Психолого-педагогическое сопровождение студентов

Методическая копилка 
Работа со студентами
(памятка для кураторов учебных групп)

Цель данной памятки – систематизировать и оптимизировать социально-педагогическую работу кураторов со студентами. Успех этой работы в значительной степени обусловлен четким определением и выполнением функциональных обязанностей каждого из участников педагогического процесса в вузе - кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, заместителями деканов по воспитательной работе, педагогами-психологами,  педагогами социальными университета, студенческими формированиями, общественными организациями и др.

1. Особенности работы куратора со студентами 
Студенты – одна из наиболее уязвимых социальных категорий граждан. У многих студентов, в связи с бытовыми и психологическими трудностями, отмечается повышенная тревожность, нестабильность эмоционального фона настроения. Тревожность может возникать из-за бытовой неуверенности, незнания системы обучения в вузе, страха перед сдачей экзаменов и др. Адаптация студентов может протекать продолжительно и остро, что объясняется рядом причин:

  • отсутствием родительской помощи (у студентов, проживающих в общежитиях и на частных квартирах); 
  • небольшими материальными возможностями и (или) неумением ими распорядиться;
  • недостаточным социальным опытом и др. 

Цель куратора – помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в университете.
Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Ведь зачастую студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия. 
При работе со студентами необходимо учитывать один из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях они воспитывались
Поэтому важным этапом в работе со студентами-первокурсниками будет проведение первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и стратегии социально-педагогической работы.
Беседа может состоять из нескольких этапов:

  1. Перед самой беседой необходимо ознакомиться с личным делом студента, узнать о родителях, составе и социальном статусе семьи, предыдущем месте учебы и ознакомиться с оценками, полученными во время вступительных экзаменов. 
  2. В начале беседы - выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать о его первых впечатлениях от учебы в университете, о нынешнем социальном положении (поддерживает ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах настоящего времени (текущего периода). 
  3. Ознакомить студента с подробной информацией о правилах, установленных в университете, с правами, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, об общественных организациях, функционирующих в университете.
  4. По окончании беседы направить студента, по необходимости, на собеседование к специалисту (врачу, педагогу-психологу и т.п).

При этом одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор учебной группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди». По возможности каждый студент должен чувствовать себя полноценным членом студенческого коллектива.
Поэтому:

  • осуществлять контроль и содействовать в делах студенту стоит ненавязчиво и незаметно;
  • не стоит акцентировать внимание на социальном статусе некоторых студентов.

2. Педагогическое сопровождение учебной деятельности
С момента поступления в университет со студентами должна вестись интенсивная работа, т.к. именно первый семестр имеет важное значение для адаптации к обучению в университете. Изменяется обстановка, привычный уклад жизни, круг общения молодого человека. Вчерашний школьник сталкивается со множеством проблем, о которых раньше и не задумывался. Поэтому задача куратора, педагога-психолога университета, воспитателя общежития, заместителя декана по воспитательной работе и других участников учебно-воспитательного процесса состоит в том, чтобы помочь студенту освоиться в университете и преодолеть все проблемы, связанные с периодом адаптации. 
Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или пропусков занятий.
При этом необходимо учитывать, что уровень подготовки студентов может различаться. 

  1. Если у студента проблемы с конкретным учебным предметом или преподавателем, необходимо выяснить причину возникновения проблем, выслушав мнение педагога, старосты и одногруппников студента.
  2. В случае низкой успеваемости - направить студента на дополнительные занятия или привлечь успевающих студентов старших курсов, и проконтролировать результаты.
  3. Если проблема – в отношениях с преподавателем – обратиться к педагогу-психологу за консультацией.
  4. Если у студента не складываются отношения с одногруппниками – обратиться за консультацией к педагогу-психологу и пригласить его на кураторский час.

Куратору необходимо также координировать свою работу с воспитателями общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц.
В общежитии куратор:

  • изучает наличие и содержание проблем студента;
  • знакомится с организацией его быта;
  • вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы со студентами, проживающими в общежитии;
  • отмечает время и дату посещения в журнале посещений общежития и «Дневнике куратора».

  Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.

3. Циклограмма работы со студентами
  Сентябрь

  1. Составление социального паспорта учебной группы с указанием в «Дневнике куратора» информации о студентах. 
  2. Знакомство со студентами. Изучение склонностей и увлечений студента. Отражение в личной карте студента полученных данных. Информирование студента о деятельности социально-педагогической и психологической службы, отделе воспитательной работы, студенческого и спортивного клубов, общественных организаций университета.
  3. Посещение общежития, где живет студент, беседа с воспитателями для координирования совместной работы, обмен контактными телефонами.
  4. Приглашение педагога-психолога на кураторский час для проведения диагностических исследований.
  5. Посещение педагога-психолога для координации совместной работы (в период адаптации и с «проблемными» студентами).

Октябрь - декабрь, февраль - май 

  1. Заполнение личной карты студента, в которой отражается успеваемость, количество пропусков, участие в общественных мероприятиях, характер досуговой деятельности и т.п.
  2. Наблюдение за пропусками, успеваемостью в зачетную сессию, задолженностями студента. Сбор информации о пропусках, низкой успеваемости и задолженностям (собеседование с преподавателями, старостой, студентом). Направление студента на консультации, дополнительные занятия, факультативы при возникновении проблем, связанных с низкой успеваемостью. 
  3. Регулярное (не реже 2 раз в месяц) посещение студентов, проживающих в общежитии.
  4. Привлечение студентов к групповым, факультетским и университетским мероприятиям совместно с заместителем декана по воспитательной работе, а также с помощью общественных организаций университета (профком, БРСМ), ОВР, студклуба, спортклуба. 
  5. Оказание помощи студентам в решении проблем, при необходимости подключение заместителя декана по воспитательной работе, педагога-психолога, педагога социального и др.

Январь, июнь (сессия) 

  1. Взаимодействие с преподавателями по дисциплинам, по которым у студентов имеются проблемы. Организация дополнительных занятий и консультаций.
  2. Информирование студентов о правилах прохождения зачетной и экзаменационной сессии, сроках погашения задолженностей. 
  3. В течение первой недели после окончания сессии сбор и регистрация информационного материала с учётом результатов учебной и общественной деятельности каждого студента: рейтинга успеваемости, общее количество пропусков занятий, общественные мероприятия, в которых участвовал студент, замечания и поощрения за прошедший семестр, информацию о характере досуга в период каникул.

 

 

Барановичский государственный университет
Белорусская государственная академия искусств
Белорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный медицинский университет
Белорусский государственный университет транспорта
Белорусский государственный экономический университет
Брестская областная библиотека имени М. Горького
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Витебский государственный технологический университет
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Университет гражданской защиты МЧС Беларуси
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова
Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Белорусская ассоциация студенческого спорта