Лекция 8.
Управление
туризмом в Республике Беларусь
1.
Структура управления туризмом
2.
Принципы управления туризмом
3.
Органы управления туризмом
Эффективное
функционирование туризма невозможно без планирования, регулирования, координации
и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает
необходимость разработки и реализации системы управления туризмом. При анализе
системно-структурного аспекта туристской отрасли можно выделить: управляющую
подсистему (органы управления); управляемую подсистему (туристские предприятия);
подсистему туристских продуктов; информационную подсистему; правовую подсистему
[2].
В
управляющую подсистему включают различные органы и организации, осуществляющие
управление отраслью. Примеры управляющей подсистемы в Республике Беларусь -
Совет Министров, Министерство спорта и туризма, Департамент по туризму,
Национальное агентство по туризму, местные администрации.
Объект
воздействия или управляемую подсистему составляют туристские предприятия и
производимые ими продукты – туры. Информационную подсистему образуют сведения,
характеризующие туристические предприятия, а также сведения о деятельности
различных органов других предприятий и организаций. Правовую подсистему образуют
нормы действующего законодательства, регулирующего деятельность всех
подсистем.
Под
структурой
управления туризмом мы понимаем упорядоченную
совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых
отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. Управлять
туристской структурой - значит оптимально распределить цели и задачи между
структурными подразделениями и работниками организации. Составляющими
организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение
и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры
направлено на распределение между отдельными подразделениями организации прав и
ответственности [3].
Каждая
структура управления туризмом имеет достоинства и недостатки. Оптимальной
представляется такая система управления туризмом, в основе которой будут лежать
определенные принципы
управления туризмом - наиболее общие положения и
правила, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность
[1]. Основные принципы структуры управления туризмом представлены на рис.
1.
Методы
управления туризмом призваны определить цели и задачи туристских организаций на
каждом этапе их развития, регулировать и организовывать процесс государственного
управления туризмом, развивать творческий и интеллектуальный потенциал
сотрудников туристских организаций, определять возможности для своевременного
изменения структуры туристкой организации и создавать основу для участия всех
членов коллектива в созидательной работе [1].
Цели
туристкой политики во многом определяют функции государственного управления
туризмом. Эти цели связаны с конкретными экономическими
Рисунок
2.5 – Основные принципы структуры управления туризмом
Данные
принципы необходимы для того, чтобы структура управления туризмом была открыта
для получения информации из всего спектра внешних источников. В ней должны быть
заложены информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней по
отношению к ней ситуации и ее собственного поведения, а при изменении отдельных
связей между уровнями управляющей структуры организационная система должна
продолжать функционировать. Каждая функция или задача управления должна обладать
некоторой независимостью, но компоненты организационной структуры должны
взаимодействовать между собой, сочетаясь согласно требованиям организационной
структуры.
Большое
значение в построении структуры управления туризмом уделяется методам
управления туризмом - совокупности приемов или
операций практического, или теоретического освоения действительности. Данные
методы на практике чаще всего применяются комплексно, образуя достаточно
устойчивые группы. Среди них можно выделить следующие методы: централизованного
планового руководства; установления нормативных показателей; коллегиальной
выработки основополагающих решений; оптимального соответствия организационной
структуры решаемым задачам; волевого воздействия субъекта управления на объект;
правовые; стимулирования и т. д.
Настоящие
цели развития туризма в Беларуси отражены в Национальной программе развития
туризма на 2006-2010 гг. Это формирование и развитие в Республике Беларусь
высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения
потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских
услугах, с другой - значительный вклад в развитие экономики страны; формирование
имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта; формирование
национального турпродукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым
уровнем; комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных
методов государственного регулирования отрасли.
Цели
государственной туристкой политики могут изменяться в зависимости от ситуации,
но основная из них остается неизменной - удовлетворение потребностей туристов
при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала, а также
обеспечение устойчивого развития туризма.
Таким
образом, стремясь достичь поставленных целей, государство исполняет определенные
функции. Под функциями
государственного управления туризмом мы понимаем
объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и
регулирующих воздействий государства на всех участников индустрии
туризма.
Министерство
спорта и туризма организует работу единого национального стенда на ведущих
международных туристических выставках (в Берлине, Москве, Вильнюсе, Варшаве,
Лондоне), а также на национальных выставках Республики Беларусь за рубежом.
