие
· несет ответственность за подготовку группы и проведение похода в соответствии с действующими правилами
· должен иметь опыт руководства походом не менее чем на одну категорию сложности ниже и опыт участия в походе на одну категорию выше в том же виде туризма
· должен принимать меры безопасности, изменять маршрут и прекращать поход с возникновение опасности для жизни участников
· должен уметь оказать помощь пострадавшим
· несет ответственность за жизнь и безопасность участников этого мероприятия.
Подготовка организационных документов.
Организация, проводящая данное мероприятие, готовит соответствующий приказ, в котором указаны маршрут и сроки похода, персональный состав группы и руководитель.
Такой приказ является юридическим документом, возлагающим ответственность за жизнь и безопасность участников похода на конкретного исполнителя, и подписывается руководителем организации.
К организационным документам относятся также заявочные и маршрутные документы, особое внимание уделяется оформлению маршрутного листа, который определяет график движения группы по намеченному маршруту.
В соответствии с этим графиком в маршрутный лист вносятся отметки (печать сельсовета, отделения почты или других учреждений в намеченных точках). По окончанию похода маршрутный лист является официальным отчетным документом. Кроме того, составляется описательный или фотоотчет о пройденном маршруте.
Согласование вопросов о прохождении по территории ООПТ, погранзон (погранполос).
Если намеченный маршрут проходит по запретным зонам, то организация обращается в соответствующие ведомства за разрешением.
Без такого разрешения прохождение тургрупп по территории ООПТ иди погранзон категорически запрещен.
Уточнение района похода.
Для разработки маршрута мало иметь карту данного района.
Важно определить его технико-тактические характеристики: наличие водных, горных и прочих препятствий, природно-климатические особенности и т.д.
Обычно для этого используются отчеты тургрупп, проходивших этим маршрутом, специальная литература.
Собранная информация позволяет уточнить перечень необходимого инвентаря и оборудования, количество продуктов питания, необходимых для успешного решения технико-тактических задач, стоящих перед тургруппой.
Подготовка участников похода
Руководитель похода отвечает за подготовку участников к предстоящему мероприятию.
Подготовка туристов включает теоретическую, физическую, морально-волевую, психологическую и технико-тактическую подготовку.
Подбор инвентаря и снаряжения
На завершающей стадии организации похода с учетом технической сложности маршрута, природно-климатических условий района путешествия, вида похода и его продолжительности подбирается необходимое снаряжение: личное, групповое и специальное, а также продукты питания и аптечка.
5.2. Организация и документальное обеспечение туристских соревнований:
· создается оргкомитет и утверждается организацией в форме приказа,
· при отсутствии оргкомитета его функции и обязанности возлагаются на организацию, которая является инициаторов проведения соревнований или на главную судейскую коллегию.
План подготовки соревнований:
1. Разработка и утверждение "Положения о соревнованиях" и сметы расходов. Положение рассылается участникам соревнований.
2. Разработка сценария (развернутого плана церемонии открытия соревнования, закрытия, награждения).
3. Подбор, утверждение, инструктаж судей, членов жюри.
4. Определение и подготовка места проведения (оформление мест проведения, маркировка трасс, установление ограждений и т.д.).
5, Подготовка оборудования, инвентаря, закупка призов, подготовка грамот.
6. Изготовление афиш, объявлений.
7. Организация медицинского обеспечения.
8. Организация транспортного и бытового обслуживания участников (в случае проведения мероприятия с выездом)
Соревнования проводятся в соответствии с правилами, утвержденными соответствующей Федерацией.
"Правила соревнований по туристско-прикладным многоборьям" разработаны Федерацией спортивного туризма и предусматривают:
· виды соревнований (соревнования да туристско-прикладным многоборьям проводятся по технике горнопешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма);
· группы соревнований и класс дистанций;
· характер и содержание соревнований;
· порядок проведения соревнований и т.д.
· Положение о соревновании
Положение – главный организационной документ, на основе которого осуществляется проведение спортивного или спортивно-туристического мероприятия.
Положение не только определяет сущность, содержание и порядок состязательной деятельности, но и регламентирует отношения между организаторами, судьями, участниками.
Положение имеет следующую структуру.
1. Цель и задачи мероприятий
2. Время и место проведения
3. Организаторы соревнований
4. Участники соревнований
5. Программа соревнований
6. Порядок определения победителя соревнований
7. Награждение
8. Заявки и порядок представления команд
9. Проезд и размещение команд
10. Требования к инвентарю и оборудованию
Смета соревнований.
Организационно-финансовым документом является смета соревнований.
Смета может быть расходной, когда средства на проведение мероприятия поступают из одного источника (мероприятие финансируется Федерацией или проводящий организацией), или приходно-расходной, когда существует несколько источников финансирования (спонсоры, продажа билетов, взносы участников и т.д.).
Смета утверждается руководителем организации и главным бухгалтером.
Сценарий открытия и закрытия соревнования.
Сценарий представляет собой развернутый, детальный план мероприятия или его ритуальной части, который позволяет координировать действия организаторов, участников и технических исполнителей, обеспечивающих музыкальное, световое, пиротехническое сопровождение мероприятия.
Открытие предусматривает парад или построение участников, рапорт о готовности участников к соревнованиям главному судье, приветственное слово почетных гостей, подъем флага соревнований, информирование участников о порядке проведения состязаний, представление судей.
5.3. Особенности организации туристских слетов.
Турслет – комплексное туристское мероприятие.
Включает сочетание спортивно-туристских соревнований, эстафет, развлекательных и культурно-просветительских мероприятий, смотров, конкурсов, общественно полезных акций
Для проведения слета организаторы должны:
· разработать Положение о слете,
· выбрать и подготовить место слета:
· учитываются требования безопасности участников, удобства подъездов и подходов, планировки лагеря, обеспеченности водой и топливом, пожарной безопасности и охраны природы, ландщафтной характеристикой местности с точки зрения прокладывания интересных для участников и зрителей дистанций соревнований.
Подготовка дистанций соревнований.
Дистанций соревнований должны быть логичными, зрелищными, безопасными, полностью соответствовать уровню подготовки участников слета.
Все этапы должны быть заметны для участников и ограждены коридором от зрителей.
Вся трасса полосы препятствий маркируется.
Дистанции соревнований на слете должны быть максимально доступными для всех желающих.
Материально-техническое обеспечение слета.
Предусматривает обеспечение участников мероприятия и судей:
· лагерным снаряжением и продуктами питания;
· снаряжением для соревнований и работы судейской коллегии;
· средствами для проведения конкурсов и работы жюри.
Должны быть:
подготовлены бланки протоколов, канцелярские принадлежности, дипломы, хронометры, нагрудные номера, отличительные знаки судей.
Проведение слета
При планировании дистанций и в процессе соревнований первостепенное значение приобретают меры безопасности.
На соревнованиях по технике отдельных видов туризма обеспечение безопасности – основная задача службы дистанций.
В работе судейских бригад, обслуживающих соревнования, необходимы прежде всего четкость, согласованность, корректность.