МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 Р: Навуковыя публікацыі (па выніках дысертацыйных даследаванняў)

МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ[1]

 

Мария Степановна Ковалевич,  руководитель центра «Профориентир», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики детства Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

Где найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни?

Такое дерево есть – это наша большая цель.

Но она должна быть действительно большой, как это дерево.

А значит лежать за пределами жизни. 

В. Тарасов

В статье раскрывается сущность информационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, подчёркивается её принципиально развивающий характер. Автором предложены модели изменения содержания профессионального самоопределения старшеклассников и способов их информационно-педагогической поддержки на основе активизирующих, проблемно- и личностно-ориентированных технологий развития профессионально важных качеств, инновационных технологий обновления, управления проектами, технологий открытого образования.

 

In this article the essence of information-and-pedagogical support of professional self-determination of senior pupils is revealed, its principled developing character is underlined. The author offers models of changing the content of professional self-determination of senior pupils and the ways of their information-and-pedagogical support on the basis of activating, problem- and person-oriented technologies of development of professionally important qualities, innovative technologies of renewing, project management, technologies of open education.

 

Ключевые слова: информационно-педагогическая поддержка, профессиональное самоопределение, проблемно- и личностно-ориентированные технологии развития, синергетический подход, профориентационная компетентность, образовательно-профессиональная среда.

 

Исследование проблемы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения актуализируется тем, что во взаимодействии современной образовательно-профессиональной среды и самоопределяющейся личности возникает ряд проблем, которые последняя сама решить не в состоянии. Процесс профессионального и жизненного выбора подростков и юношей характеризуется неопределённостью, множествен­ностью вариантов, неосознанностью возможностей, воздейст­вием и влиянием как положительных, так и отрицательных факторов. Также  профессиональный выбор и реализация профессиональных намерений личности отличается несоответствием собственных оценок направленности интересов, намерений профессионального выбора с интересами семьи, государства, с одной стороны, и стремлением упорядочить ситуацию, привести её к определённости, устойчивому состоянию сделанного выбора – с другой.

В связи с этим наряду с процессом самоорганизации жизненного самоопределения должен существовать и процесс организации педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков и юношей. Профориентационная деятельность сегодня становится связующим звеном между непрерывным образованием и сферой будущей профессиональной деятельности, способствует подготовке молодых людей к «нелинейным карьерным дорогам», вероятностным их изменениям и направлена на повышение эффективности использования личностного потенциала для удовлетворения собственных и общественных потребностей.

Сегодня информационно-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников – вид педагогической деятельности профориентационного назначения, направленный на оказание помощи ребятам в формировании их готовности к осознанному выбору профессиональной деятельности. Система информационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения, а также её важнейшие функции (проектировочная и оценочная) нацелены на устранение «технологического разрыва» между образовательными системами общего и профессионального назначения, на повышение степени готовности учащихся старших классов определять свою роль и место в исторически обусловленных реальностях существования человека. «…Особенности современной социокультурной ситуации, возрастающая потребность старшеклассников в интегративной и упорядоченной профориентационно значимой информации определили необходимость выделения информационного аспекта профориентационной деятельности и создания условий для оказания старшеклассникам информационно-педагогической поддержки их профессионального самоопределения» [1, с. 12].

Информационно-педагогическую поддержку социально-профессио­нального самоопределения мы рассматриваем как помощь самоопределяющейся личности в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в преодолении трудностей учения, общения, то есть помощь в саморазвитии, самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

Информационно-педагогическая поддержка носит упреждающий, превентивный характер, дающий и педагогу, и учащемуся шанс на встречу в профессионально-образовательном пространстве как желательном для обоих взаимодействии. Превентивный смысл информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения не в том, что профориентолог заранее организует принятие самоопределяющейся личностью решения о профессиональном выборе. Тот, кто выполняет поддерживающую функцию, прежде всего, должен повернуть личность к тому препятствию (проблеме), которая возникает в силу сложности и неопределённости выбора в современных условиях. Конфигурация этих препятствий-проблем может быть самой различной. Это и отсутствие способности находить собственные смыслы будущей профессиональной деятельности, выстраивать необходимые приоритеты так, чтобы они выдерживали баланс между личным «хочу» и необходимым «должен»; это и неумение перевести собственное «хочу» в необходимое действие «могу»; это и недостаток навыков организации себя, и другие проблемы, о которых иногда даже не подозревают ни ребёнок, ни педагог, который с ними сталкивается как с фактом.

