-
Университет
224016, Республика Беларусь, г. Брест, бульвар Космонавтов 21
+375 162 21-65-17 (телефон)
+375 162 21-70-53 (факс)
box@brsu.by -
Факультеты
- Абитуриенту
- Студенту
- Иностранным гражданам
-
Образование
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 223
+ 375 162 21-65-18
marzans@brsu.by -
Наука
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
ауд. 116
+375 162 21-66-86
nis@brsu.brest.byауд. 124
+375 162 21-92-43
inovac@brsu.brest.by -
Международная деятельность
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов 21, учебный корпус № 1, кабинет № 117
+375 162 21-06-68 (телефон)
+375 29 21-06-115 (мобильный телефон)
int@brsu.by, oms@brsu.brest.by -
Услуги
Психолого-педагогическое сопровождение студентов
Методическая копилка
Работа со студентами
(памятка для кураторов учебных групп)
Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, педагогами-психологами, педагогами социальными университета, студенческими формированиями, общественными организациями и др.
1. Особенности работы куратора со студентами
Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:
- отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах);
- небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;
- недостаточным социальным опытом и др.
Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.
Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.
При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались.
Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.
Беседа может состоять из нескольких этапов:
- Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов.
- В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода).
- Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, об общественных организациях, функционирующих в университете.
- По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, педагогу-психологу и т.п).
При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.
Поэтому:
- осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;
- не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.
2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности
С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, педагога-психолога университета, воспитателя общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации.
Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.
При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться.
- Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.
- В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.
- Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к педагогу-психологу за консультацией.
- Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к педагогу-психологу и пригласить его на кураторский час.
Куратору необходимо также координировать свою работу с воспитателями общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.
В общежитии куратор:
- изучает наличие и содержание проблем студента;
- знакомится с организацией его быта;
- вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;
- отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».
Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.
3. Циклограмма работы со студентами
Сентябрь
- Составление социального паспорта учебной группы с указанием в «Дневнике куратора» информации о студентах.
- Знакомство со студентами. Изучение склонностей и увлечений студента. Отражение в личной карте студента полученных данных. Информирование студента о деятельности социально-педагогической и психологической службы, отделе воспитательной работы, студенческого и спортивного клубов, общественных организаций университета.
- Посещение общежития, где живет студент, беседа с воспитателями для координирования совместной работы, обмен контактными телефонами.
- Приглашение педагога-психолога на кураторский час для проведения диагностических исследований.
- Посещение педагога-психолога для координации совместной работы (в период адаптации и с «проблемными» студентами).
Октябрь - декабрь, февраль - май
- Заполнение личной карты студента, в которой отражается успеваемость, количество пропусков, участие в общественных мероприятиях, характер досуговой деятельности и т.п.
- Наблюдение за пропусками, успеваемостью в зачетную сессию, задолженностями студента. Сбор информации о пропусках, низкой успеваемости и задолженностям (собеседование с преподавателями, старостой, студентом). Направление студента на консультации, дополнительные занятия, факультативы при возникновении проблем, связанных с низкой успеваемостью.
- Регулярное (не реже 2 раз в месяц) посещение студентов, проживающих в общежитии.
- Привлечение студентов к групповым, факультетским и университетским мероприятиям совместно с заместителем декана по воспитательной работе, а также с помощью общественных организаций университета (профком, БРСМ), ОВР, студклуба, спортклуба.
- Оказание помощи студентам в решении проблем, при необходимости подключение заместителя декана по воспитательной работе, педагога-психолога, педагога социального и др.
Январь, июнь (сессия)
- Взаимодействие с преподавателями по дисциплинам, по которым у студентов имеются проблемы. Организация дополнительных занятий и консультаций.
- Информирование студентов о правилах прохождения зачетной и экзаменационной сессии, сроках погашения задолженностей.
- В течение первой недели после окончания сессии сбор и регистрация информационного материала с учётом результатов учебной и общественной деятельности каждого студента: рейтинга успеваемости, общее количество пропусков занятий, общественные мероприятия, в которых участвовал студент, замечания и поощрения за прошедший семестр, информацию о характере досуга в период каникул.