Рисунок
2.6 – Основные функции государства в отношении туризма
в Республике
Беларусь
Реализовать
данные функции государство может при помощи определенных рычагов вмешательства в
туристскую сферу. Ими могут быть: разработка законодательной базы,
регламентирующей основные вопросы развития туристской сферы; разработка
антикризисных программ, позволяющих смягчить неблагоприятные последствия
неравномерного развития мировых экономических процессов; создание условий,
благоприятствующих притоку инвестиций в туристскую сферу; выравнивание уровней
экономического развития регионов; регулирование туристских потоков путем
формирования спроса и расширения предложения в области туристских
услуг.
Большое
значение придается подготовке грамотных специалистов для туристской отрасли.
Отличительной чертой данного образования в настоящее время стала специализация
работников туризма, в то время как еще несколько лет назад стояла задача
подготовки специалистов в области туризма в целом. Осуществляется переподготовка
специалистов, уже работающих в туризме, но не имеющих специального образования,
регулярно проводятся тренинги и семинары.
По
способу организации туристкой отрасли Беларусь гораздо ближе к европейским
странам, где преобладает третья модель организации государственной
турадминистрации - туризм на уровне центральных органов исполнительной власти
входит в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. В Западной
Европе чаще всего таковым является министерство с экономическим уклоном, что
косвенно говорит о том, что в развитых странах туризм становится все более
важной отраслью экономики. Безусловно, эта модель Беларуси в настоящее время
также подходит не в чистом виде, поскольку предполагает значительные бюджетные
ассигнования.
Мы
считаем, что можно говорить о белорусской модели управления туризмом, так как в
Беларуси в качестве приоритетной была избрана социально-регулируемая модель
развития туристского рынка при ведущей роли государственного управления [9]. Эта
модель несколько отличается от существующих моделей государственного управления
туризмом, принятых в других странах: она приближается к третьей модели, но
значительное внимание в ней уделяется социальному регулированию
туризма.
В
настоящее время при Министерстве спорта и туризма учрежден Департамент туризма,
что позволит улучшить управляемость отраслью и создать эффективный механизм
формирования конкурентоспособного национального туристского продукта при участии
территориальных органов управления, министерств и ведомств, предприятий
различных форм собственности, а также эффективно использовать материальную базу
и туристические ресурсы [7].
Необходимость государственного регулирования туризма определяется несколькими моментами: комплексным характером отрасли, что требует вмешательства внешнего координатора, тесной взаимосвязью туризма и необходимостью охраны окружающей среды, культурного и природного наследия, повышения престижа страны в глазах международной общественности, решения проблем безопасности, пропагандой национальных туристских ценностей, а также тем, что туризм может являться одним из решающих факторов, определяющих состояние экономики страны.
Единую государственную политику в сфере туризма
определяет Президент Республики Беларусь. В соответствии со ст. 28 Закона
Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и с Конституцией
Республики Беларусь Президент издает декреты, указы и распоряжения, имеющие
обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь –
в соответствии со ст. 90 Конституции Республики Беларусь является
представительным и законодательным органом Республики Беларусь. В составе Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь имеется комиссия,
курирующая законотворчество в сфере туризма, – Комиссия по здравоохранению,
физической культуре, семейной и молодежной политике.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на
основании ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики
Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики
Беларусь – осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь и
руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и
других органов исполнительной власти.
Согласно Закону Республики Беларусь «О туризме» Совет
Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной
политики в сфере туризма, принимает постановления и контролирует их исполнение,
утверждает государственные программы развития туризма. Государственная программа
развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015гг. утверждена Советом
Министров Республики Беларусь (постановление от 24.03.2011 №
373).
Цель Государственной программы – создание благоприятных
условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка,
способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских
и иностранных граждан в туристических услугах.
Задачами Государственной программы
являются:
–
совершенствование системы
подготовки кадров в сфере туризма, создание конкурентоспособных туров и
туристических маршрутов;
–
продвижение национальных
туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических
рынках;
–
развитие объектов
туристической индустрии;ü повышение качества туристических и сопутствующих услуг,
их реализация по конкурентным ценам.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь –
республиканский орган государственного управления – проводит государственную
политику в сфере туризма, координирует деятельность в сфере туризма других
республиканских органов государственного управления.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основании
Положения о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, утвержденного
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 №963 «Вопросы Министерства спорта и туризма
Республики Беларусь».
