Культура Туркменистана

 

 

 

     Туркмения – мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

     Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях – такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат оберегами.

     Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания – одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым – еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба – настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

     Ковроткачество – еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели – легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

     Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

     Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен – многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

     В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

1 января – Новый год

12 января – День памяти

Январь – Курбан-Байрам (дата плавающая)

18 февраля – День рождения Туркменбаши

19 февраля – День Национального флага

8 марта – Международный женский день

20 марта – Новруз-Байрам (туркменский Новый год)

9 мая – День Победы

18 мая – День Конституции

21 июня – День выбора первого президента страны

6 октября – День поминовения жертв землетрясения 1948 г

28 октября – День независимости

Октябрь-ноябрь – Байрам-Рамадан (окончание Рамадана)

12 декабря – День нейтралитета.

     Исламские праздники (Курбан-Байрам, Байрам-Рамадан и др.) рассчитываются по лунному мусульманскому календарю, поэтому даты приблизительные. Ряд праздников начинается согласно указам Туркменбаши, поэтому их даты также могут варьироваться.

     Туркменская кухня вобрала в себя черты всех народов, населяющих или населявших эту страну. Кочевое прошлое туркмен оставило заметный след в их кулинарии – основой пищи являются мясо (баранина, мясо джейранов, птица и гораздо реже – говядина), рис, топленое масло из верблюжьего молока "сары яг", кунжутное масло, кисломолочные продукты, а также сыры, крупы, овощи, бобовые и бахчевые культуры, всевозможные супы и лепешки. Отличительной чертой туркменских блюд всегда была сытность и относительная простота приготовления, которая, однако, не значит простоты вкуса. Относительно мало употребляют зелени и специй – эти продукты появились на местном столе лишь в XX веке, но зато используют их в меру, никогда не "забивая" ими вкус основного блюда.

     Характерной чертой местной кухни является обилие супов, причем преобладают супы на мясном бульоне ("чорба") с различными приправами – гороховый "гайнатма" и "дограма", суп с помидорами "гара-чорба", мучной суп "умпач-заши", суп из фасоли с лапшой "унаш", суп с машем "шурпа-маш", суп с пельменями – "этли-борек-чорбасы", из фасоли с лапшой – "у-наш", молочный суп с лапшой "суитли-унаш", мясной суп с горохом и бараниной "нохудлы-чорба" или суп с рисом и овощами – "мастава".

     Визитная карточка туркменской кухни – плов ("палов" или "аш"). Здесь его готовят десятками способов, но основу его всегда составляют рис и мясо (баранина), к которым добавляются перец, лук, тонко порезанные овощи (иногда даже фрукты или сухофрукты) и различные приправы. Также стоит попробовать такие блюда из мяса, как жареная баранина "говурма", жареное в собственном жире мясо "каурма", жареная баранина с помидорами "говурлан-эт", жареная баранина с картофелем и помидорами "чекдирме", всевозможные виды вялено-сушеного мяса "кокмач", своеобразные колбаски из завяленного естественным способом мяса "гарын", десятки видов шашлыка "кебап", фаршированная овощами печень, пельмени "этли-борек", манты "бёрек", различные омлеты с мясом и без "хейгенек", бешбармак – "гулак", "белке" или "куртук", своеобразные пирожки в виде шариков с мясом и луком "ишлекли", а также такое колоритное кушанье, как распущенный в зеленом чае бараний жир "чурбан-чурпа".

     На каспийском побережье мясо в традиционных блюдах типа плова часто заменяют рыбой и дарами моря. Из осетровых готовят шашлыки "балык-шара", жарят и тушат в глиняных горшочках ("балык гавурдак"), варят супы типа "рыбной шорбы", а также готовят сложные блюда типа "гаплама", "чёме", "балык-берек", "балыклы-янахлы-аш" и другие. К столу обычно подаются выпекаемые в тандыре (тамдыре) лепешки "чорек", "гатлама", "челпек" или слоеные лепешки "гатлаклы".

     Характерной чертой местной кухни также является широчайшее применение молока и молочнокислых продуктов. В западных и юго-западных районах Туркмении для приготовления "агарана", "гатыка", "сузме", "чала", "карагурта", "телеме", "сыкмана", "саргана" и других молочных блюд используют верблюжье молоко, в то время как на востоке и юго-востоке чаще употребляют овечье. Также на молоке варят каши вроде "уитли-аш" (молочная) или "суитли-унаш" (молочная лапша), или рисовые каши, в том числе "яглы-шуле".

     Сладости туркменской кухни очень похожи на характерные для всего региона халву, бахлаву, шербет, "набат" и "бекмесам" ("дошабам") из фруктовых соков. А вот выпечка довольно самобытна – здесь можно попробовать такие продукты, как пирожки ("этли-нан", "шилекли" и др.) с луком "гутап" или мясом "фитчи", коржики "кульче", печенье "пишме" или пышки "чапады". Ну и конечно, заслуживают внимания всевозможные местные фрукты и бахчевые, среди которых особенно хороши знаменитые туркменские дыни и арбузы.

     Туркмены, как и остальные народы Средней Азии, пьют много чая, причем в восточных районах предпочтение отдают зеленому чаю ("гок-чай"), а в западных и северных – черному. Часто чай заваривают не на воде, а на молоке, или добавляют в него бараний жир и масло, что превращает его в некое подобие супа. Повсеместно можно найти неплохие местные вина, среди которых наиболее популярными являются марки среди них "Дашгала", "Ясман-Салык", "Копетдаг", а также коньяк "Президент" и водка "Сердар". В магазинах повсеместно можно найти большой ассортимент импортных алкогольных напитков, но их потребление в связи с исламскими традициями, непопулярно. Хорошей репутацией пользуется минеральная вода "Берзенги".

     Замечательна и неповторима природа Туркменистана