Лекция 14.
Франчайзинг в индустрии туризма
1. Сущность и понятия франчайзинга
2. Типология видов франчайзинга
Суть соглашения о франчайзинге состоит в том, что головная фирма заключает договор с организацией о предоставлении ей исключительного права на реализацию услуг под торговой маркой головной компании, т.е. гостиница включается в сбытовую сеть известной гостиничной цепи, что расширяет возможности последней контролировать рынки с минимальными затратами.
Франчайзинг – вид предпринимательской деятельности, основанный на договоре, согласно которому франчайзор передает франчайзи права на пользование его торговой маркой на платной основе (франчайзинговые платежи).
Франчайзи (пользователь, франшизодержатель, франчайзополучатель) – компания, получающая права на использование торговой марки франчайзора.
Франчайзер (франшизодатель, франчайзор, правообладатель) – компания, имеющая известную торговую марку, передающая плата на ее использование франчайзи.
Франшиза – это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Под франшизой также понимается полная бизнес-технология, франчайзинговый пакет.
Франчайзинговые платежи – все отчисления (платежи) франчайзи (пользователя) франчайзеру (правообладателю) в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить на:
-разовые, первоначальные единовременные платежи (в литературе по франчайзингу их называют вступительным взносом), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи (пользователя) и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нематериальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору коммерческой концессии (франшизе);
-периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет соответственно включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ (оказания услуг).
Если франчайзингом не предусмотрено иное, правообладатель обязан:
- обеспечить регистрацию договора;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователь (франчайзи) обязан:
- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
- соблюдать инструкции и указания правообладателя (франчайзера), направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
- оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
- предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
- информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии.
К основным преимуществам организации деятельности турфирмы или гостиницы на основе договора франчайзинга с известной компанией можно отнести следующие:
- экономия средств на продвижении услуг франчийзи, поскольку бренд уже известен и признан на рынке;
- гарантия высокого качества услуг благодаря разработанным франчайзером процедурам и стандартам обслуживания;
- гарантия компентного управления за счет постоянного контроля со стороны франчайзера;
- подключение фирмы к международным система бронирования и включение в директорий франчайзера;
- обучение персонала, общая маркетинговая политика и реклама и т.д.
Выделяют несколько видов франчайзинга (таблица 3.6).
Таблица 3.6 –Типология видов франчайзинга
Вид франчайзинга | Содержание |
1. Товарный франчайзинг | Предоставление права франчайзи реализации товара под торговым знаком франчайзера, производимого, либо маркированного франчайзером. |
2. Производственный франчайзинг. | Получение франчайзи права производить и реализовывать товары под торговым знаком франчайзера |
3. Деловой франчайзинг | Франчайзи создает и развивает бизнес по модели и при участии франчайзера с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства (сфера обслуживания, обучения, общественного питания) |
4. Корпоративный франчайзинг | Франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а их сетью с использованием наемных менеджеров. |
5. Конверсионный франчайзинг | Способ расширения сети, при котором самостоятельное предприятие присоединяется к сети одного из франчайзеров. |
6. Районный франчайзинг | Франчайзи получает право осуществлять свои операции в рамках определенного района в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. |
7. Субфранчайзинг | Получатель генеральной франшизы получает право в качестве франчайзера заключать договоры с новыми франчайзи |
8. Сервисный франчайзинг | Основным товаром является услуга. (По мнению А.В. Рыковой – сочетание франчайзинга товарного и производственного франчайзинга, хотя правильней говорить о товарном франчайзинге, ибо услуга – разновидность товара) |
9. Франчайзинг бизнес-формата | Комплексный вид франчайзинга. |
Если говорить о тенденциях развития франчайзинга в сфере туристских услуг за рубежом в целом, то франчайзинг в сфере туристских услуг получил довольно широкое распространение. По принципу франчайзинга созданы большие американские туристские сети UNIGLOBETravel и WoodsideTravel, европейские TUI(TouristikUnionInternational ), Nekkerman. За 25 лет своего существования компания UNIGLOBE превратилась во всемирно известный бренд, предоставляющий качественные туристские услуги и обслуживание как «напрямую», так и через франчайзи. Кроме того, компания в настоящее время представляет собой эффективную систему дистрибуции для авиакомпаний, отелей, фирм по прокату автомобилей, круизных компаний, туристских и страховых фирм. На сегодняшний день в сеть UNIGLOBEТгavel входят 750 туристических агентств в 50 странах. Ежегодный оборот компании составляет в среднем более 4 млрд долларов США.
В качестве мастер-франчайзера UNIGLOBETravel проводит отбор и назначение региональных субфранчайзи или «владельцев мастерской лицензии» и оказывает всеобъемлющую поддержку в дальнейшем развитии бизнеса в регионе. Главная задача регионального субфранчайзи – это предоставление франшиз новым или уже существующим туристическим агентствам региона и постоянное обеспечение поддержки и системы обслуживания, позволяющих индивидуальным франчайзи конкурировать на самом высоком уровне.
Приобретение мастерской лицензии UNIGLOBETravel дает возможность получения выгоды от использования интернационального бренда и эффективной системы управления, сформировавшейся на основе многолетнего опыта работы UNIGLOBE с рынком корпоративного туризма.
