Программа курса
Раздел 1.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1. Сущность
менеджмента
Тема 2.
Компетенции менеджеров
Раздел 2.
МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Тема 3.
Индустрия туризма как отрасль национальной экономики
Структура
индустрии туризма и гостеприимства. Взаимосвязь между гостеприимством и
туризмом. Классификация инфраструктуры индустрии гостеприимства. Сектор средств
размещения: индивидуальные и коллективные. Взаимосвязь гостиничных услуг и целей
путешествия. Сектор питания: типология предприятий питания, их вместимость, контингент обслуживаемых гостей. Сектор
транспорта: основные достоинства и недостатки транспортных средств. Сектор
развлечений, спорта и досуга. Сектор торгового обслуживания.
Тема 4.
Туристическая система
Понятия:
«менеджмент гостеприимства», «гостеприимство», «услуга». Роль и место
гостеприимства в сфере услуг. Эволюция предприятий индустрии гостеприимства:
древний период, средневековье, новое время, современный этап развития.
Внешние
и личностно-мотивационные факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии
туризма и гостеприимства. Экология и окружающая среда; стабильность
экономического развития, уровень деловой активности, эффективность
государственной системы управления; поведенческие, социально-демографические
факторы воздействия. Перспективы роста и торможение индустрии туризма и
гостеприимства в Республике Беларусь и в мире.
Тема 5.
Управление туристским комплексом за рубежом
Экономическая
и социальная эффективность менеджмента. Организационные структуры менеджмента,
уровни управления, разделение управленческих и исполнительских функций на
предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Понятия: «турист», «туризм».
Современные показатели туризма: количественные, экономические, социальные.
Виды, формы, средства туризма.
Закон Республики Беларусь «О туризме» Особенности индустрии туризма и
гостеприимства как объекта управления. Механизм функционирования рынка услуг:
внешние и внутренние факторы воздействия.
Тема 6.
Управление туризмом в Республике Беларусь
Тема 7.
Некоммерческие организации в сфере туризма и
гостеприимства Республики
Беларусь
Раздел 3.
МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема 8.
Туристический бизнес
Предпосылки
разделения рынка на туристические агентства и туроператоров. Понятие
«туроператор», его основные функции. Место и роль туроператоров на рынке услуг.
Схемы взаимодействия туроператоров с поставщиками услуг: предприятиями
размещения, питания, транспорта и др. Процесс ведения переговоров, договорные
отношения. Туристическое агентство как маркетинговый посредник между
производителями и потребителями туристических услуг. Классификация турагентств,
их функции. Модели взаимодействия туроператоров и турагентов; способы мотивации
туроператорами деятельности турагентств. Информационные технологии в управлении
деятельностью предприятий индустрии туризма и
гостеприимства.
Тема 9.
Организация управления туристическим предприятием
Тема 10.
Организационная структура сетевого многофункционального
туристического
предприятия
Тема 11.
Менеджмент туристической индустрии в глобальном
масштабе
Тема 12.
Франчайзинг в индустрии туризма
Раздел 4.
МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Тема 13. Модели
организации гостиничного дела
Гостиничное
хозяйство Республики Беларусь на современном этапе: состав средств размещения,
классификация гостиниц, вместимость номерного фонда, уровень комфорта, целевое
назначение. Характеристика и особенности предоставления гостиничных услуг.
Правила проживания в гостиницах Республики Беларусь. Европейская модель
гостеприимства. Азиатская модель гостеприимства. Американская модель
гостеприимства. Восточно-европейская модель гостеприимства. Отличительные
особенности моделей гостеприимства, их основные достижения. Имидж и фирменный
стиль отечественных предприятий индустрии гостеприимства. Ценообразование на
предприятиях индустрии гостеприимства в Республике Беларусь.
Тема 14.
Управление гостиницей. Структура гостиницы
Этапы
проектирования гостиничных предприятий. Структура гостиничных помещений и их
инженерно-техническое оснащение. Типология гостиничных предприятий: городские,
транзитные и курортные гостиницы. Международные гостиничные цепи: особенности их
функционирования и выживания. Основные показатели гостиничной деятельности.
Международная классификация средств размещения. Службы гостиницы. Специфика и
технологический процесс обслуживания гостей на всех объектах размещения: от
экономичных до фешенебельных. Профессии гостиничной индустрии. Менеджмент
персонала. Типология потребителей услуг предприятий индустрии туризма и
гостеприимства. Управление конфликтными ситуациями на предприятиях индустрии
размещения.
Тема 15.
Управление доходами в гостиничном
бизнесе