Тема 3. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

 

Теоретическая часть

Расходы

Бюджетная часть заявочной формы

Практическая часть

Вопросы для обсуждения

Практическое задание

Цель: закрепить знания о методиках расчета бюджетов проектов, сформировать умения составления бюджетных планов и обоснования планируемых расходов.

Теоретическая часть

Расходы

Расходы подразделяются на допустимые и недопустимые.

Допустимые расходы – это расходы, которые:

- являются необходимыми для реализации проекта;

- будут понесены партнерами проекта в период его реализации;

- будут подтверждены счетами-фактурами или бухгалтерскими документами, могут быть идентифицированы и проверены, подтверждены оригиналами документов.

К допустимым расходам, в частности, можно отнести: расходы на персонал, включая вознаграждения, страхование и другие дополнительные расходы; расходы на проезд и проживание персонала проекта; стоимость аренды помещений; расходы на оборудование (новое или бывшее в употреблении) и услуги по рыночным расценкам; расходы на эксплуатацию оборудования и закупки; расходы по субподрядным договорам; расходы, связанные непосредственно с исполнением требований и условий контракта (распространение информации, процесс оценки, аудит, перевод, публикации, страхование и т.д.), включая финансовые услуги (в частности, банковские переводы и комиссии, а также финансовые гарантии).

Партнеры (получатели, заявители), как правило, могут передать на субподряд выполнение лишь ограниченной части всех мероприятий в рамках проекта. Большинство мероприятий должно быть реализовано заявителем и партнерами.

Недопустимые расходы – это, в частности: вклад в натуральной форме; долги и резервы на покрытие убытков и долгов; выплата процентов; закупки за средства других программ или источников ЕС; покупка земли и зданий, за исключением случаев, когда это необходимо для непосредственного выполнения мероприятия (в этом случае собственность должна быть передана конечным бенефициарам после завершения проекта); потери на курсе при обмене валют; налоги, включая НДС; долги третьих сторон; контракты на выполнение работ между организациями – партнерами по проекту; неоплачиваемая волонтерская работа персонала проекта.

Общий бюджет проектного предложения. В большинстве программ международной технической помощи ЕС бюджет формируется из вклада ЕС и софинансирования партнеров.

План расходов (смета расходов). Это финансовый план проектного предложения, из которого должно быть понятно, сколько и какие средства Вы предполагаете использовать. Помните, что Вам придется вносить свой вклад в размере от 10 до 40% общей стоимости проекта в зависимости от программы.

Наверное, это самая рутинная работа при заполнении заявочной формы Вашего проектного предложения. Расходы должны быть реалистичными. Не стоит закладывать в бюджет, например, покупку двух ноутбуков, если это не следует из содержания проектного предложения и вполне можно обойтись одним. Не злоупотребляйте привлечением большого числа экспертов и т.п. Опытный эксперт – оценщик заметит завышение бюджета, и это отразится на общей оценке Вашего проектного предложения.

Бюджетная часть заявочной формы

Обычно это таблица, содержащая следующие основные статьи расходов: персонал; внешние услуги; проезд и проживание; оборудование и инвестиции; другие прямые расходы.

Расходы на персонал проекта. Персоналом проекта считаются нанятые указанной в заявке организацией-партнером работники (эксперты) на основе договора найма (трудового договора) для реализации мероприятий проекта. При планировании их заработной платы включаются обязательные отчисления работодателя. Из этой статьи невозможны оплата работы волонтеров, оплата вклада партнеров, административные расходы, а также волонтерская работа персонала проекта.

Внешние услуги. Это расходы внешних (не работающих в организациях-партнерах) поставщиков, оплачиваемые организациями – партнерами по проекту. Внешние услуги предоставляются на основании контрактов (счетов) на работы, поставки, услуги. Такого рода контракты не могут быть заключены между организациями – партнерами по проекту.

Командировочные расходы. Командировочные расходы выплачиваются направленному в командировку сотруднику проекта и включают суточные, расходы на съем жилья, местный транспорт, другие расходы.

Оборудование. При планировании закупок оборудования исходите из его необходимости для выполнения мероприятий проекта. Приобретенное в процессе реализации оборудование после окончания проекта переходит в собственность к организациипартнеру и не может использоваться целевой группой.

Инвестиции. При планировании инвестиций надо помнить, что инвестиции являются результатом выполнения мероприятий проекта и должны быть использованы целевой группой проекта после завершения его мероприятий.

Другие прямые расходы. Для реализации проекта необходимы такие расходы, как, например, оплата международных платежей, услуг банка, плата за участие в мероприятиях, офисные расходы. Такие расходы называются другими прямыми расходами. К ним нельзя отнести перечисленные выше расходы на персонал, внешние услуги, проезд и проживание, а также оборудование и инвестиции, административные расходы, проценты, потери на обменном курсе. При планировании других прямых расходов необходимо учитывать, что они должны быть после реализации проекта подтверждены соответствующими документами (счетами, квитанциями).

Практическая часть

Вопросы для обсуждения

1. Какие расходы относятся к допустимым и недопустимым?

2. Дайте характеристику основных статей расходов проекта.

3. Как происходят расчеты основных расходов для проекта?

Практическое задание

1. Проанализируйте предлагаемые бюджетные ведомости «учебных проектов». Выделите ошибки, заложенные в них.

2. Составьте бюджет вашего проекта. Обсудите на занятии вашу работу.