Лекция 14.

Франчайзинг в индустрии туризма

1. Сущность и понятия франчайзинга

2. Типология видов франчайзинга

Суть соглашения о франчайзинге состоит в том, что головная фирма заключает договор с организацией о предоставлении ей исключительного права на реализацию услуг под торговой маркой головной компании, т.е. гостиница включается в сбытовую сеть известной гостиничной цепи, что расширяет возможности последней контролировать рынки с минимальными затратами.

Франчайзинг – вид предпринимательской деятельности, основанный на договоре, согласно которому франчайзор передает франчайзи права на пользование его торговой маркой на платной основе (франчайзинговые платежи).

Франчайзи (пользователь, франшизодержатель, франчайзополучатель) – компания, получающая права на использование торговой марки франчайзора.

Франчайзер (франшизодатель, франчайзор, правообладатель) – компания, имеющая известную торговую марку, передающая плата на ее использование франчайзи.

Франшиза – это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Под франшизой также понимается полная бизнес-технология, франчайзинговый пакет.

Франчайзинговые платежи – все отчисления (платежи) франчайзи (пользователя) франчайзеру (правообладателю) в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить на:

-разовые, первоначальные единовременные платежи (в литературе по франчайзингу их называют вступительным взносом), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи (пользователя) и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нематериальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору коммерческой концессии (франшизе);

-периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет соответственно включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ (оказания услуг).

Если франчайзингом не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

- обеспечить регистрацию договора;

- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователь (франчайзи) обязан:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

- соблюдать инструкции и указания правообладателя (франчайзера), направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

- оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

- информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии.

К основным преимуществам организации деятельности турфирмы или гостиницы на основе договора франчайзинга с известной компанией можно отнести следующие:

- экономия средств на продвижении услуг франчийзи, поскольку бренд уже известен и признан на рынке;

- гарантия высокого качества услуг благодаря разработанным франчайзером процедурам и стандартам обслуживания;

- гарантия компентного управления за счет постоянного контроля со стороны франчайзера;

- подключение фирмы к международным система бронирования и включение в директорий франчайзера;

- обучение персонала, общая маркетинговая политика и реклама и т.д.

Выделяют несколько видов франчайзинга (таблица 3.6).

Таблица 3.6 Типология видов франчайзинга

Вид франчайзинга

Содержание

1. Товарный франчайзинг

Предоставление права франчайзи реализации товара под торговым знаком франчайзера, производимого, либо маркированного франчайзером.

2. Производственный франчайзинг.

Получение франчайзи права производить и реализовывать товары под торговым знаком франчайзера

3. Деловой франчайзинг

Франчайзи создает и развивает бизнес по модели и при участии франчайзера с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства (сфера обслуживания, обучения, общественного питания)

4. Корпоративный франчайзинг

Франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а их сетью с использованием наемных менеджеров.

5. Конверсионный франчайзинг

Способ расширения сети, при котором самостоятельное предприятие присоединяется к сети одного из франчайзеров.

6. Районный франчайзинг

Франчайзи получает право осуществлять свои операции в рамках определенного района в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

7. Субфранчайзинг

Получатель генеральной франшизы получает право в качестве франчайзера заключать договоры с новыми франчайзи

8. Сервисный франчайзинг

Основным товаром является услуга.

(По мнению А.В. Рыковой – сочетание франчайзинга товарного и производственного франчайзинга, хотя правильней говорить о товарном франчайзинге, ибо услуга – разновидность товара)

9. Франчайзинг бизнес-формата

Комплексный вид франчайзинга.

Если говорить о тенденциях развития франчайзинга в сфере туристских услуг за рубежом в целом, то франчайзинг в сфере туристских услуг получил довольно широкое распространение. По принципу франчайзинга созданы большие американские туристские сети UNIGLOBETravel и WoodsideTravel, европейские TUI(TouristikUnionInternational ), Nekkerman. За 25 лет своего существования компания UNIGLOBE превратилась во всемирно известный бренд, предоставляющий качественные туристские услуги и обслуживание как «напрямую», так и через франчайзи. Кроме того, компания в настоящее время представляет собой эффективную систему дистрибуции для авиакомпаний, отелей, фирм по прокату автомобилей, круизных компаний, туристских и страховых фирм. На сегодняшний день в сеть UNIGLOBEТгavel входят 750 туристических агентств в 50 странах. Ежегодный оборот компании составляет в среднем более 4 млрд долларов США.

В качестве мастер-франчайзера UNIGLOBETravel проводит отбор и назначение региональных субфранчайзи или «владельцев мастерской лицензии» и оказывает всеобъемлющую поддержку в дальнейшем развитии бизнеса в регионе. Главная задача регионального субфранчайзи – это предоставление франшиз новым или уже существующим туристическим агентствам региона и постоянное обеспечение поддержки и системы обслуживания, позволяющих индивидуальным франчайзи конкурировать на самом высоком уровне.

Приобретение мастерской лицензии UNIGLOBETravel дает возможность получения выгоды от использования интернационального бренда и эффективной системы управления, сформировавшейся на основе многолетнего опыта работы UNIGLOBE с рынком корпоративного туризма.

