Введение
Туристическая
индустрия охватывает предприятия различных отраслей, основными из которых
являются объекты размещения и питания, туристические предприятия,
санаторно-курортные, оздоровительные, развлекательные и другие учреждения,
используемые для удовлетворения потребностей туристов. Многочисленность объектов
туристической индустрии, сложность взаимосвязей между ними, возросшие требования
потребителей к качеству обслуживания требуют подготовки высоко квалифицированных
специалистов - руководителей, умеющих прогнозировать и адекватно оценивать
ситуацию на рынке туристических услуг, координировать работу сотрудников и
подразделений предприятия, способных вести научные исследования и выдерживать
жесткую конкурентную борьбу с представителями зарубежных стран. Дисциплина
«Менеджмент в туризме и гостеприимстве» является составной частью комплекса
специальных дисциплин, формирующих профессионально подготовленных специалистов в
сфере туризма и гостеприимства.
Электронный
учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в туризме и
гостеприимстве» предназначен для реализации содержания
образовательных программ высшего образования в рамках цикла специальных
дисциплин. Ее отличительными особенностями являются: содержание учебной
дисциплины, ориентированное на использование интегративных системообразующих
связей в образовательном процессе; значительное усиление роли самостоятельной
работы студентов; использование инновационных педагогических
технологий.
Содержание
электронного
учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент в туризме и
гостеприимстве» охватывает основные аспекты менеджмента в туризме и
гостеприимстве, классифицирует и раскрывает инфраструктуру туризма и
гостеприимства. При изучении учебной дисциплины «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» у студентов формируется общее
представление о системе современных управленческих технологий на предприятиях
размещения, питания, транспорта, спорта и развлечений. Студенты получают объем
знаний о культуре и технологическом процессе обслуживания потребителей на всех
объектах, входящих в индустрию туризма и гостеприимства.
Для
изучения учебной дисциплины «Менеджмент в туризме и
гостеприимстве» необходимы знания по следующим учебным дисциплинам
типового учебного плана: «Организация деятельности туристических предприятий»,
«Экскурсоведение», «Основы менеджмента», «Экономика туризма и гостеприимства».
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели
ЭУМК
по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»: формирований
знаний и концепций в сфере организации эффективного управления предприятиями
индустрии туризма и гостеприимства, повышение образовательного и культурного
уровня студентов для применения полученных знаний в сфере туризма и
гостеприимства.
Задачи ЭУМК по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»:
– обеспечить усвоение основных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих сферу туризма и гостеприимства;
– освоить международную документацию, регулирующую индустрию туризма и гостеприимства;
– ознакомить с комплексом теоретических положений, обуславливающих эффективность работы предприятий сферы туризма и гостеприимства;
– обеспечить получение практических навыков применения технологий обслуживания потребителей на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства;
– сформировать
у молодежи стремление к высокому уровню образованности, развитию
интеллектуальных и творческих способностей.
ТРЕБОВАНИЯ
К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В
результате изучения учебной дисциплины «Менеджмент
в туризме и гостеприимстве»
формируются следующие
компетенции:
академические:
1) уметь
применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и
практических задач;
2) владеть
системным и сравнительным анализом;
3) владеть
исследовательскими навыками;
4) уметь
работать самостоятельно;
5) быть
способным порождать новые идеи (обладать креативностью);
6) владеть
междисциплинарным подходом при решении проблем;
7) иметь
навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением
информацией и работой с компьютером;
8) обладать
навыками устной и письменной коммуникации;
9) уметь
учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
1)
обладать
качествами гражданственности;
2)
быть
способным к социальному взаимодействию;
3) обладать
способностью к межличностным коммуникациям;
4)
владеть
навыками здоровьесбережения;
5)
быть
способным к критике и самокритике;
6)
уметь
работать в команде;
7) совершенствовать
и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться
нравственного и физического совершенствования своей
личности;
8) пользоваться
одним из государственных языков Республики Беларусь, владеть иностранным языком
как средством делового общения;
9) формировать
и аргументировать собственные суждения и профессиональную
позицию;
10)
использовать
в практической деятельности основы законодательства и правовых
норм;
11)
уважительно
и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно
воспринимать социальные и культурные различия;
12)
обладать
чувством ответственности;
профессиональные:
1) организовывать
работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей,
планировать фонды оплаты труда;
2) взаимодействовать
со специалистами смежных профилей;
3) вести
переговоры с другими заинтересованными участниками.
