ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ЗАОЧНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Русский культурно-образовательный центр имени А.С. Пушкина, кафедра теории и истории русской литературы УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» с 3 октября по 8 ноября 2016 года проводит заочную международную олимпиаду по русской литературе для учащихся Х–ХI классов школ Беларуси, России (Москва, Смоленск, Тула, Петрозаводск, Нальчик, др.).

Просим присылать работы (ответы на задания) на следующий адрес: ruscentr@brsu.by


             1. «Слово о полку Игореве»

1.1. Поясните, о каких «сыновьях» и «отцах» идет речь в данном отрывке из «Слова и полку Игореве» (прозаический перевод Н.А. Мещёрского): «Те ведь два храбрые Святославича, Игорь и Всеволод, обособившись, зло разбудили, которое прежде успокоил отец их, Святослав грозный великий Киевский».

1.2. Как конфликт «государственного интереса» и личных амбиций решается в этом памятнике древнерусской литературы.

1.3. Сколько раз, по вашему мнению, обращается автор «Слова и полку Игореве» к жанру плача. Аргументируйте свой ответ, дайте определение жанра, назовите его признаки.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

2.1. Объясните смысл реплики Маши Мироновой из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: «Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно».

2.2. Разъясните отличия между «браком с благословением» и «браком без благословения» в русской патриархальной традиции. Как конфликт «смирения» и «восстания» решён в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2.3. Дайте определение мемуарной прозы. Как, по вашему мнению, проявляют себя признаки мемуаристики в этой повести А.С. Пушкина.

         3. И.Ф. Тургенев «Накануне»

3.1 Дайте пояснение, чья характеристика приведена в отрывке из романа И.Ф. Тургенева «Накануне», какой литературный стереотип описан в этом пассаже: «Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором».

3.2. Какие два противоборствующие начала, по вашему мнению, воплощаются в образах тургеневских героинь?

3.3. Дайте пояснение, какая черта  - новеллистичность или эпичность - более ярко проявляет себя в романе И.Ф. Тургенева «Накануне»? 

       4. А.П. Чехов «Вишневый сад»

4.1. Дайте пояснения, какое строительство затевает один из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», восклицая: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... ».

4.2. Глазами «внуков» оцените действия по «спасению» вишневого сада. Стоит ли цель таких средств?

4.3. Пьеса «Вишневый сад», по определению самого А.П. Чехова, - «пьеса вверх дном». Как, по вашему мнению, проявили себя черты комедийного жанра в этом приозведении?

       5. М.А. Булгаков

 5.1. Дайте необходимые пояснения, что является предметом разговора во фразе-пророчестве из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой руковицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую Дочку» сожгут в печи».

5.2. Как, по вашему, разрешается противостояние Мира и Дома в этом булгаковском романе?

5.3.Как черты хроники соотносятся с жанром романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

6. Поразмышляйте, какое общее идейно-тематическое поле связывает произведения, над анализом которых вы работали. Подберите к своему тексту-рассуждению необходимое название (афоризм, цитату, устойчивое выражение), максимально полно и лаконично передающее задумку, концепцию вашего высказывания. Текст работы - 1 страница текста (300-350 слов).

7. Подготовьте селфи-презентацию своего текста-рассуждения (предполагается активное использование мобильных устройств/гаджетов для создания своего арт-высказывания). Предполагается размещение роликов на общей интернет-площадке для ознакомления и скачивания.