Наряду с договором франшизы широкое распространение получил контракт на управление (managementcontract). Объединение гостиниц происходит путем заключения контракта на управление между владельцем организации и компанией, главным направлением деятельности которой является профессиональное управление гостиницами на данном сегменте рынка. Компания, вступающая в управление по контракту, не получает никаких прав на имущество организации. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность и во всех случаях получает доход, который зависит от величины прибыли гостиницы.

Управляющие компании в гостиничном бизнесе – специализированная организация, оказывающая профессиональные услуги по управлению гостиницами.

Различают независимую управляющую компанию и компанию, управляющую гостиничной сетью (цепью).

Независимая управляющая компания обычно имеет дело с несхожим гостиничным продуктом, представленным отелями, различного уровня обслуживания и связанных (или не связанных) франчайзинговыми отношениями с другой компанией. В этом случае владелец гостиницы оплачивает услуги, как управляющей компании, так и франчайзинговой – за использование ее торговой марки.

Компания, управляющая гостиничной сетью, в основном, имеет дело только с гостиничной недвижимостью, объединенной единой торговой маркой, как, например, Ritz – Carlton. В таком случае владелец гостиницы выплачивает управляющей компании гонорары за услуги управления, а также за предоставление ряда иных услуг, в том числе за использование торговой маркой.

Есть управляющие компании, которые оказывают профессиональные услуги в области управления гостиницами, заключившими договор франчайзинга с международными гостиничными сетями.

Услуги, оказываемые управляющей компаний в гостиничном бизнесе:

- планирование, проектирование новых гостиничных комплексов, реконструкция существующих предприятий;

- оперативное управление гостиничными комплексами в целом или отдельными направлениями деятельности;

- управление загрузкой номеров гостиничных комплексов;

- контроль бизнес-процессов в гостиничном комплексе;

- разработка финансово-отчётных систем с учетом особенностей гостиничного бизнеса.

Формы взаимодействия управляющей компании и собственника

(инвестора) гостиничного комплекса могут быть различными:

- аренда комплекса;

- управление комплексом за определенную плату (процент от выручки или прибыли);

- оказание консультационных услуг по совершенствованию управления предприятием и т.п.

В случае если гостиница переходит в оперативное управление управляющей компании, собственник бизнеса заключает с ней контракт на управление. Компания, вступающая в управление по контракту, не получает никаких прав на имущество организации. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность и во всех случаях получает доход, который зависит от величины прибыли гостиницы.

Контракты на управление предполагают передачу оперативного контроля над организацией или предприятием или какой-то фазе ее деятельности специалистам другой компании за определенную плату. Такие соглашения могут касаться управления предоставления гостиничных услуг, кадрами, маркетинга или финансового управления.

Оплата услуг управляющей компании в гостиничном бизнесе может иметь разные формы: проценты от объема продаж или прибыли, разовые вознаграждения и т.д.

Форма контракта на управление как коммерческого соглашения появилась и получила распространение вслед за развитием первых гостиничных цепей и соответственно разнообразных форм внешнего управления. С 1960-х годов сначала в США, а затем и в других странах, стали возникать первые компании, управляющие гостиничными объектами от имени собственника. Заключение контракта с управляющей компанией позволяло владельцам, не имевшим соответствующего опыта и знаний, достичь высоких финансовых результатов от эксплуатации принадлежащей им гостиничной недвижимости.

В содержании контрактов на управление включены, как правило, следующие основные моменты:

- наделение управляющей компании правом управления предприятием. При этом собственник лишается прав вмешиваться в процесс управления;

- возложение на собственника всех расходов по различным операциям, а также всех финансовых и оперативных рисков, вытекающих из его права собственности;

- защита или освобождение управляющей компании от ответственности за любые действия, за исключением тех, которые совершены с умыслом или в результате грубой неосторожности;

- срок управления собственностью организаций индустрии туризма. Обычно контракт на управление заключается на 5, 10 или 20 лет;

- управленческое вознаграждение, размер которого определяется исходя из размера валового дохода или чистой прибыли. Обычно это 2–4% от валового дохода или чистой прибыли. Некоторые контракты предусматривают в первый год 2%, во второй – 2,5%, в третий и последующие годы – 3,5%. Усилившаяся конкуренция между фирмами, специализирующими на управлении, привела к уменьшению размера контрактного вознаграждения;

- условия возобновления контракта. Большинство существующих условий предоставляют преимущественное право принятия решения управленческой компании. Если собственник располагает серьезными средствами воздействия на управляющую компанию, он может получить преимущественное право принятия решения о возобновлении контракта;

- условия прекращения контракта.

Существуют как минимум четыре варианта прекращения контракта,

дающие преимущества либо собственнику, либо управляющей компании:

- если одна из сторон не выполняет условия контракта в течение законодательно установленного времени с момента уведомления о выявленных нарушениях, сделанных другой стороной;

- если одна из сторон признается банкротом либо передает имущество кредиторам за долги;

- если одна из сторон становится причиной приостановления или отзыва лицензии на право осуществления организацией соответствующих функций;

- контракт может быть прекращен по обоюдному желанию.