Лекция 4-5.
Индустрия
туризма как отрасль национальной экономики
1.
Экономическое значение туризма
2.
Факторы, влияющие на развитие туризма
3.
Глобализация туристического рынка
Исходя
из утверждения, что туризм – это отношения воспроизводства по поводу
использования свободного времени людей, ясно, что именно туризм становится
средством и возможностью потребления в целях своего развития всех накопленных
человеком культурно-исторических ценностей и рекреационных ресурсов. В этом,
по-видимому, одна из основных причин вливания в последние десятилетия в туризм
гигантских финансовых ресурсов под контролем ведущих мировых транснациональных
компаний в области гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта, развлечений
и т.д.
Отсюда
следует вывод, указывающий на то, что под воздействием структурных изменений в
мировой экономике, нарастания мировых туристских потоков туризм трансформируется
в одну из лидирующих отраслей экономики в мире. Можно с полным основанием
утверждать, что отнесение сферы туризма к обособленной отрасли народного
хозяйства представляет не только научный или теоретический интерес, это важный
вопрос экономической политики и хозяйственной практики, поскольку развитие
отрасли – это налоги, занятость, рабочие места, инфраструктурные инвестиции и
т.п.
Туризм,
будучи экспортоориентированной сферой, привлекателен для инвестиций именно тем,
что проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях
неустойчивой ситуации на мировых рынках. При всемирной тенденции к усилению мер
по охране окружающей среды особенно ценно, что в отличие от многих других
отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, а наоборот
лишь способствует появлению новых туристских дестинаций, что развивает
инфраструктуру регионов в целом. Эти факторы вписываются во всемирную концепцию
устойчивого развития туризма, включающую качественно новое развитие туризма,
непосредственно связанное с защитой окружающей среды на комплексной
взаимозависимой основе. К тому же повышенное внимание к сохранению и умножению
природных богатств создает условия для появления новых туристских продуктов как
на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и
массового туризма.
На
значимом в истории туризма Уругвайском раунде стран, подписавших Генеральное
соглашение по торговле и тарифам, было разработано определение туризма как
совокупности, системы, структуры, отрасли, которая включает в себя следующие
признаки или виды деятельности и услуги:
-
деятельность туристских организаций – туроператоров и
турагентов;
-
большинство услуг пассажирского транспорта, включая аренду автомобилей и
использование транспорта для экскурсий;
-
средства размещения и питания;
-
рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные
услуги;
-
дополнительные и вспомогательные услуги, такие как, услуги гидов, организация
конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги – кредитные
карточки, туристские чеки и вспомогательные службы, медицинское обслуживание,
торговля товарами туристского назначения и для использования туристами
(беспошлинная торговля, магазины в туристских
центрах).
Выделение
туристской сферы деятельности в отдельную отрасль экономики обосновывается
наличием:
-
достаточно представительной совокупности самостоятельных в экономическом
отношении организаций, располагающих специализированной материально-технической
базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и
товаров;
-
устойчивых и специфических экономических связей этой совокупности с другими
отраслями национальной экономики;
-
определенного органа хозяйственного управления или иного органа, объединяющего
тем или иным образом предприятия или организации по их отраслевой принадлежности
или координирующего их хозяйственную деятельность, как, например, ассоциация,
союз, соглашение о тарифах и т.п.
Экономическое
значение туризма выражается в том, что он является одной из высокодоходных и
динамичных народнохозяйственных отраслей, источником валютных поступлений в
казну государства, создает новые рабочие места, т.е. способствует росту доходов
населения, выступает инициатором совершенствования туристской инфраструктуры
региона, вносит свой вклад в охрану окружающей среды. Помимо этого, туризм
активизирует крупный бизнес, поскольку при умелом управлении характеризуется
быстрой окупаемостью инвестиций, и предоставляет широкие возможности для
развития малого и среднего бизнеса.
Для
современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных
отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов.
По-видимому, и к туризму следует подходить как к крупному самостоятельному
межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера
туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной
плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и
организации разной отраслевой принадлежности.
Международный
туризм расценивается как одно из важных направлений международного
сотрудничества и служит укреплению межгосударственных связей на основе развития
туристских отношений между народами разных стран, но кроме этого он играет роль
стимулятора внутренней и мировой торговли и является значимым источником
финансовых поступлений в бюджет страны.
Выделяют
несколько функций туризма – экономическую, рекреационную и гуманитарную, в
процессе осуществления которых и происходит воздействие туризма на экономику
страны, причем это воздействие проявляется в двух видах – прямом и косвенном.
