Введение

Туристическая индустрия охватывает предприятия различных отраслей, основными из которых являются объекты размещения и питания, туристические предприятия, санаторно-курортные, оздоровительные, развлекательные и другие учреждения, используемые для удовлетворения потребностей туристов. Многочисленность объектов туристической индустрии, сложность взаимосвязей между ними, возросшие требования потребителей к качеству обслуживания требуют подготовки высоко квалифицированных специалистов - руководителей, умеющих прогнозировать и адекватно оценивать ситуацию на рынке туристических услуг, координировать работу сотрудников и подразделений предприятия, способных вести научные исследования и выдерживать жесткую конкурентную борьбу с представителями зарубежных стран. Дисциплина «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» является составной частью комплекса специальных дисциплин, формирующих профессионально подготовленных специалистов в сфере туризма и гостеприимства.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»  предназначен для реализации содержания образовательных программ высшего образования в рамках цикла специальных дисциплин. Ее отличительными особенностями являются: содержание учебной дисциплины, ориентированное на использование интегративных системообразующих связей в образовательном процессе; значительное усиление роли самостоятельной работы студентов; использование инновационных педагогических технологий.

Содержание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»  охватывает основные аспекты менеджмента в туризме и гостеприимстве, классифицирует и раскрывает инфраструктуру туризма и гостеприимства. При изучении учебной дисциплины «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» у студентов формируется общее представление о системе современных управленческих технологий на предприятиях размещения, питания, транспорта, спорта и развлечений. Студенты получают объем знаний о культуре и технологическом процессе обслуживания потребителей на всех объектах, входящих в индустрию туризма и гостеприимства.

Для изучения учебной дисциплины «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» необходимы знания по следующим учебным дисциплинам типового учебного плана: «Организация деятельности туристических предприятий», «Экскурсоведение», «Основы менеджмента», «Экономика туризма и гостеприимства».

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели ЭУМК по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»: формирований знаний и концепций в сфере организации эффективного управления предприятиями индустрии туризма и гостеприимства, повышение образовательного и культурного уровня студентов для применения полученных знаний в сфере туризма и гостеприимства.

Задачи ЭУМК по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве»:

– обеспечить усвоение основных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих сферу туризма и гостеприимства;

– освоить международную документацию, регулирующую индустрию туризма и гостеприимства;

– ознакомить с комплексом теоретических положений, обуславливающих эффективность работы предприятий сферы туризма и гостеприимства;

– обеспечить получение практических навыков применения технологий обслуживания потребителей на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства;

– сформировать у молодежи стремление к высокому уровню образованности, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения учебной дисциплины «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» формируются следующие компетенции:

академические:

1) уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

2) владеть системным и сравнительным анализом;

3) владеть исследовательскими навыками;

4) уметь работать самостоятельно;

5) быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью);

6) владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

7) иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

8) обладать навыками устной и письменной коммуникации;

9) уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

социально-личностные:

1)    обладать качествами гражданственности;

2)    быть способным к социальному взаимодействию;

3)   обладать способностью к межличностным коммуникациям;

4)    владеть навыками здоровьесбережения;

5)    быть способным к критике и самокритике;

6)    уметь работать в команде;

7)    совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

8)    пользоваться одним из государственных языков Республики Беларусь, владеть иностранным языком как средством делового общения;

9)    формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию;

10)  использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм;

11)  уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

12)  обладать чувством ответственности;

профессиональные:

1)      организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;

2)      взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

3)      вести переговоры с другими заинтересованными участниками.

4)       готовить доклады, материалы к презентациям;

5)      пользоваться глобальными информационными ресурсами;

6)       владеть современными средствами телекоммуникаций;

7)      разрабатывать инновационные технологии формирования и продвижения туров и пакетов туристических услуг;

8)      организовывать проведение маркетинговых исследований спроса и предложения на туристические услуги;

9)    анализировать и оценивать собранные данные.

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен 

знать:

   особенности управления предприятиями туризма и гостеприимства;

    принципы рациональной организации труда менеджеров гостиниц и ресторанов;

     принципы управления качеством предоставления услуг в туризме;

    основные понятия и категории стратегического менеджмента;

     основы стратегического планирования и особенности реализации стратегий в организациях сферы туризма и гостеприимства;

уметь:

    разрабатывать миссию, стратегические цели организации, осуществлять стратегический анализ в туризме;

    обеспечивать менеджмент и контроль качества в системе предприятий туризма и гостеприимства;

     организовывать обслуживание клиентов в гостинично-ресторанном комплексе;

     предотвращать возможность возникновения и развития конфликтных ситуаций;

владеть:

     методами управления предприятиями сферы туризма и гостеприимства;

     основными методами обслуживания в сфере туризма и гостеприимства.

 

Электронный учебно-методический комплекс содержит курс лекций, задания к практическим занятиям, тесты для проверки знаний, примерный перечень вопросов для итогового контроля, перечень рекомендованной литературы.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в туризме и гостеприимстве» разработан в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь первой ступени высшего образования по специальности 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» и типовой программой.

 

Изучение учебной дисциплины рассчитано:

для студентов 3 курса дневной формы получения образования (4 года обучения) на общее количество часов – 150, из них 68 – аудиторные часы. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции –36 часов, практические занятия – 32 часа. На УСРС отведено 18 часов.

Курс семестр

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

 

Всего

Лекции

Практические

Количество часов УСР:

лекции /практические

5 семестр

150

68

28

22

8/10

Итого по дисциплине

150

68

28

22

8/10

Форма текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (5 семестр).

для студентов 2 курса дневной формы получения образования (3 года обучения) на общее количество часов – 150, из них 24 – аудиторные часы. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 8 часов, практические занятия – 16 часов.

Курс семестр

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

 

Всего

Лекции

Практические

Количество часов УСР:

лекции /практические

4 семестр

150

24

8

16

 

Итого по дисциплине

150

24

8

16

 

Форма текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (4 семестр).

для студентов 2 и 3 курса заочной формы получения образования (3,5 года обучения) на общее количество часов – 150, из них 6 – аудиторные часы. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 4 часа, практические занятия – 2 часа.

Курс семестр

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

 

Всего

Лекции

Практические

Количество часов УСР:

лекции /практические

4 семестр

 

2

2

-

 

5 семестр

150

4

2

2

 

Итого по дисциплине

150

6

4

2

 

Форма текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (5 семестр).

для студентов 3 и 4 курса заочной формы получения образования (5 лет обучения) на общее количество часов – 150, из них 18 – аудиторные часы. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 8 часов, практические занятия – 10 часов.

Курс семестр

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

 

Всего

Лекции

Практические

Количество часов УСР:

лекции /практические

6 семестр

 

8

8

-

-

7 семестр

150

10

-

10

-

Итого по дисциплине

150

18

-

10

-

Форма текущей аттестации студентов по учебной дисциплине – экзамен (7 семестр).