4)
готовить
доклады, материалы к презентациям;
5) пользоваться
глобальными информационными ресурсами;
6)
владеть
современными средствами телекоммуникаций;
7) разрабатывать
инновационные технологии формирования и продвижения туров и пакетов
туристических услуг;
8) организовывать
проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристические
услуги;
9)
анализировать
и оценивать собранные данные.
В
результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
– особенности
управления предприятиями туризма и гостеприимства;
– принципы
рациональной организации труда менеджеров гостиниц и
ресторанов;
–
принципы
управления качеством предоставления услуг в туризме;
– основные
понятия и категории стратегического менеджмента;
–
основы
стратегического планирования и особенности реализации стратегий в организациях
сферы туризма и гостеприимства;
уметь:
– разрабатывать
миссию, стратегические цели организации, осуществлять стратегический анализ в
туризме;
– обеспечивать
менеджмент и контроль качества в системе предприятий туризма и
гостеприимства;
–
организовывать
обслуживание клиентов в гостинично-ресторанном комплексе;
–
предотвращать
возможность возникновения и развития конфликтных ситуаций;
владеть:
–
методами
управления предприятиями сферы туризма и гостеприимства;
–
основными
методами обслуживания в сфере туризма и
гостеприимства.
Электронный
учебно-методический комплекс содержит курс лекций, задания к практическим
занятиям, тесты для проверки знаний, примерный перечень вопросов для итогового
контроля, перечень рекомендованной литературы.
Электронный
учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в туризме и
гостеприимстве» разработан в соответствии с Образовательным стандартом
Республики Беларусь первой ступени высшего образования по специальности 1-89 01
01 «Туризм и гостеприимство» и типовой программой.
Изучение
учебной дисциплины рассчитано:
для
студентов 3 курса дневной формы
получения образования (4
года обучения) на общее количество часов – 150, из них 68 – аудиторные
часы. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции –36 часов,
практические занятия –
32 часа. На УСРС отведено 18 часов.
Курс
семестр |
Общее
количество часов |
Количество
аудиторных часов |
| ||
Всего |
Лекции |
Практические |
Количество
часов УСР: лекции
/практические | ||
5
семестр |
150 |
68 |
28 |
22 |
8/10 |
Итого
по дисциплине |
150 |
68 |
28 |
22 |
8/10 |
Форма
текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (5
семестр).
для
студентов 2 курса дневной формы
получения образования (3
года обучения) на общее количество часов – 150, из них 24 – аудиторные
часы. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 8 часов,
практические занятия –
16 часов.
Курс
семестр |
Общее
количество часов |
Количество
аудиторных часов |
| ||
Всего |
Лекции |
Практические |
Количество
часов УСР: лекции
/практические | ||
4
семестр |
150 |
24 |
8 |
16 |
|
Итого
по дисциплине |
150 |
24 |
8 |
16 |
|
Форма
текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (4
семестр).
для
студентов 2 и 3 курса заочной формы
получения образования (3,5
года обучения) на общее количество часов – 150, из них 6 – аудиторные часы.
Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 4 часа, практические
занятия –
2 часа.
Курс
семестр |
Общее
количество часов |
Количество
аудиторных часов |
| ||
Всего |
Лекции |
Практические |
Количество
часов УСР: лекции
/практические | ||
4
семестр |
|
2 |
2 |
- |
|
5
семестр |
150 |
4 |
2 |
2 |
|
Итого
по дисциплине |
150 |
6 |
4 |
2 |
|
Форма
текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (5
семестр).
для
студентов 3 и 4 курса заочной формы
получения образования (5
лет обучения) на общее количество часов – 150, из них 18 – аудиторные часы.
Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 8 часов, практические
занятия –
10 часов.
Курс
семестр |
Общее
количество часов |
Количество
аудиторных часов |
| ||
Всего |
Лекции |
Практические |
Количество
часов УСР: лекции
/практические | ||
6
семестр |
|
8 |
8 |
- |
- |
7
семестр |
150 |
10 |
- |
10 |
- |
Итого
по дисциплине |
150 |
18 |
- |
10 |
- |
Форма
текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (7
семестр).