Программа курса

Раздел 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Тема 1. Сущность менеджмента

 

Тема 2. Компетенции менеджеров

 

Раздел 2. МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

 

Тема 3. Индустрия туризма как отрасль национальной экономики

Структура индустрии туризма и гостеприимства. Взаимосвязь между гостеприимством и туризмом. Классификация инфраструктуры индустрии гостеприимства. Сектор средств размещения: индивидуальные и коллективные. Взаимосвязь гостиничных услуг и целей путешествия. Сектор питания: типология предприятий питания, их вместимость,  контингент обслуживаемых гостей. Сектор транспорта: основные достоинства и недостатки транспортных средств. Сектор развлечений, спорта и досуга. Сектор торгового обслуживания.

 

Тема 4. Туристическая система

Понятия: «менеджмент гостеприимства», «гостеприимство», «услуга». Роль и место гостеприимства в сфере услуг. Эволюция предприятий индустрии гостеприимства: древний период, средневековье, новое время, современный этап развития.

Внешние и личностно-мотивационные факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии туризма и гостеприимства. Экология и окружающая среда; стабильность экономического развития, уровень деловой активности, эффективность государственной системы управления; поведенческие, социально-демографические факторы воздействия. Перспективы роста и торможение индустрии туризма и гостеприимства в Республике Беларусь и в мире.

 

Тема 5. Управление туристским комплексом за рубежом

Экономическая и социальная эффективность менеджмента. Организационные структуры менеджмента, уровни управления, разделение управленческих и исполнительских функций на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Понятия: «турист», «туризм». Современные показатели туризма: количественные, экономические, социальные. Виды,  формы, средства туризма. Закон Республики Беларусь «О туризме» Особенности индустрии туризма и гостеприимства как объекта управления. Механизм функционирования рынка услуг: внешние и внутренние факторы воздействия.

 

Тема 6. Управление туризмом в Республике Беларусь

 

Тема 7. Некоммерческие организации в сфере туризма и
гостеприимства Республики Беларусь

 

Раздел 3. МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 8. Туристический бизнес

Предпосылки разделения рынка на туристические агентства и туроператоров. Понятие «туроператор», его основные функции. Место и роль туроператоров на рынке услуг. Схемы взаимодействия туроператоров с поставщиками услуг: предприятиями размещения, питания, транспорта и др. Процесс ведения переговоров, договорные отношения. Туристическое агентство как маркетинговый посредник между производителями и потребителями туристических услуг. Классификация турагентств, их функции. Модели взаимодействия туроператоров и турагентов; способы мотивации туроператорами деятельности турагентств. Информационные технологии в управлении деятельностью предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

 

Тема 9. Организация управления туристическим предприятием

 

Тема 10. Организационная структура сетевого многофункционального
туристического предприятия

 

Тема 11. Менеджмент туристической индустрии в глобальном масштабе

 

Тема 12. Франчайзинг в индустрии туризма

 

 

Раздел 4. МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

 

Тема 13. Модели организации гостиничного дела

Гостиничное хозяйство Республики Беларусь на современном этапе: состав средств размещения, классификация гостиниц, вместимость номерного фонда, уровень комфорта, целевое назначение. Характеристика и особенности предоставления гостиничных услуг. Правила проживания в гостиницах Республики Беларусь. Европейская модель гостеприимства. Азиатская модель гостеприимства. Американская модель гостеприимства. Восточно-европейская модель гостеприимства. Отличительные особенности моделей гостеприимства, их основные достижения. Имидж и фирменный стиль отечественных предприятий индустрии гостеприимства. Ценообразование на предприятиях индустрии гостеприимства в Республике Беларусь.

 

Тема 14. Управление гостиницей. Структура гостиницы

Этапы проектирования гостиничных предприятий. Структура гостиничных помещений и их инженерно-техническое оснащение. Типология гостиничных предприятий: городские, транзитные и курортные гостиницы. Международные гостиничные цепи: особенности их функционирования и выживания. Основные показатели гостиничной деятельности. Международная классификация средств размещения. Службы гостиницы. Специфика и технологический процесс обслуживания гостей на всех объектах размещения: от экономичных до фешенебельных. Профессии гостиничной индустрии. Менеджмент персонала. Типология потребителей услуг предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Управление конфликтными ситуациями на предприятиях индустрии размещения.

 

Тема 15. Управление доходами в гостиничном бизнесе