Прямое влияние туризма на экономику страны – это количественный показатель,
характеризующий объем туристских расходов на покупку услуг и товаров в ходе
поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для
полного обеспечения потребностей туристов. Упрощенно этот процесс выглядит
следующим образом: туристы выступают в роли покупателей, предъявляющих спрос на
туристские продукты. Спрос на путешествия турист реализует, оплачивая туристские
работы, услуги и товары и таким образом приносит доход индустрии туризма.
Косвенное влияние туризма проявляется как вклад туристской отрасли в другие
отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране. В данном
случае очевиден так называемый мультипликативный эффект туризма, т.е.
способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития многих
удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых
туристами.
Исторически
сложилось так, что с середины ХХ в. понятие «туризм» оказалось неразрывно
связанным не только с понятием «рынок», но и с понятием «индустрия». Если
первоначально индустрия (лат. industrial– деятельность, усердие) трактовалась
исключительно как сфера деятельности, сектор экономики, включающий в себя
промышленное производство и сбыт товаров какого-то рода, то по мере причисления
к категории товара услуг, а значит и сопряженных с услугами секторов
производства, понятие индустрии расширилось и в настоящее время соотносится с
самыми различными сферам деятельности, в том числе и с туризмом, поскольку
туризм имеет индустриальную форму и представляет собой собирательную отрасль или
межвидовую деятельность, уровень развития которой определяет состояние целого
ряда отраслей.
Туристская
сфера является сегодня частью народнохозяйственного комплекса, одной из
составляющих экономической системы, привлекая к себе возрастающие объемы
материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Межотраслевые связи туризма
настолько тесно переплетены, что очень сложно оценить вклад той или иной
подотрасли в туризм.
Весь
комплекс факторов, влияющих на развитие туристской отрасли можно разбить на две
группы:
1)
факторы, действующие вне зависимости от деятельности организаций индустрии
туризма (политические, экономические, социально-демографические,
культурные);
2)
факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые турорганизациями
в своей деятельности. Например, дальнейшая сегментация туристского рынка ведет к
появлению нового турпродукта, учитывающего интересы группы потребителей, которая
ранее не была вовлечена в туризм, а, следовательно, и к расширению туристского
пространства. Строительство новых объектов туризма с высоким техническим
уровнем, повышение квалификации персонала, развитие
профессионально-квалификационной структуры, а также техническое
совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов
научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ повышения
культуры и качества обслуживания, рациональное использование имеющихся
материальных ресурсов, объектов и маршрутов (сокращение несезонного периода,
введение скидок и льгот, повышение комфортности и т.д.) способствуют созданию
современных, перспективных интересных туристских продуктов, с помощью которых
туристские организации смогут завоевать новых потребителей и удерживать уже
имеющихся.
Для
оценки уровня развития туристской отрасли и ее места в национальной экономике
обычно рассматривают следующие основные индикаторы развития
туризма:
-
объем международных туристских потоков;
-
объем туристских перевозок (по видам пассажирского
транспорта);
-
деятельность туристских фирм и заработную плату в сфере
туризма;
-
количество и статус гостиничных предприятий и специализированных средства
размещения;
-
количество предприятий общественного питания, непосредственно связанных с
туристским бизнесом;
-
производство товаров для туризма;
-
платные услуги в сфере туризма;
-
цены на туристские услуги;
-
финансы и инвестиции в сфере туризма.
Специфика
туристской индустрии заключается в том, что она представляет собой сложную
систему с разнообразными экономическими связями, объединяет большое число
отраслей, функции которых заключаются в удовлетворении растущего спроса на
различные виды туризма и отдыха.
Таким
образом, можно сказать, что на сегодняшний день индустрия туризма включает
совокупность результатов деятельности организаций, занимающихся туристским
бизнесом (туроператоры и турагентства), гостиниц и иных средств размещения,
средств транспорта (авиационного, железнодорожного, автомобильного, круизных
судов), объектов культурно-познавательного, оздоровительного, спортивного,
делового и иного назначения, а также организаций, предоставляющих целевые услуги
(питание туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и
другие).
Развитие
инфраструктурной составляющей индустрии туризма, а именно строительство дорог,
гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий
требует больших инвестиций, которые могут финансироваться из разных источников.
В развитии индустрии туризма принимают участие государственные структуры,
частные физические и юридические лица (отечественные и зарубежные),
международные организации и т.д.