Проблема профессионального выбора – это не набор фактов и состояний, которые остро переживает самоопределяющаяся личность, это причинно-следственные связи, определившие источник проблемы, её конфигурацию (содержание) и масштабы (вовлечённость в неё других людей и других смыслов). Модельное представление о проблеме – это представление о целостности самоопределяющейся личности, помещённой в реальную образовательно-профессиональную среду.

Характер информационно-педагогической поддержки принципиально развивающий, форма отношений с самоопределяющейся личностью – договорная, а результат – самостоятельный выбор молодым человеком того пути, который он считает правильным и готов пройти, беря на себя ответственность за принятое решение. При этом минимальный результат педагогической поддержки заключается в том, что личность всегда имеет шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по её разрешению и получает возможность соотносить собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечёт. При проектировании собственных действий по выходу из проблемы можно увидеть негативные последствия, спрогнозировать их и в точке бифуркации выйти на аттрактор[2] личностного и профессионального роста.

Итак, задача информационно-педагогической поддержки – установление необходимого баланса как реального «мостика», где происходит встреча и соотнесение разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей: педагога-профориентолога и самоопределяющейся личности, на которую направлена деятельность взрослого. В этом месте встречаются конкретные «социальные и субъективные реальности», которые принимают решение относительно возможности совместного действия, сотрудничества. Здесь, собственно, возникает общий проект взаимодействия в реальном образовательно-профессиональном пространстве, результат которого – осознанный профессиональный выбор.

Самоопределяющаяся личность оказывается как бы помещённой в социальную среду и вступает с ней в сложные взаимоотношения. Среда становится источником, одним из основных факторов, определяющих направленность и адекватность профессионального самоопределения. Взаимо­действие среды и личности осуществляются по определённым правилам, которые выступают в форме требований и являются регламентирующим звеном.

Информационно-педагогическая поддержка обеспечивает управляемость и целенаправленность процесса социализации личности и её социально-профессиональное самоопределение в условиях образования. Она состоит в фасилитации[3] процессов самоизменения, выборе содержания образования, отборе и создании технологий профориентационной деятельности, в учёте психологических, возрастных особенностей и интерактивной позиции учителя и ученика и предполагает саморазвитие учащегося, формирование коммуникативных и организаторских способностей, инициативы и креативности.

В соответствии с методологией синергетики изменения в содержании и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профес­сионального самоопределения личности ориентированы на поиск новых способов структурирования его системы, обновлённых образовательных технологий, которые опираются на самостоятельную познавательную деятельность самоопределяющейся личности и направлены на приобретение способности самостоятельной постановки и решения проблем. Эта способность подразумевает, прежде всего, обнаружение сложности и многовариантности ситуации профессионального выбора. Умение увидеть проблему и избрать вариант её решения требует видения целостности ситуации профессионального выбора, взаимосвязи и единства различных её аспектов, направленности её собственного развития, вариативности воздействия на неё. Это поможет выпускнику учебного заведения ориентироваться в ситуации неопределённости, проявить способности к высокорефлексивному социальному поведению, умения присваивать сложившиеся образцы и усваивать элементы приращения культуры профессионального самоопределения.

Ряд исследователей [2; 3] вводят понятие «профориентационной компетентности», которую определяют как способность к объективной оценке социально-экономической ситуации, планированию перспектив профессионального роста, социально-профессиональной адаптации и мобильности. Поскольку компетенции это некоторые скрытые, внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем проявляются в компетентности личности [4], можно предположить, что профориентационая компетенция проявляется в состояниях готовности школьника: 1)  испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, продуктивном освоении образовательной среды; 2) знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения; 3) ставить образовательную и профессиональную цели,  и стремиться  к их достижению; 4) участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб; 5)  владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда.

Чтобы решить задачу профориентационной компетентности, содержание профессионального самоопределения должно быть многообразным и вариативным, включать в себя альтернативные варианты построения сценария профессионального будущего. Оно должно отличаться единством общих принципов и подходов (например, согласующихся с синергетической парадигмой) и разнообразием позиций, точек зрения, социокультурных ориентиров. Содержание профессионального самоопределения должно выражать как состояние образовательно-профессиональной среды, так и потребности самоопределяющейся личности в ситуации реального многообразия мира профессий. Как вариант нового содержания можно предложить отношение, субъективный компонент которого определяется как эмоционально-личностный способ представленности в субъекте общественных потребностей. Данный способ создаст многообразие этого содержания, благодаря которому можно учесть индивидуальность и неповторимость каждого субъекта образовательного процесса. Такой вариант содержания профессионального самоопределения требует и методологического обоснования, и разработанного методического сопровождения. Он вполне согласуется с принципами синергетики, поскольку содержит противоречивое единство объективного и субъективного, соотношение которых будет меняться в соответствии с вариантами профессионального выбора. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации и самоорганизации процессов профессионального самоопределения.

