Тема 2
Основные понятия в туризме, типы, виды и формы туризма.
1. Основные понятия в туризме.
Слово «туризм происходит от корневой основы «тур», что означает прогулка, путешествие. Существует более 200 определении слова туризм.
В большой советской энциклопедии туризм определяется как путешествие в свободное время; один из видов активного отдыха; эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, т.к он сочетает различные виды рекреационной деятельности – оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека; составная часть здравоохранения, физической культуры средство духовного, культурного, морального и социального развития личности.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О туризме», туризм – временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем);
внутренний туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;
въездной туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, не проживающих на ее территории;
туризм в пределах страны - внутренний и въездной туризм;
выездной туризм - путешествия за пределы Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;
социальный туризм - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
самодеятельный туризм - путешествия, организуемые туристами самостоятельно;
экологический туризм - путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов;
турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий;
туристская зона - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристских ресурсов, включенных в государственный кадастр туристских ресурсов, создаваемая в целях развития въездного и внутреннего туризма, туристской индустрии, охраны и рационального использования туристских ресурсов;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, удовлетворяющие духовные потребности туристов и содействующие восстановлению и укреплению их здоровья;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность;
туристский продукт - комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристского путешествия и в связи с этим путешествием;
туристская услуга - результат деятельности туроператора, турагента, общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по удовлетворению соответствующей потребности туриста в путешествии;
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, организацию информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.;
туристский рынок - сфера обращения туристского продукта;
туроператор - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам;
Т.о., т уризм – это временные выезд граждан, иностранных граждан, и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально- деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания на срок более 24 часов и менее 6 месяцев.
2. Типы туризма выделяются по
целевой функции, мотивам и результатам занятий туризмом:
- Спортивный
- Рекреационный
- Реабилитационный
- Профессионально-прикладной
- Учебный
- Культурно-познавательный
- Культурно-развлекательный
- Экскурсионный
- Краеведческий
- Приключенческий
- Экспедиционный
- Деловой
- Коммерческий
- Комбинированный
- Программный
Рекреационный туризм имеет целевую функцию – восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным.
спортивно-оздоровительный туризм имеет целевую функцию – спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пресеченной местности, и совершенствование физической подготовки , для преодоления сложного природного рельефа.
Неорганизованный туризм еще называют самодеятельным когда инициатором и организатором путешествия являются сами туристы.
Реабилитационный туризм имеет целевую функцию лечение определенных заболеваний средствами туризма. При этом используются климатические условия различных мест пребывания туристов, целебные источники, дозированные нагрузки при прогулках и тому подобное.
Профессионально-прикладной туризм имеет целевую функцию совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков средствами туризма.
3. Виды туризма
- Пешеходный (путешествия по равнинной местности, преимущественно пешком)
- Лыжный (средством передвижения в данном случае являются лыжи, преимущественно в зимний период)
- Горный (путешествия осуществляются в горной местности, пешком с использованием специальных технических средств)
- Водный (путешествия с помощью плав-средств)
- Велосипедный (путешествия с использованием велосипеда)
- Авто-мото (использование моторизированных средств передвижения)
- Спелео (путешествия в естественных полостях земли, пещеры и т.д)
- Парусный (плав-средства в данном случае имеют парусные снасти)
- Конный (как средство передвижения используются лошади, преимущественно для отдыха)
- Комбинированный ( с использованием различных способов передвижения, и когда маршрут состоит из различных видов туризма)
4. Формы туризма
Характерные отличительные признаки образуют различные формы туризма. К таким признакам относятся:
Уровень доступности и социальная значимость;
- Социальный
- Элитарный
Место занятий туризмом
- Международный
- Внутренний
Организационные основы туризма
- Организованный
- Неорганизованный
- Плановый
- Самодеятельный
Туристская программа
- Традиционный
- Экзотический
- Экологический
Физическая нагрузка на туристском маршруте
- Активный
- Пассивный
Сезонность туристских маршрутов
- Летний
- Зимний
- Межсезонье
Состав участников
- Школьный
- Молодежный
- Семейный