Рост
объемов производства услуг в индустрии туризма способствует развитию других
отраслей национальной экономики. В них разворачивается инвестиционная
деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и,
следовательно, увеличивается поступление валюты и налогов. Собранные таким
образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование
инфраструктуры индустрии туризма, а также на развитие системы подготовки
персонала для сферы туристских услуг.
Глобализация,
информатизация, развитие транспортных средств в мире за последние десятилетия
придали туризму стремительную динамику развития: невзирая на все природные и
социальные коллизии, которые неизбежно затрагивают туристские мировые потоки,
объемы их продолжают неуклонно нарастать. Значительный рост масштабов туризма в
современном мире объясняется следующими причинами:
-
существованием прямой зависимости роста туризма с ростом доходов и уровнем жизни
населения. Как правило, чем более благополучная страна, чем стабильнее ее
социально-экономическое положение в мире, тем выше доля населения, которая
вливается в мировые туристские потоки, генерируя их
рост;
-
туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового
хозяйства, он составляет значительную часть мирового валового национального
продукта, привлекает в среднем около 7% мировых инвестиций, создает большое
количество новых рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во
многих странах;
-
развитие туристского сектора оказывает прямой экономический эффект на все
ключевые секторы экономики, все стороны жизни общества. Туризм является одним из
эффективных средств структурной перестройки экономики и смены приоритетов
общественного развития;
-
туризм направлен главным образом на решение определенных социальных
задач;
-
предоставление, прежде всего, нематериальных благ потребителю в виде
услуг;
-
формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения;
расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных
отношений;
-
обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья
потребителей;
-
согласование интересов отдельных групп населения с долговременными интересами
общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной,
культурной среды;
-
наличие исключительной устойчивости туризма к воздействию неблагоприятных
экономических факторов на протяжении своего исторического
развития.
Безусловно,
финансово-экономические кризисы в мировом масштабе снижают туристскую
активность, но туризм для городского населения планеты (так называемого
«среднего класса»), составляющего основную массу туристов, давно из осознанной
потребности в отдыхе превратился в жизненную необходимость. Современному
человеку, ведущему интенсивную деловую жизнь, требуется релаксация, которую в
полной мере способен обеспечить туризм. Именно этот факт является одной из
основных причин «непотопляемости» туризма, а, следовательно, и сохранения
отрасли как одной из составляющей национальной
экономики.
Туризм
как экспортная категория занимает пятое место в мире после экспорта топлива,
химикатов, продуктов питания и автомобильной промышленности, и в то же время –
первое место во многих развивающихся странах.
К
обслуживанию огромного количества путешествующих привлекается большая армия
специалистов, работающих в различных областях, что и составляет суть
инфраструктуры индустрии туризма. Это один из наиболее позитивных факторов,
дающих положительный эффект обществу от туризма. Во многих странах мира именно
за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень
жизни населения, формируются условия для дальнейшего улучшения платежного
баланса страны (таблица 1).
Таблица
1. – Занятость в системе туризма
Страна |
Тыс.
человек |
%
от общей занятости |
Германия |
952,2 |
2,7 |
Канада |
825,5 |
6,2 |
Мексика |
738,2 |
3,2 |
Испания |
708,8 |
6,0 |
Великобритания |
616,4 |
2,4 |
Франция |
428,7 |
2,0 |
Австралия |
347,4 |
4,5 |
Португалия |
197,1 |
4,4 |
Нидерланды |
168,0 |
2,6 |
Финляндия |
58,0 |
2,9 |
Являясь
сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны
многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как
по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. К основным
факторам, определяющим будущее индустрии туризма, следует отнести внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные), т.е. отраслевые факторы, в числе которых
наиболее проявляет себя рост конкуренции на рынке туристского спроса, появление
все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения
туристов на фоне достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма,
предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного
отдыха). Отсюда и бурный рост конкуренции на рынке туристских услуг, борьба за
рынки сбыта национального туристского продукта, однако конкурентные преимущества
организации зависят от возможности использования целого ряда факторов: доступа к
дешевым ресурсам; национального стимулирования инвестиций; преодоления торговых
и иных барьеров, умелой маркетинговой стратегии продвижения туристского
продукта, включая и имиджевую составляющую страны. Поскольку в современных
условиях туристская индустрия становится все более интернациональной (почти в
каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты), то и достижение
конкурентных преимуществ возможно при наличии глобальных объединений, идея
формирования которых начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х гг.