Отношения, возникающие в процессе информационно-педагогической поддержки между субъектами образовательно-профессиональной среды, обусловлены процессами трансляции информации о мире профессий и профессионалов. (Информация рассматривается здесь как характеристика степени упорядоченности отношений элементов системы.) Эти отношения возникают в условиях, когда субъекты входят в образовательно-профессиональную среду, имея определённый набор знаний о мире профессий и профессионалов и способах их связи, сложившиеся представления о нормах и правилах, смыслах и ценностях, существующих в обществе, т. е. располагают собственным информационным пространством. Содержание и организация информационного пространства ученика определяется жизненным опытом, а у педагога ещё и профессиональными знаниями. В результате разрешения возникающих проблемных ситуаций учитель и обучающийся попадают в один и тот же «самосогласованный темпомир» [5, с. 285].

В синергетическом контексте информационно-педагогическая поддержка самоопределяющейся личности представляет собой «перенос порядка», в котором активность ученика заключается в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая к этой форме определённое отношение. Активность учителя заключается в том, что он в соответствии со своими возможностями и интересами, представлениями определяет и предлагает учащемуся спектр возможных форм упорядочивания способов присвоения информации, а значит и сам постоянно варьирует этот спектр, насыщая среду, подбирая оптимальные варианты, тем самым осваивая «идеальную форму среды», делая её всё в большей мере достоянием своей личности. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательно-профессиональной среды, с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой – способствует проявлению и развитию их индивидуальности. Профессионально-образовательная среда – это динамическое единство субъектов профессионального самоопределения и системы их отношений, а процесс профессионального самоопределения – это процесс последовательного изменения отношений ученика и учителя с образовательно-профессиональной средой, своеобразный «сценарий» движения субъектов профессионального выбора в мире профессий (см. рисунок).

Рисунок – Этапы процесса профессионального самоопределения,

 

где

1 – развитие неустойчивости, возникновение поливариантности путей профессионального самоопределения (добифуркационный период);

2 – выбор оптимального сценария профессионального развития самоопределяющейся личности (точка бифуркации);

3 – начало этапа устойчивого развития, реализация сценария личностного и профессионального роста (постбифуркационный период).

Технология информационно-педагогической поддержки профессио­нального самоопределения в синергетическом контексте должна удовлетворять следующим критериям:

·                   быть сложной системой, т. е. представлять собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов её осуществления;

·                   быть открытой системой, т. е. находиться во взаимодействии с другими образовательными технологиями, нуждаться в них для собственного существования, быть способной к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, иметь возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные технологии;

·                   быть нелинейной системой, т. е. иметь альтернативные варианты развития и совершенствования.

Технология информационно-педагогической поддержки профессио­нального самоопределения будет удовлетворять этим условиям в том случае, если им будут удовлетворять и субъекты процесса профессионального самоопределения. Субъектами мы называем активных участников профориентационного процесса, своими изменениями влияющих на состояние профессионально-образовательной среды: педагогов-профориентологов, психологов, специалистов служб занятости, педагогов социальных, самоопределяющуюся личность, семью) и среду между ними.

Субъекты профориентационного процесса в синергетическом контексте могут рассматриваться как:

·                   сложные системы, способные к самоорганизации и самосовер­шенствованию;

·                   открытые системы, способные к восприятию нового о мире профессий и профессионалов, взаимодействию с другими системами (личностями);

·                   нелинейные системы, обладающие неоднозначной, собственной, индивидуальной реакцией на изменения профессионально-образовательной среды, способные к инновациям, творчеству.

Самоопределяющаяся личность может рассматриваться как:

·                   сложная система, обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т. д.;

·                   открытая система, восприимчивая к разного рода изменениям в профессиональном мире и нуждающаяся для осуществления профессионального выбора в педагогической поддержке;

·                   нелинейная система, обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов профессионально-образовательной среды и в то же время способная к сознательным, волевым и ответственным решениям.

Среда как совокупность элементов системы профориентации (школа, территориальный центр профориентации, профконсультационный пункт, комплекс внешкольных учреждений, средства массовой информации, лаборатории профотбора и профориентации предприятий, частные агенства занятости, учебные пункты предприятий, частные учебные заведения по подготовке кадров) и отношения между ними могут рассматриваться как:  

·                   сложная система, содержащая в себе многообразие содержания и способов личностного и профессионального роста;

·                   открытая система, испытывающая на себе влияние социальных отношений более высокого порядка;

·                   нелинейная система, т. к. разные субъекты, помещённые в одну и ту же социальную среду, профессиональный выбор осуществляют по-разному.