В систему Министерства спорта и туризма Республики
Беларусь входят центральный аппарат, в том числе Департамент по туризму,
структурные подразделения областных, Минского городского и местных
исполнительных комитетов, обеспечивающие реализацию государственной политики в
сфере туризма.
Департамент по туризму Министерства спорта и туризма
Республики Беларусь (далее – Департамент) осуществляет функции министерства в
области туризма. Деятельность Департамента регулируется Положением о
Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь,
утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.07.2006 №
963.
Задачами Департамента являются:
-
обеспечение
всесторонней государственной поддержки развития туризма;
-
формирование
и реализация государственной политики в области туризма;
-
разработка
концепций развития туризма в республике и методов их
реализации;
-
организация
работы по созданию благоприятных условий и формированию факторов для эффективной
деятельности региональных органов управления сферой туризма, государственных
организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, находящихся в
подчинении Министерства спорта и туризма Республики Беларусь;
-
осуществление эффективного взаимодействия с
общественными организациями в сфере туризма;
-
обеспечение
развития международного сотрудничества в сфере туризма.
Наряду с Министерством спорта и туризма Республики
Беларусь государственное регулирование туристических и связанных с ними
отношений осуществляют: Министерство лесного хозяйства, Министерство природных
ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и
продовольствия, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций,
Министерство экономики, Министерство внутренних дел и другие республиканские
органы государственного управления.
Местные Советы депутатов, исполнительные и
распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного
значения в сфере туризма.
Местные представительные, исполнительные органы
действуют на основании Закона Республики Беларусь «О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь». Местные Советы депутатов утверждают
соответствующие бюджеты на очередной финансовый год, принимают программы
развития регионов, в том числе местные программы развития туризма отдельных
территорий, а также видов туризма на определенных
территориях.
При Совете Министров Республики Беларусь создан
Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму. В соответствии с п.
3 Положения о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при
Совете Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета
Министров Республики Беларусь 01.08.2000 № 1186 (вред. от 16.07.2007 № 906),
основными задачами Совета по туризму являются:
-
организация
взаимодействия между субъектами туристической деятельности и участниками
туристической деятельности, а также государственными органами по вопросам
совершенствования законодательства Республики Беларусь в сфере
туризма;
-
разработка и
осуществление мер, направленных на формирование, продвижение и реализацию
туристических услуг;
-
содействие
развитию связей отечественных и зарубежных общественных объединений по вопросам
туризма;
-
содействие в
организации и проведении мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров,
конкурсов, ярмарок, выставок и др.) по проблемам туризма;
-
анализ
зарубежного опыта государственного регулирования и механизмов саморегулирования
туризма;
-
повышение
эффективности деятельности в сфере туризма, направленной на увеличение
поступлений валютных средств и удовлетворение потребностей населения, сохранение
и рациональное использование культурного и природного
наследия.
Для обеспечения сотрудничества государства и частного
бизнеса, формирования и продвижения имиджа государства Республика Беларусь
приказом Министерства спорта и туризма от 04.03.2011 № 174 создано
государственное учреждение «Национальное агентство по
туризму».
Основными задачами Национального агентства по туризму
являются:
-
пропаганда и продвижение
услуг субъектов туристической индустрии Республики Беларусь на внешнем и
внутреннем туристическом рынке;
-
организация, проведение и
участие в работе международных туристических выставок на территории Республики
Беларусь и за рубежом, а также в национальных выставках Республики Беларусь за
рубежом;
-
обеспечение доступности
информации о туристическом потенциале Республики Беларусь, в том числе
подготовка, издание, тиражирование и распространение соответствующих рекламно-информационных
материалов;
-
расширение международных
связей в сфере туризма;
-
содействие повышению качества
услуг субъектов туристической индустрии Республики
Беларусь;
-
ведение Государственного
кадастра туристических ресурсов Республики
Беларусь;
-
учебно-аналитическое
обеспечение туристической индустрии, проведение исследований в сфере
туризма;
-
повышение квалификации
работников субъектов туристической индустрии;
-
содействие субъектам
туристической индустрии в их деятельности по развитию
туризма;
-
организация, проведение
обучающих и рекламно-информационных мероприятий, презентаций туристических
возможностей Республики Беларусь, конкурсов, других мероприятий в сфере туризма
и участие в них.