Наряду с договором франшизы широкое распространение получил контракт на управление (managementcontract). Объединение гостиниц происходит путем заключения контракта на управление между владельцем организации и компанией, главным направлением деятельности которой является профессиональное управление гостиницами на данном сегменте рынка. Компания, вступающая в управление по контракту, не получает никаких прав на имущество организации. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность и во всех случаях получает доход, который зависит от величины прибыли гостиницы.
Управляющие компании в гостиничном бизнесе – специализированная организация, оказывающая профессиональные услуги по управлению гостиницами.
Различают независимую управляющую компанию и компанию, управляющую гостиничной сетью (цепью).
Независимая управляющая компания обычно имеет дело с несхожим гостиничным продуктом, представленным отелями, различного уровня обслуживания и связанных (или не связанных) франчайзинговыми отношениями с другой компанией. В этом случае владелец гостиницы оплачивает услуги, как управляющей компании, так и франчайзинговой – за использование ее торговой марки.
Компания, управляющая гостиничной сетью, в основном, имеет дело только с гостиничной недвижимостью, объединенной единой торговой маркой, как, например, Ritz – Carlton. В таком случае владелец гостиницы выплачивает управляющей компании гонорары за услуги управления, а также за предоставление ряда иных услуг, в том числе за использование торговой маркой.
Есть управляющие компании, которые оказывают профессиональные услуги в области управления гостиницами, заключившими договор франчайзинга с международными гостиничными сетями.
Услуги, оказываемые управляющей компаний в гостиничном бизнесе:
- планирование, проектирование новых гостиничных комплексов, реконструкция существующих предприятий;
- оперативное управление гостиничными комплексами в целом или отдельными направлениями деятельности;
- управление загрузкой номеров гостиничных комплексов;
- контроль бизнес-процессов в гостиничном комплексе;
- разработка финансово-отчётных систем с учетом особенностей гостиничного бизнеса.
Формы взаимодействия управляющей компании и собственника
(инвестора) гостиничного комплекса могут быть различными:
- аренда комплекса;
- управление комплексом за определенную плату (процент от выручки или прибыли);
- оказание консультационных услуг по совершенствованию управления предприятием и т.п.
В случае если гостиница переходит в оперативное управление управляющей компании, собственник бизнеса заключает с ней контракт на управление. Компания, вступающая в управление по контракту, не получает никаких прав на имущество организации. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность и во всех случаях получает доход, который зависит от величины прибыли гостиницы.
Контракты на управление предполагают передачу оперативного контроля над организацией или предприятием или какой-то фазе ее деятельности специалистам другой компании за определенную плату. Такие соглашения могут касаться управления предоставления гостиничных услуг, кадрами, маркетинга или финансового управления.
Оплата услуг управляющей компании в гостиничном бизнесе может иметь разные формы: проценты от объема продаж или прибыли, разовые вознаграждения и т.д.
Форма контракта на управление как коммерческого соглашения появилась и получила распространение вслед за развитием первых гостиничных цепей и соответственно разнообразных форм внешнего управления. С 1960-х годов сначала в США, а затем и в других странах, стали возникать первые компании, управляющие гостиничными объектами от имени собственника. Заключение контракта с управляющей компанией позволяло владельцам, не имевшим соответствующего опыта и знаний, достичь высоких финансовых результатов от эксплуатации принадлежащей им гостиничной недвижимости.
В содержании контрактов на управление включены, как правило, следующие основные моменты:
- наделение управляющей компании правом управления предприятием. При этом собственник лишается прав вмешиваться в процесс управления;
- возложение на собственника всех расходов по различным операциям, а также всех финансовых и оперативных рисков, вытекающих из его права собственности;
- защита или освобождение управляющей компании от ответственности за любые действия, за исключением тех, которые совершены с умыслом или в результате грубой неосторожности;
- срок управления собственностью организаций индустрии туризма. Обычно контракт на управление заключается на 5, 10 или 20 лет;
- управленческое вознаграждение, размер которого определяется исходя из размера валового дохода или чистой прибыли. Обычно это 2–4% от валового дохода или чистой прибыли. Некоторые контракты предусматривают в первый год 2%, во второй – 2,5%, в третий и последующие годы – 3,5%. Усилившаяся конкуренция между фирмами, специализирующими на управлении, привела к уменьшению размера контрактного вознаграждения;
- условия возобновления контракта. Большинство существующих условий предоставляют преимущественное право принятия решения управленческой компании. Если собственник располагает серьезными средствами воздействия на управляющую компанию, он может получить преимущественное право принятия решения о возобновлении контракта;
- условия прекращения контракта.
Существуют как минимум четыре варианта прекращения контракта,
дающие преимущества либо собственнику, либо управляющей компании:
- если одна из сторон не выполняет условия контракта в течение законодательно установленного времени с момента уведомления о выявленных нарушениях, сделанных другой стороной;
- если одна из сторон признается банкротом либо передает имущество кредиторам за долги;
- если одна из сторон становится причиной приостановления или отзыва лицензии на право осуществления организацией соответствующих функций;
- контракт может быть прекращен по обоюдному желанию.