Технология информационно-педагогической поддержки профессио­нального самоопределения представляет собой процесс взаимодействия субъектов профессионального пространства: педагога-профориентолога, самоопределяющейся личности и среды между ними. Этапы этого процесса представлены на рисунке .

Этап 1 – развитие неустойчивости процесса профессионального самоопределения, возникновение многообразия альтернатив, выбор оптимального способа личностного и профессионального роста. Прежние представления о себе и мире профессий благодаря их открытости пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями, что привело к развитию неустойчивости, появлению новых возможностей. Признаки этой неустойчивости состоят в том, что педагог-профориентолог обнаруживает несоответствие между устоявшимися технологиями профориентационной деятельности и весь спектр новых образовательных технологий, предлагаемых педагогической наукой и практикой и используемых в профориентационных целях. Меняется отношение педагога-профориентолога к возможности привлечения новообразований в содержание и способы организации профориентационной деятельности, увеличивается многообразие его деятельности.

Ученик обнаруживает несоответствие между сложившимися представлениями о мире профессий, способах самодиагностики и предлагаемой информацией о профессиях и специальностях и методиках диагностики профессиональной направленности личности.

Дальнейшее развитие новых образовательных технологий и способов диагностики приводит к разрушению устоявшегося прежнего порядка в отношениях между субъектами профориентационного процесса, генерации неустойчивости. С точки зрения синергетического подхода рост неустойчивости необходим для перехода самоопределяющейся личности в новое состояние. Этот переход может иметь не только стихийный, но и управляемый характер. Управление ростом неустойчивости происходит благодаря условиям, созданным системой управления процессом профессионального выбора для создания неупорядоченного состояния, конструктивного хаоса, выводящего систему на благоприятный для неё путь развития. Благодаря этим условиям происходит увеличение многообразия способов деятельности педагога-профориентолога, потребностей учеников в образовательных программах и методах самореализации. Накопившееся многообразие ставит педагога-профориентолога перед выбором одного из следующих возможных вариантов:

·                   ориентироваться на одну из новых появившихся технологий организации профориентационной деятельности;

·                   отказаться от новых вариантов, следовать традиционному способу;

·                   допустить многообразие как уже сложившихся, так и ещё не возникших технологий организации профориентационной деятельности;

·                   формировать отношения к многообразию новых образовательных  технологий и строить собственную авторскую технологию организации профориентационной деятельности.

Самоопределяющаяся личность может сделать выбор из следующих возможных вариантов:

·                   положиться на выбор учителей или родителей;

·                   самой выбрать из предложенных вариантов;

·                   создать собственную образовательную программу в пользу личностного и

профессионального роста.

Этап 2 структурирование, рост упорядоченности в системе. На этом этапе возрастает определённость в отношении к совершённому выбору благодаря условиям, создаваемым субъектами профориентационного процесса, стимулированием осуществления выбранного сценария профессионального развития. Учитель поддерживает ученика в реализации поставленных целей и задач, адекватных новым социальным условиям, формирует и отрабатывает последовательность этапов педагогической поддержки ученика, её содержа­тельное и методическое обеспечение.

Ученик определяется в поиске смыслов и целей собственного образования, упорядочивает отношения с педагогами, родителями, сверстниками и др. субъектами профориентационного процесса для реализации этих целей, структурирует этапы осуществления собственной программы личностного и профессионального роста в сотрудничестве с педагогом-профориентологом.

Этап 3 – начало периода устойчивого развития самоопределившейся личности.

В социальной среде формируется устойчивое отношение к совершённому выбору. Благодаря системе информационно-педагогической поддержки создаются условия для повышения меры упорядоченности личности и её профессионального роста. При этом в качестве управленческого решения важно сохранить определённую степень многообразия, чтобы стимулировать упорядоченность системы и создавать условия для перехода на новый этап развития. Это многообразие обеспечит сохранение темпов развития личности, соответствующих темпам изменения социальных условий, создаст своеобразную альтернативу складывающемуся порядку. Это вновь приведёт к их противоречию, возникновению неустойчивости и повторению всего цикла, переходу к этапу 1.

Таким образом, процесс информационно-педагогической профессио­нального самоопределения представляет собой динамический процесс взаимо­действия педагога-профориентолога, самоопределяющейся личности и среды между ними с чередованием этапов устойчивого развития и неустойчивости.

