Эффективная профориентация: проблемы и способы решения

16 февраля 2018 года руководитель Центра «Профориентир» при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина Мария Степановна Ковалевич приняла участие в заседании городского информационно-методического семинара психологов, посвященного проблемам профориентации учащейся и рабочей молодежи. Семинар был организован Управлением по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома.

На семинаре с сообщением «Профессиональная ориентация – одна из форм поддержки граждан в целях реализации Госпрограммы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2018 г.» выступила начальник отдела рынка труда, профориентации и обучения Е.А. Улитка. С ситуацией на брестском рынке труда слушателей познакомил главный специалист отдела А.В. Пивень.

Руководитель центра «Профориентир» М.С. Ковалевич акцентировала внимание участников семинара на актуальности проблемы профориентации в связи со сложной демографической ситуацией в стране и обратилась к опыту организации такой деятельности в странах с высокой психологической культурой: США, Франции, Великобритании, Германии, Японии.

Мария Степановна поделилась впечатлениями о поездке в Высшую педагогическую школу Вайнгартена (Германия). Педагогическая школа Вайнгартена – партнер нашего университета. Целью поездки было изучение особенностей немецкой системы образования и профессиональной ориентации учащихся и студентов.

Интерес у слушателей вызвала информация о реализации в БрГУ имени А.С. Пушкина профориентационного проекта «Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Украины и Беларуси через создание трансграничной региональной сети университетских центров профориентации и развития профкарьеры». Проект реализуется в рамках Программы территориального сотрудничества Восточного партнерства EaPTC (Eastern Partnership Territorial Cooperation Support Programme) «Беларусь-Украина». Восемнадцать трансграничных команд были отобраны для получения финансирования от Европейского Союза с целью реализации проектов, касающихся совместного решения общих проблем в соседних регионах Беларуси и Украины. Проект, подготовленный БрГУ имени А.С. Пушкина (автор М.С. Ковалевич) совместно с Острожской Академией (Украина) и ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель), прошел жесткий конкурсный отбор из 148 проектов и был высоко оценен экспертной комиссией.

Задачи проекта:

  • создать концепцию и методические рекомендации по организации профориентационной деятельности в учреждениях образования;
  • выявить профориентационные возможности образовательного процесса с учетом их региональной специфики;
  • разработать интерактивную модель профориентационной деятельности с детьми и молодежью, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки;
  • разработать и адаптировать интерактивные диагностические и развивающие методики профориентационной деятельности, среди которых:
  • разработать и экспериментально апробировать программу психолого-педагогической поддержки учащихся, безработных, обращающихся в Центр профориентации и развития профкарьеры, в их профессиональном самоопределении;
  • организовать сотрудничество с Центрами занятости населения с целью совершенствования профориентационных услуг безработным;
  • создать студенческий отряд волонтеров-профориентологов «Перспектива» с целью их привлечения к организации профориентационной деятельности в учреждениях образования.

Реализация проекта направлена на решение следующих проблем:

  • затруднения, испытываемые молодежью в процессе профессионального самоопределения;
  • низкий уровень профессиоведческой и психологической информированности молодежи о качествах личности, необходимых для работы по избранной специальности; о потребностях в кадрах района, города, села; о медицинских противопоказаниях к работе по избираемой специальности;
  • несовершенство наработанных механизмов взаимодействия школы, семьи, вузов, работодателей в организации профориетационной деятельности среди населения.

Предложенный в рамках проекта подход даст возможность:

  • найти способы объединения усилий местных сообществ, заинтересованных в
  • создать условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической поддержки профессионально-ценностного самоопределения и самореализации молодежи
  • найти общие проблемы и способы их решения с целью повышения качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействие социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

С целью повышения качества профориентационной работы участники семинара высказали пожелание организовывать такие семинары систематически и встречаться как в БрГУ имени А.С. Пушкина, так и в Центре занятости для совместного обсуждения проблем профориентации и способов их решения.

Центр «Профориентир»

Поделиться:

Барановичский государственный университет
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский государственный экономический университет
Брестская областная библиотека имени М. Горького
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусская ассоциация студенческого спорта