Межкафедральный научно-методический вебинар «Психолого-педагогические аспекты безопасности в образовательном процессе: теория, практика»

15 января 2021 года под руководством доцента кафедры педагогики М. С. Ковалевич был организован Межкафедральный научно-методический вебинар «Психолого-педагогические аспекты безопасности в образовательном процессе: теория, практика».

В работе семинара приняли участие сотрудники кафедр педагогики, социальной работы, специальных педагогических дисциплин социально педагогического факультета, кафедры русской литературы и журналистики, студенческой научно-исследовательской лаборатории «Фольклористика и краеведение» при филологическом факультете, отдела воспитательной работы БрГУ имени А. С. Пушкина.

О новых подходах к решению проблемы психологической безопасности образовательной среды рассказала Мария Степановна Ковалевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Особое внимание было уделено современным подходам к организации психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности образовательной среды УО.

Ковальчук Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики представила аудитории презентацию о роли субъектно-профессиональной позиции педагога как условия безопасности в образовательном процессе.

Большой интерес вызвало сообщение доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы и журналистики, руководителя студенческой научно-исследовательской лаборатории «Фольклористика и краеведение» при филологическом факультете Швед Инны Анатольевны «Формирование личности безопасного типа средствами народной педагогики и фольклора». Обсудили возможность использования в ВУЗе средств народной педагогики и социальной практики преодоления возрастных кризисов посредством переходных обрядов для формирования личности безопасного типа.

Казаручик Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин БрГУ имени А. С. Пушкина обратила внимание слушателей на актуальность проблемы экологического воспитания личности безопасного типа в постгуманистическом аспекте.

Очень важно, чтобы студент не только знал психолого-педагогическую сущность социальной безопасности, но и практически владел технологиями ее обеспечения, умел творчески применять их в жизненных ситуациях и в условиях образовательного учреждения. Как осуществляется подготовка будущих специалистов социогуманитарного профиля к обеспечению безопасности образовательной среды в БрГУ имени А. С. Пушкина рассказала Силюк Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы

Научно-методические основы организации образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи были представлены в докладе Александрович Татьяны Васильевна, кандидата педагогических наук, доцент кафедры специальных педагогических дисциплин.

Нравственные основы безопасности педагогического процесса явились предметом обсуждения в докладе Левчук Зинаиды Степановны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики.

Важное значение для создания психологической безопасности среды имеет сотрудничество с социально-педагогической и психологической службой университета, куда могут обратиться студенты, когда не знают, как поступить, или исчерпаны все возможности самостоятельно справиться с проблемой. Они всегда могут рассчитывать на эмоциональную поддержку и внимание к своим проблемам, на уважение их интересов и полную конфиденциальность.

Опытом организации психопрофилактики экзаменационного стресса среди студентов I курса поделилась Литвин Камила Алияддиновна, педагог-психолог социально-педагогической и психологической службы БрГУ имени А. С. Пушкина

Вебинар закончился дискуссией, обоснованы ли опасения, что порой образовательная среда вуза может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления нездоровья студентов? Участники дискуссии пришли к выводу: психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития студента, сохранения и укрепления его психического здоровья. Образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Только в условиях психологической безопасной образовательной среды студент станет здоровым, успешным, счастливым человеком.

В число основных компонентов социально безопасной среды вуза входят: обучение студентов социальной безопасности в рамках дисциплин госстандарта и дисциплин по выбору студента; здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе); благоприятный психологический микроклимат в академических группах и в вузе в целом; система социальной и психологической поддержки студентов; толерантное образовательное пространство, построенное на принципах гуманности, интернационализма; система профилактики курения, употребления студентами алкоголя и наркотиков, в том числе в учебных корпусах и общежитиях.

Доцент кафедры педагогики М. С. Ковалевич

Барановичский государственный университет
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский государственный экономический университет
Брестская областная библиотека имени М. Горького
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Могилевский государственный университет продовольствия
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусская ассоциация студенческого спорта