ХХ в. Исследования, проведенные университетами и фирмами по управленческому
консультированию США, характеризовали глобальное объединение как верное средство
завоевания главных иностранных рынков и повышения конкурентоспособности
транснациональных компаний Америки, которые, воплощая теорию в практику,
продемонстрировали в этом направлении значительные достижения и денежные
вливания в национальную экономику.
Термин
«глобальный» означает, что фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором
стираются национальные границы и национальные различия между потребителями.
Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за
счет стандартизации товаров, использовать преимущества мирового маркетинга.
Глобальный рынок – это межнациональный рынок, спрос на котором можно
удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос
инструментами продаж и маркетинга. Основная идея глобализации заключается в
определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не
зависящих от особенностей отдельных стран. Для процесса глобализации бизнеса
характерно:
-
исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание
потребностей и запросов потребителей;
-
экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции
или услуг;
-
использование преимуществ мирового маркетинга.
Глобальные
объединения образуются путем слияний, приобретений и поглощений организаций. Во
многих европейских странах (Великобритания, Германия, Франция, Испания)
происходит глобальный дележ рынка путем приобретения компаний. Для индустрии
туризма, как и для других отраслей, характерен выход процесса концентрации
предприятий за пределы национальных границ путем создания транснациональных
корпораций.
Экспансия
глобальных компаний на национальные туристские рынки и расширение процесса
концентрации туристских учреждений за пределы национальных границ путем создания
транснациональных туристских корпораций стала очевидным фактом, реагировать на
который местные туристские учреждения могут по-разному. Можно прекратить
туристскую деятельность и не конкурировать в тех сферах, где нет возможности
поступательного развития, другой путь связан с поиском наиболее эффективных
организационных форм сотрудничества с известными на мировом туристском рынке
туристскими учреждениями путем объединения, слияний, приобретений и поглощений
туристских организаций.
Таким
образом, процессы глобализации приводят к тому, что туристские учреждения в
рамках эффективного развития мирового туризма с целью повышения эффективности
туристской деятельности наряду с использованием имеющихся факторов производства
туристских продуктов или услуг уделяют особое
внимание:
-
формированию известной торговой марки туристского учреждения, поддержанию его
имиджа, завоеванию признания у потребителей туристских услуг путем повышения
перечня и качества услуг;
-
обеспечению прочных позиций туристского учреждения в ценовой конкуренции в
глобальном масштабе;
-
активизации деятельности в деле продвижения туристской продукции на рынок и
постоянному совершенствованию туристской продукции;
-
использованию современных достижений в стратегическом, финансовом, инновационном
менеджменте, маркетинге, PR-технологиях и т.д.
К
основным направлениям, которые будут способствовать росту доходности в
туристской отрасли, можно отнести:
-
увеличение количества повторных посещений (80% туристов повторно и неоднократно
возвращаются в Париж, 77% процентов туристов, посетивших Великобританию,
приезжают туда снова);
-
более равномерное распределение туристских потоков, нивелирование сезонности,
вызванное тенденцией к «дробности» отпусков;
-
появление инновационных туристских продуктов (фермерский туризм, различные
направления экологического туризма);
-
активизацию онлайн-туризма на фоне растущего объема специализированной
туристской информации в сети Интернет и умения туристов пользоваться
современными информационными технологиями.
С
целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская
общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие
перед странами в ближайшее десятилетие:
-
повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств
стран, делающих ставку на развитие туризма;
-
обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой
информацией;
-
повышение роли государственной политики в сфере
туризма;
-
усиление роли государственно-частных партнерств;
-
необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в
продвижение туристского продукта и развитие туристской
инфраструктуры.
Исходя
из общих задач, стоящих перед участниками мирового туристского рынка, основными
факторами, которые будут определять рост туристической активности в ближайшее
десятилетие, станут:
-
расширение мирового туристического ареала;
-
процессы мировой глобализации и интеграции, которые создают объективные
предпосылки роста делового и образовательного туризма, вовлекает в свою орбиту
все новые слои населения;
-
глобальная информатизация общества, которая облегчает и ускоряет удовлетворение
разнообразных туристических потребностей в кратчайшее
время;
-
рост доходов населения промышленно развитых стран в сочетании с расширением
индустрии, в том числе туристской;
-
упрощение визового режима и сопутствующих
формальностей;
-
совершенствование всех видов транспорта и удешевление стоимости
поездок;
-
обогащение видов и форм туризма, в том числе экологического, автомобильного,
экстремального и др.;
-
акцент на пробуждении интереса туристов к познанию культуры малознакомой страны
и все более разнообразных видов социального общения для утоления «сенсорного
голода» современного человека.