Лекция 3.
Компетенции
менеджеров
1.
Понятие компетенций.
2.
Уровни менеджмента.
3.
Качества менеджмента.
В
1973 году американский психолог Д. Маклелланд заявил, что коэффициент интеллекта человека (IQ)
далеко не всегда способен служить индикатором высокой эффективности его работы в
конкретной сфере деятельности. И вместо коэффициента интеллекта он предложил
оценивать сотрудников через так называемые компетенции. Компетенция –
это:
–
круг вопросов и явлений, в которых данное лицо обладает авторитетом, познанием,
опытом;
–
сфера полномочий, область вопросов и задач, подлежащих чьему-нибудь
ведению.
Сегодня
под компетенциями понимают комплекс знаний, навыков, установок и личностных
качеств человека, без которых невозможна его эффективная работа в конкретной
должности или в конкретной компании.
Рисунок
1 – Компетенции менеджеров
Рассмотрим
компетенции менеджеров. Для удобства разделим требования, предъявляемые к
знаниям и умениям менеджера на три категории.
1. Знания
и умения в области теории и практики управления (концептуальные
навыки).
Менеджер должен иметь специальную подготовку в области теории управления, знать
основы современной экономической теории, теорию и практику принятия
управленческих решений, иметь навыки использования информационных и
телекоммуникационных технологий. При этом важно понимать, что менеджеру
необходимо постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, периодически
проходя повышение квалификации и профессиональную
переподготовку.
2. Способности
к эффективным коммуникациям и умение работать с людьми.
Вспомните одно из определений менеджмента: «Менеджмент – это умение добиваться
поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей». Это
означает, что менеджер является «связующим звеном» между людьми, работающими в
организации. Именно «через других людей» он добивается достижения поставленных
целей. А это значит, что он должен уметь общаться с людьми, убеждать, вести за
собой. Менеджер должен очень четко выражать свои мысли, но при этом не менее (а
иногда – более) важным навыком является понимание других людей, умение слушать и
слышать их. Способности к общению зависят от индивидуальных свойств человека, но
их можно развить путем упражнений и на специальных
тренингах.
3.
Рисунок 2
– Взаимосвязь компетенций менеджеров различных
уровней
Руководителей
высшего уровня часто называют топ-менеджерами (или топ-менеджментом)
организации, от английского – top-managers или top-management (где top означает
«вершина»). Топ-менеджеры отвечают за принятие важнейших стратегических решений,
определяющих судьбу всей компании. Как правило, деятельность топ-менеджеров не
разделяется по функциям (производство, финансы и т.п.), поскольку высшие
руководители управляют компанией в целом, отвечая за всю ее деятельность и
развитие. Тем не менее, иногда к этому уровню относят должности вице-президентов
компании, отвечающих за конкретные направления
деятельности.
Типичными
должностями руководителей высшего звена являются: председатель совета директоров
компании, президент компании, вице-президент, генеральный директор, в институте
– ректор.
Руководители
среднего уровня (middlemanagers), как правило, возглавляют крупные подразделения
компании (департаменты, отделы). Они отвечают за практическую реализацию
стратегических планов, разработанных высшим руководством. Руководители среднего
уровня формируют тактические планы и управляют реализацией тактических решений в
масштабах своих подразделений или бизнес-функций. Они координируют и
контролируют работу младших менеджеров. Готовят информацию для решений,
принимаемых руководителями высшего уровня, и передают эти решения в виде
конкретных заданий руководителям низового уровня. Роль менеджеров среднего
уровня в управлении компаниями крайне высока.
Типичными
должностями руководителей среднего звена являются: директора крупных
департаментов, на заводах – начальники цехов, в торговых сетях – директора
магазинов, в поликлиниках – заместители главного врача, в институтах – деканы
факультетов.
В
разных компаниях характер работы менеджеров среднего уровня может значительно
различаться. В зависимости от специфики организации, им могут предоставляться
значительные права и ответственность, что делает их работу похожей на работу
топ-менеджеров.
Руководители
низового уровня (first-linemanagers – менеджеры первичного уровня) являются
младшими руководителями в организации. Их также часто называют операционными
менеджерами. Первичный уровень – это организационный уровень, отвечающий за
непосредственное управление работниками – сотрудниками организации, занимающими
исполнительские должности.
Руководители
первичного уровня осуществляют контроль над выполнением производственных и иных
заданий, отвечают за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов,
оборудования, а также рабочего времени.
Типичными
должностями на данном уровне являются, например: на заводе – старший мастер, в
магазине – старший продавец-консультант, в поликлинике – старшая медсестра, в
институте – заведующий кафедрой. Особенностью этого уровня управления является
то, что менеджеры здесь нередко сами выполняют разнообразные производственные
задания, совмещая функции руководителей и исполнителей.
Одной
из наиболее заметных тенденций в перераспределении ролей и сфер влияния
менеджеров современных организаций является возрастание вклада в
совершенствование деятельности компаний менеджеров проектов (т.н. «менеджеров
команд»). Число таких менеджеров в наши дни значительно возросло. Менеджер
проекта отвечает за реализацию проекта – совокупность задач или мероприятий,
связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и
неповторяющийся характер и требует активного, творческого участия других
сотрудников.Проект – это уникальный процесс, состоящий из совокупности
скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной
датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным
требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
Руководители (менеджеры) проектов отвечают за три аспекта реализации проекта:
сроки, расходы и качество результата.
По
завершении проекта руководители проектов (менеджеры команд), как правило, «сдают
вахту», переходя на другой участок работы. Важной особенностью работы проектных
команд является то, что менеджер одного из проектов может быть членом команды по
выполнению другой рабочей задачи. Участие менеджеров в работе над несколькими
проектами позволяет отказаться от необходимости введения дополнительных
должностей вследствие получения максимальной отдачи от управленцев среднего
звена.
Должностная
инструкция
– это документ, который четко определяет место и назначение конкретной должности
в компании. В нем отражены такие важные вопросы, как требования, предъявляемые к
кандидатам на вакантные должности, должностные обязанности сотрудников, их права
и ответственность. В должностных инструкциях подробно описывается, что должен знать тот или иной
менеджер, за что он отвечает, какими обладает правами и т.п. Однако менеджмент –
это сложная и творческая профессия, поэтому менеджерам различных уровней часто
приходится не только руководствоваться формальными требованиями инструкций, но и
полагаться на свою инициативу и
креативность для достижения
наилучшего результата. Тем не менее знание и понимание своих обязанностей
является для менеджера обязательным условием. В таблице 1 представлены наиболее
важные качества менеджеров.
Таблица 1 – Наиболее важные качества менеджеров