В этой модели целью информационно-педагогической поддержки является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило создание оптимальных условий для развития самоопределяющейся личности. Критериями этой оптимизации будут: мера обеспечения развития субъектов профессионального выбора, мера существующих для этого возможностей, мера свободы выбора. Эту задачу можно представить как комплекс задач двух уровней: а) тактических – управление спонтанно сложившимся понятием о многообразии мира профессий и б) стратегических – управление самим процессом возникновения понятия о многообразии. Управление сложившимся и формирующимся понятием о многообразии может осуществляться в соответствии со следующими принципами. Принцип многообразия подразу­мевает, что в случае, когда цель управления – создание условий для развития личности учителя и ученика, то оно ориентировано на создание и поддержку понятия о многообразии существующих и возникающих связей между элементами системы образовательно-профессиональной среды. Принцип единства утверждает, что любое управление невозможно без организации устойчивых связей, форм общности элементов сложившегося многообразия; оно подчинено единой цели, что в свою очередь ограничивает степени свободы каждого из элементов. На первый взгляд эти принципы противоречат друг другу. Следование одному исключает действие другого. Искусство управления открытой системой образовательно-профессиональной среды состоит в том, чтобы обеспечить развитие представлений о многообразии и сохранить одновременно стабильность структуры этой среды. Это возможно только в том случае, когда эти принципы будут использоваться как дополняющие, взаимообусловливающие, а не исключающие друг друга.

Исходя из этого, цель обучения состоит не в трансляции знаний, а в создании среды и формировании опыта проектирования, которые помогут учащимся открыть и добыть знания для самих себя, направить их на развитие общества. Это становится возможным, если в образовательном учреждении применяются современные, интерактивные образовательные технологии.

Успешному профессионально-ценностному самоопределению способс­твуют: активизирующие, проблемно-ориентированные технологии, личностно-ориентированные технологии развития профессионально важных качеств, инновационные технология обновления, управление проектами (project management), технологии открытого образования.

Внедрение инновационных технологий корпоративного обучения резко изменяет «дидактический ландшафт» общего и профессионального образования и требует изменения его методической парадигмы. Система корпоративного образования строится на принципах педагогики сотрудничества. В её основе – общие ценности, обучение технологиям взаимной поддержки и освоение моделей комплементарной, взаимодополняющей познавательной активности учащихся.

Профориентационная деятельность сегодня становится связующим звеном между непрерывным образованием и сферой труда. Целью информационно-педагогической поддержки является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило создание оптимальных условий для развития самоопределяющейся личности. Система информационно-педагогической поддержки профессионального самоопреде­ления старшеклассников направлена на устранение «технологического разрыва» между образовательными системами общего и профессионального назначения.

Информационно-педагогическая поддержка обеспечивает управляемость и целенаправленность процесса социализации личности и её социально-профессиональное самоопределение в условиях образования. Содержание профессионального самоопределения должно быть многообразно и вариативно, включать в себя альтернативные варианты построения сценария профессио­нального будущего.

В связи с изменением содержания профессионального самоопределения изменяется и способ его информационно-педагогической поддержки. Технология информационно-педагогической поддержки профессионального самооп­ределения представляет собой процесс взаимодействия субъектов профес­сионального пространства: педагога-профориентолога, самоопределяющейся личности и среды между ними.

Список цитированных источников

1.                Игнатович, Е. С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников профессионального самоопределения cтаршеклассников / Е.С.  Игнатович : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Игнатович; БГПУ им.М.  Танка. – Минск, 2010. – 26 с.

2.                Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 19–26.

3.                Родичев, Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников / Н. Ф. Родичев // Новые ценности образования. – 2006. Выпуск 1–2 / 25–26 «Образовательная деятельность». – С. 234–251.

4.                Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.

5.                Князева, Е. Н. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. – СПб.: Алетейя, 2002. – 414 с.

Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 2. – С. 14–22.

 

 



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке Белорусского государственного фонда фундаментальных исследований (проект № Г11157от 15 апреля 2011 г.).

 

[2] Аттрактор – совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития; идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своём развитии. 

[3] Фасилитация (от англ. facilitate) – помогать.

 



  • Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь
  • Могилевский государственный университет продовольствия
  • Гродненский государственный университет имени Я. Купалы
  • Белорусская медицинская академия последипломного образования
  • Белорусский государственный экономический университет
  • Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова
  • Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого
  • Белорусский государственный университет транспорта
  • Белорусская государственная академия искусств
  • Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
  • Витебский государственный университет имени П.М.Машерова
  • Белорусский государственный медицинский университет
  • Барановичский государственный университет
  • Витебский государственный технологический университет